Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Договор транспортной экспедиции по ГК РФ (образец)

Рассмотрим договор транспортной экспедиции по ГК РФ – образец его важен для любой транспортной организации. Заполненный образец договора транспортной экспедиции можно скачать по ссылке ниже. В статье рассмотрим все элементы этого документа и особенности, которые нужно учитывать, чтобы правильно его составить.

Договор транспортной экспедиции по ГК РФ

Договор транспортной экспедиции достаточно сложен для составления, т. к. в нем нужно учесть много нюансов. Разберемся, в чем заключаются эти особенности, как в целом для договора транспортной экспедиции, так и для его отдельных элементов: предмет, стороны, их права и обязанности, существенные условия и ответственность сторон.

Договор транспортной экспедиции регулируется нормами главы 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция» и нормами федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — ФЗ № 87).

Также при оказании услуг транспортной экспедиции необходимо учитывать Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утверждены постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554) (далее — Правила ТЭД).

Рекомендуем вам Путеводитель по сделкам «Договор транспортной экспедиции». Вы можете перейти к нему бесплатно, получив пробный доступ к системе «КонсультантПлюс».

ВАЖНО! Если клиент оформляет договор на транспортную экспедицию для личных, семейных, хозяйственных и иных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, к отношениям между экспедитором и клиентом применяются нормы закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей).

Для описания и пояснений по каждому элементу договора транспортной экспедиции мы будем использовать нормы вышеперечисленных документов.

Виды договора транспортной экспедиции

Классификацию видов транспортной экспедиции можно проводить по различным основаниям:

  • по объему услуг — полное или частичное экспедиторское сопровождение;
  • по виду транспортной перевозки — автомобильная, морская, железнодорожная, смешанная и пр.;
  • по цели заключения договора ТЭ — о доставке груза к месту нахождения перевозчика или о получении груза в пункте назначения и его доставка клиенту; о предоставлении отдельных услуг ТЭ (погрузочно-разгрузочные, сопровождение груза и его охрана в пути, оформление перевозочных документов и различных расчетов и пр.); об обеспечении всего комплекса услуг для доставки груза в конечный пункт.

Еще существуют такие виды договора транспортной экспедиции, как реальный и консенсуальный:

  • Если экспедитор оказывает клиенту в основном посреднические услуги, связанные с организацией перевозки груза, и не участвует в таких услугах как сторона договора, договор ТЭ считается консенсуальным. В этом виде договора транспортной экспедиции обязательства у сторон возникают не с момента передачи груза экспедитору, а с момента заключения договора транспортной экспедиции, в т. ч. с момента направления клиентом поручения экспедитору, если экспедитор такое поручение принял. Особенность такого вида договора заключается в том, что экспедитор с момента заключения договора не вправе отказаться от выполнения услуг. Если же это происходит по инициативе экспедитора, он обязан возместить клиенту убытки и выплатить штраф.
  • Если клиент предоставляет экспедитору право заключать необходимые договоры с перевозчиком, по которым экспедитор будет выступать как сторона (заказчик, клиент и пр.), или экспедитор оказывает одновременно услуги как перевозчик, такой договор будет реальным.

Понятие договора транспортной экспедиции

Понятие договора транспортной экспедиции закреплено в ч. 1 ст. 801 ГК РФ, из которой следует: одна сторона — экспедитор — обязуется выполнить услуги, связанные с перевозкой груза или организовать выполнение таких услуг третьим лицом, для второй стороны — клиента. Экспедитор выполняет или организует такие услуги за счет клиента. Клиент также выплачивает экспедитору вознаграждение за оказание или организацию таких услуг.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ч. 1. ст. 801 ГК РФ).

Сразу отметим особенность предмета — этот вид договора применяется только для перевозки грузов. Перевозка людей регулируется иным видом договора — перевозки пассажиров. Правила и требования для этого договора во многом отличаются от правил, которые регулируют перевозку грузов.

Договоры транспортной экспедиции, как правило, применяют организации, которые специализируются на услугах, связанных с перевозкой груза. Это очень обширная сфера деятельности, виды услуг в ней тоже очень разнообразные:

  • услуги по организации различных видов перевозки (автомобильной, железнодорожной, морской, авиа, комбинированным способом и пр.) по маршруту, который выбирает экспедитор или клиент;
  • заключение договоров с компаниями-перевозчиками от имени клиента или от имени экспедитора;
  • приемка, сортировка, упаковка груза,
  • проверка количества и состояния груза;
  • погрузка, выгрузка груза, как в момент его приема/выдачи, так и в промежуточных пунктах маршрута;
  • получение и оформление документов, которые необходимы для экспорта или импорта груза;
  • выполнение таможенного оформления, оформление страховок (обязательных или добровольных) и иных бумажных формальностей, связанных с грузом;
  • оплата необходимых госпошлин, таможенных и иных сборов и расходов, которые возникают в процессе перевозки груза;
  • хранение груза;
  • доставка и выдача груза к месту нахождения грузополучателя и пр.

Этот перечень не является полным или закрытым, потому что экспедитор может оказывать любые иные услуги, связанные с перевозкой груза или сочетание таких услуг. Поэтому договор транспортной экспедиции часто оформляется как смешанный или комбинированный и включает элементы договора хранения, страхования.

Исходя из перечня услуг, которые закреплены в договоре с конкретным клиентом, договор ТЭ считается заключенным на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. Полное обслуживание подразумевает предоставление всего комплекса услуг — с момента приемки груза до выдачи его в конечном пункте маршрута. При частичном экспедитор выполняет только часть услуг, например, погрузочно-разгрузочные работы, приемка и выдача груза, хранение груза на складе при задержке клиента по получению груза.

ВАЖНО! Если не прописали предмет договора транспортной экспедиции детально, в случае возникновения споров по нему суд вправе переквалифицировать договор в иной вид, например, в договор возмездного оказания услуг. Это означает применение иных норм регулирования и ответственности.

И хотя договор транспортной экспедиции частично также является договором оказания услуг, все же в нем много особенностей, которые позволяют выделить такой договор в отдельный вид.

Таким образом, предмет договора транспортной экспедиции — это комплекс услуг, которые оказывает экспедитор клиенту в связи с перевозкой груза.

Документы, которые дополнительно составляются к договору транспортной экспедиции

Услуги транспортной экспедиции сопровождаются составлением большого количества обязательных документов. Правила ТЭД (пп. 5 и 6) выделяют три группы таких документов, которые необходимы для правильного оформления услуг по перевозке груза:

  • Поручение экспедитору — документы, которые определяют конкретный перечень услуг и условия их оказания с определенным клиентом. К этой группе относятся: заявка клиента или поручение экспедитору; заявка на доставку груза и пр. При этом в поручении указываются основные данные о грузе: вид груза, его вес, объем, количество грузовых мест, маркировка. Такие данные указывает клиент, при этом они должны быть полными и достоверными, позволяющими экспедитору выполнить свои обязанности, иначе он может быть освобожден от ответственности за сохранность и целостность груза.
  • Экспедиторские документы — подтверждают факт получения экспедитором от клиента или грузоотправителя, которого указал клиент, конкретного груза для перевозки, например, транспортная накладная и иные перевозочные документы.
  • Складская расписка — составляется в тех случаях, когда экспедитор оказывает дополнительные услуги складского хранения груза и подтверждает, что экспедитор принял от клиента груз на хранение. Такой документ могут выдавать иные компании, которые в процессе перевозки осуществляют складское хранение по поручению клиента или экспедитора.

Формы таких документов и порядок их оформления закреплены приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов». Экспедитор может использовать утвержденные формы или разработать на их основе собственный бланк, но в нем должны быть все обязательные реквизиты, которые содержатся в утвержденной форме.

Если действия экспедитора предполагают заключение различных видов договоров или совершение особых действий в интересах или от имени клиента (например, по страхованию груза, уплате госпошлин или таможенных сборов), клиент должен выдать экспедитору доверенность, иначе совершение таких действий будет невозможно.

Отдельно нужно упомянуть акт сдачи-приемки оказанных услуг или отчет экспедитора — это финальный документ, который подтверждает полное оказание услуг экспедитором и их приемку клиентом.

Дополнительные документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, т. к. закрепляют те условия перевозки груза, которые не были определены в договоре ТЭ или не регламентированы нормами законодательства.

Особенности договора транспортной экспедиции

Уже из предмета договора транспортной экспедиции следует, что основная его особенность — оказание услуг, связанных с организацией процесса перевозки груза. При этом договор ТЭ не стоит приравнивать к договору перевозки груза, т. к. перевозка груза не является основной деятельностью экспедитора. Если, помимо организации перевозки груза компания занимается и деятельностью по перевозке груза, тогда она применяет смешанный вид договора, в котором используются как элементы договора транспортной экспедиции, так и элементы договора перевозки.

Из этой особенности вытекает следующая — право экспедитора привлекать для оказания услуг по перевозке груза иные компании. Эта особенность закреплена в ст. 805 ГК РФ.

При этом клиент не вправе требовать от экспедитора оказать услуги только собственными силами, не привлекая третьих лиц, если только такое условие отдельно не оговорено в договоре ТЭ.

Еще одна особенность договора транспортной экспедиции — его обязательная письменная форма (ст. 802 ГК РФ). Если такая форма не соблюдается, договор считается недействительным. Это означает, что устные договоренности при заключении договора ТЭ не допускаются. Факта выставления только счета на услуги и его оплаты также недостаточно, чтобы считать, что стороны заключили именно договор транспортной экспедиции в письменной форме. Эта особенность связана со спецификой услуг и отношений, которые из них возникают.

При этом закон не требует, чтобы договор транспортной экспедиции был заключен как единый документ. Вместо этого услуги по ТЭ могут быть оформлены пакетом различных документов: заявка клиента, транспортная накладная, акт сдачи-приемки груза и пр. Но в совокупности такие документы должны содержать все существенные условия и порядок перевозки груза.

Письменная форма договора не требует его регистрации или заверения уполномоченными государственными лицами, однако, если обмен подписанными экземплярами договора происходит по факсу, в виде сканов по электронной почте или в иной не бумажной форме, этот способ нужно отдельно прописать в условиях договора, иначе возникают основания считать договор не заключенным, по причине несоблюдения письменной формы договора транспортной экспедиции.

Когда экспедитор заключает с клиентом договор на ТЭ в форме единого документа, это позволяет сразу прописать в нем все существенные условия и требования, а не устанавливать их потом через дополнительные запросы документов, поручений, разъяснений и пр.

Например, клиент поручает экспедитору перевозку особого груза — замороженной продукции. При этом клиент обязан предоставить информацию о свойствах груза, температуре его хранения и перевозки, сроках хранения и пр. Экспедитор, ориентируясь на такие сведения, подбирает транспортное средство или перевозчика, который может обеспечить такие условия при перевозке, строит оптимальный маршрут и организует хранения в пунктах перегрузки. Если же такая информация не будет сообщена заранее, это может привести к порче груза и убыткам клиента, которые он впоследствии может требовать от экспедитора.

Еще одна существенная особенность договора транспортной экспедиции — порядок и размер ответственности сторон такого договора, который регулируется нормами ГК РФ и специальными нормами ФЗ № 87. Подробно эту особенность рассмотрим ниже.

Особенностью договора ТЭ также считается обязанность стороны предупредить об отказе от выполнения договора в разумный срок (ст. 806 ГК).

Сторона, которая отказывается от выполнения договора ТЭ в одностороннем порядке, обязана возместить убытки, возникшие у другой стороны в связи с таким отказом, и дополнительно уплатить штраф в размере 10 % от суммы таких убытков. Это требование распространяется как на экспедитора, так и на клиента (п. 5 ст. 6 ФЗ № 87).

Все особенности груза и отношений сторон договора транспортной экспедиции в процессе перевозки можно сразу указать в договоре и приложениях к нему, если он составлен правильно.

Об обложении НДС транспортных услуг по договору транспортной экспедиции смотрите в Готовом решении от экспертов «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе, получите его бесплатно на пробной основе.

Существенные условия договора транспортной экспедиции

До начала оказания услуг транспортной экспедиции, клиент и экспедитор должны оговорить все важные условия, которые можно отнести к существенным условиям договора транспортной экспедиции. В нормах главы 41 ГК и ФЗ № 87 существенные условия не определены, поэтому в каждом конкретном случае они устанавливаются соглашением сторон. Но, исходя из особенностей договора транспортной экспедиции, можно назвать такие основные условия, которые следует прописывать в любой ситуации:

  • предмет договора транспортной экспедиции — перечень оказываемых услуг;
  • предмет перевозки — вид и количество груза;
  • маршрут доставки, конечный(-ые) пункт(-ы) доставки груза.

Если в договоре не указано любое из этих условий, то договор ТЭ нельзя считать заключенным.

ВАЖНО! Цена услуг по договору транспортной экспедиции не относится к существенным условиям. Дело в том, что когда цена не указана в договоре, она определяется на основании тарифов экспедитора и по документам, подтверждающим несение им сопутствующих расходов.

Срок доставки может быть существенным условием, например, когда клиенту важно, чтобы груз был доставлен к определенному моменту или же услуги становятся ненужными. Но чаще всего срок доставки не является существенным условием, хотя его нарушение влечет для экспедитора выплату неустоек по нормам ГК и ФЗ № 87.

Цена договора транспортной экспедиции

Как упоминалось выше, цена договора транспортной экспедиции не является его существенным условием, поэтому может быть не установлена сразу в договоре. Как правило, окончательная стоимость услуг определяется на момент доставки груза.

Чаще всего договор ТЭ содержит условие о том, что услуги оказываются по тарифам или по расценкам прайс-листа экспедитора. Подписывая договор, клиент подтверждает, что ознакомлен с этими тарифами, расценками и согласен оплачивать услуги по тарифу или расценкам.

Многие экспедиторы добавляют в договор транспортной экспедиции условие, согласно которому такие тарифы могут быть изменены в процессе оказания услуг. Такое условие является правомерным, т. к. стоимость услуг экспедитора часто зависит от стоимости услуг иных компаний (перевозчиков, хранения и пр.), повлиять на такую стоимость экспедитор не может, но и не должен нести связанные с этим убытки.

Обязанность клиента произвести оплату услуг экспедитора чаще всего устанавливается до момента прибытия груза на склад или в конечную точку маршрута. При нарушении клиентом данной обязанности, экспедитор вправе удержать груз или его часть до момента поступления оплаты.

Стороны договора транспортной экспедиции

Основные стороны договора транспортной экспедиции — это экспедитор и клиент.

Экспедитором может выступать любой субъект предпринимательской деятельности — юрлицо или ИП. Получение лицензии, особого разрешения или членства в специальных профессиональных организациях для оказания такого вида услуг не требуется.

Поэтому экспедитором может выступать как организация, специализирующаяся на оказании услуг транспортной экспедиции (всего комплекса услуг или части), так и организация, для которой такие услуги являются дополнительным видом деятельности. Например, компания-перевозчик, может оказывать услуги транспортной экспедиции в отношении отдельных видов услуг или отдельным клиентов, но для нее это не основное направление бизнеса.

Экспедитор вправе привлекать к выполнению части услуг третьих лиц (перевозчиков, погрузочно-разгрузочные услуги, хранение и пр.). Согласие клиента на такие действия экспедитору не требуется, если только клиент отдельно не оговорил условие об оказании услуг только экспедитором или о необходимости запрашивать согласия у клиента на оказание услуг третьими лицами. Это правило закреплено в ст. 805 ГК РФ.

Такое третье лицо не становится стороной по договору транспортной экспедиции. Порой клиент даже не знает, кто именно выполнял отдельные услуги в процессе перевозки груза. При этом экспедитор полностью отвечает по договору перед клиентом за действия третьих лиц, с учетом особенностей ответственности (смотри ниже).

Клиент по договору ТЭ может заключать договор как лично для себя, так и в интересах третьих лиц.

При этом, если клиент отправляет груз третьего лица, он считается грузоотправителем.

Если клиент отправляет груз для получения третьим лицом, такое лицо будет грузополучателем.

Каких-либо доверенностей от собственника груза для грузоотправителя или от грузополучателя клиенту предоставлять не требуется. 

Права и обязанности сторон по договору транспортной экспедиции

Как в любом другом договоре, в договоре транспортной экспедиции права одной стороны соответствуют обязанностям и правам другой стороны и наоборот.

Например, обязанность клиента представить документы на груз означает право экспедитора требовать от клиента такие документы.

Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции

Основные обязанности клиента закреплены в ст. 804 ГК РФ и ст. 5 ФЗ № 87 и заключаются они в следующем:

  1. Предоставить экспедитору документы и другую информацию, которая относится к свойствам груза, условиям его перевозки и иные важные сведения, которые могут повлиять на оказание услуг экспедитором. Если предполагается перемещение груза через государственные границы или через границы территорий РФ, где будет осуществлен досмотр груза (например, особые экономические зоны), клиент обязан предоставить все необходимые документы на груз, для прохождения таможенного оформления, транспортного, санитарного и прочих видов контроля (надзора). Например, ветеринарные сертификаты, чеки на покупку техники и пр.

Экспедитор, в свою очередь, обязан проверить такую информацию, сообщить клиенту о недостающих сведениях и запросить их у клиента. Если клиент нарушает или не полностью выполняет данную обязанность, экспедитор вправе не приступать к оказанию услуг или приостановить уже начатые услуги. За нарушение данной обязанности клиент несет ответственность за убытки, которые могут возникнуть у экспедитора в связи с этим.

  1. Оплатить услуги экспедитора и дополнительные расходы экспедитора, которые он понес в связи с оказанием услуг транспортной экспедиции. Такие расходы должны быть совершены в интересах клиента (например, с целью не допустить порчу груза экспедитор производит дополнительную упаковку или переупаковку груза). По правилам ФЗ № 87 экспедитор обязан запросить у клиента согласие на выполнение дополнительных услуг или иные распоряжения, однако, если клиент не ответит в установленный срок, экспедитор вправе выполнить дополнительные услуги без такого согласия и в дальнейшем потребовать от клиента их возмещения.

В договоре транспортной экспедиции могут быть предусмотрены и иные обязанности клиента, например:

  • Предоставить груз экспедитору в упаковке, соответствующей установленным правилам и стандартам — данная обязанность по договоренности может быть отнесена к обязанностям экспедитора.
  • Доставить груз на склад экспедитора в пункте отправления.
  • Организовать приемку груза лично или полномочным представителем грузополучателя — при нарушении этой обязанности с клиента может быть взыскана неустойка и иные убытки экспедитора, связанные с хранением груза или его повторной отправкой.
  • Застраховать груз, если его стоимость составляет более определенной договором суммы (например, более 300 тысяч рублей). Такая обязанность также может быть отнесена на экспедитора по согласованию сторон.
  • Выдать экспедитору доверенность на заключение определенных договоров от имени клиента, если возникает такая необходимость.

Обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции

Обязанности экспедитора подробно закреплены в ст. 4 ФЗ № 87:

  • Оказывать услуги транспортной экспедиции в соответствии с условиями договора ТЭ и в интересах клиента. Отступление от условий допускается только в тех случаях, когда экспедитор, действуя в интересах клиента и с целью избежать порчи или утраты груза, не имеет возможности получить от клиента согласие на дополнительные действия или клиент не дает ответ на запрос экспедитора в течение суток. При этом экспедитор обязан сообщить клиенту о принятых им мерах или ином отступлении от условий договора сразу же, как появится такая возможность. Уведомление делается тем способом, который закреплен в договоре — звонок на телефон, отправка письма на электронную почту и пр.
  • Проверить достоверность и полноту информации, которую предоставляет клиент в отношении груза, а также в отношении самого клиента, грузоотправителя или грузополучателя.
  • После проверки информации о грузе выдать клиенту экспедиторский документ о принятии поручения клиента и его груза, а также выдать клиенту оригиналы договоров, которые экспедитор должен будет заключить в процессе перевозки от имени клиента и на основании доверенности клиента.
  • По требованию клиента, который заказывает услуги транспортной экспедиции для личных, семейных, домашних и иных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, предоставить информацию, которая предусмотрена Законом о защите прав потребителей и иными правовыми актами в этой сфере.
  • Застраховать груз от имени клиента, если такое условие предусмотрено в договоре. Если такого условия нет, экспедитор вправе застраховать свою ответственность за перевозку груза, а клиента уведомить о возможности добровольного страхования груза. Если груз не страхуется клиентом, размер ответственности экспедитора в случае порчи, гибели или потери груза устанавливается по нормам ФЗ № 87 и ГК РФ, если только в договоре не будут установлены иные размеры ответственности экспедитора. При этом в договоре допускается увеличить размер ответственности экспедитора по сравнению с нормами ФЗ № 87, но не уменьшать.

Права клиента по договору транспортной экспедиции

Основные права клиента указаны в п .6 ст. 3 ФЗ № 87, к ним относятся:

  • право выбирать маршрут следования и вид транспорта для доставки груза, если такое право не закреплено за экспедитором;
  • требовать и получать от экспедитора информацию о процессе перевозки груза, если это закреплено в договоре транспортной экспедиции;
  • давать экспедитору дополнительные указания, связанные с перевозкой груза. Порядок отступления от таких указаний описан выше.

В договоре транспортной экспедиции могут быть предусмотрены иные права клиента, например, заказывать дополнительные услуги экспедитора или третьих лиц — страхования, хранения и пр.

Права экспедитора по договору транспортной экспедиции

Права экспедитора закреплены в п.п.1-4 ст. 3 ФЗ № 87. Основные права экспедитора:

  • Не приступать к оказанию услуг, если клиент не предоставил необходимую информацию о грузе и порядке его перевозки, или предоставил ее в неполном объеме, не позволяющем оказывать услуги транспортной экспедиции качественно.
  • Выбирать или изменять маршрут перевозки груза, вид транспорта, последовательность перевозки различными видами транспорта и пр., если только в договоре транспортной экспедиции такое право не закреплено за клиентом.
  • Удерживать груз клиента, находящийся у экспедитора, до осуществления расчетов с клиентом в полном размере. Такое право экспедитора должно быть закреплено в договоре транспортной экспедиции.
  • Застраховать свой риск ответственности в случаях нарушения условий договора транспортной экспедиции и пр.

Так же, как и в отношении клиента, в отношении экспедитора условиями договора могут быть закреплены иные дополнительные права.

Общие основания ответственности по договору транспортной экспедиции

Ответственность по договору транспортной экспедиции наступает как по общим нормам ГК (глава 25), так и по специальным нормам ФЗ № 87 (ст. 6–10). При этом особенности ответственности установлены и для экспедитора, и для клиента.

ВАЖНО! В договоре транспортной экспедиции стороны вправе установить более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с размерами, установленными нормами ФЗ № 87 или в международных договорах. Условия договора о снижении такого размера ответственности или о полном устранении ответственности экспедитора, считаются ничтожными.

Размер ответственности клиента перед экспедитором по условиям договора транспортной экспедиции, наоборот, допускается уменьшить, но не увеличивать по сравнению с нормами ФЗ № 87.

Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

В случаях наступления ответственности экспедитора перед клиентом действует специальное правило (ст. 803 ГК и ст. 6 ФЗ № 87):

  1. Если экспедитор докажет, что нарушения в процессе доставки груза вызваны ненадлежащим исполнением договоров перевозки, которые осуществляли третьи лица (перевозчики), экспедитор несет ответственность по тем же правилам, по которым такое третье лицо-перевозчик будет отвечать перед экспедитором.

Материальная ответственность экспедитора и ее размер также регулируется специальными нормами ФЗ № 87. В ст. 7 ФЗ № 87 такой размер устанавливается в зависимости от того, что произошло с грузом в процессе перевозки и от оценки груза клиентом.

  1. Если экспедитор принял от клиента груз с объявленной ценностью и при перевозке:
  • Потерян (утрачен) весь груз или его часть (недостача груза). Ответственность у экспедитора определяется в размере такой объявленной ценности или его части, пропорционально недостающему грузу. Груз считается утраченным, если экспедитор не смог выдать его клиенту по истечении 30 дней с даты доставки, установленной в экспедиционных документах. Если такой срок не был прописан в документах — в течение разумного срока, необходимого для доставки груза. Разумный срок определяется по конкретным обстоятельствам перевозки — вид транспорта, сезон года, объем груза и пр. Груз не считается утраченным, если он не выдан клиенту экспедитором в связи с полной или частичной неоплатой услуг экспедитора, при условии что экспедитор своевременно направил клиенту уведомление о прибытии груза в конечный пункт.
  • Груз был поврежден или испорчен. Ответственность экспедитора устанавливается в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность груза. Если груз не подлежит восстановлению, в полном размере объявленной ценности груза.
  1. Если экспедитор принял от клиента груз без объявленной ценностью, и при перевозке:
  • Потерян весь груз или его часть (недостача груза). Ответственность у экспедитора определяется в размере действительной или документально подтвержденной стоимости всего груза или его недостающей части. Действительная или документально подтверждаемая стоимость определяется по цене, указанной в договоре на приобретение груза или в счете продавца, чеках, квитанциях (для клиентов — физических лиц). Если такого договора, счета, чеков у клиента нет, стоимость груза определяется по средней рыночной цене на аналогичный товар. Такая средняя стоимость определяется по месту выдачи груза на день, когда экспедитор добровольно удовлетворяет требование клиента о выплате или на день принятия решения суда (если экспедитор отказался добровольно выплачивать убытки клиента).
  • Груз был поврежден или испорчен. Ответственность экспедитора устанавливается в размере суммы, на которую понизилась действительная или документально подтвержденная стоимость груза. Если груз не подлежит восстановлению — в полном размере действительной или документально подтвержденной стоимости груза.

О потере, недостаче, повреждениях или полной порче груза клиент должен сообщить в момент приемки груза. По общему правилу, если клиент не сообщил об этом сразу, считается, что груз доставлен и принят клиентом в полном объеме и без повреждений.

Однако, если недостача, повреждения или порча груза не могли быть выявлены в момент его приемки, об их выявлении клиент может заявить экспедитору в течение 30 дней с момента получения груза.

Возврат клиенту вознаграждения за доставку утраченного груза

Ответственность экспедитора не ограничивается возмещением реального ущерба клиента. Дополнительно экспедитор обязан вернуть клиенту вознаграждение, выплаченное за доставку груза, пропорционально объему утраченного, поврежденного или испорченного груза.

Также экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду (т. е. любая потенциальная прибыль, которую клиент рассчитывал получить от реализации или использования груза любым способом), которая возникла у клиента в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора. Такая мера ответственности не применяется в отношениях с клиентами — физическими лицами, которые заказывали услуги транспортной экспедиции в личных, домашних, бытовых и иных целях, не связанных с предпринимательством. Но в этом случае могут применяться меры ответственности по Закону о защите прав потребителей (в том числе компенсация морального вреда).

Ответственность экспедитора также ограничена тем периодом, в течение которого груз находился под контролем экспедитора (с момента принятия до момента выдачи клиенту, грузополучателю). Экспедитор при этом вправе доказывать, что утрата, недостача, порча или повреждение груза возникли по обстоятельствам, которые не зависят от экспедитора, которые он не мог предотвратить или устранить (например, стихийное бедствие, военные действия и пр.). Если такие обстоятельства будут доказаны, экспедитор освобождается от ответственности перед клиентом.

При перевозке груза в международном сообщении размер ответственности экспедитора устанавливается с применением расчетных единиц, но не более двух единиц за 1 кг общего веса утраченного, поврежденного или недостающего груза. Стоимость 1-й расчетной единицы определяется по специальному методу, который разрабатывает и утверждает Международный валютный фонд.

В ст. 9 ФЗ № 87 установлены отдельные меры ответственности экспедитора за нарушение сроков оказания услуг транспортной экспедиции. Ответственность у экспедитора возникает за любое нарушение сроков, предусмотренных в договоре ТЭ или дополнительных документах к нему.

По договорам, заключенным с клиентами — физическими лицами (не относящимся к предпринимателям), ответственность экспедитора за нарушение сроков установлена в форме неустойки, которая уплачивается за каждые сутки или за каждый час (в зависимости от того, как указан срок доставки). При этом неполные сутки считаются за полные.

Размер неустойки зафиксирован в п. 2 ст. 9 ФЗ № 87 и составляет 3 % от размера вознаграждения экспедитора, но не более 80 %.

При этом для освобождения от ответственности экспедитор вправе доказывать, что нарушение сроков произошло по обстоятельствам непреодолимой силы или по вине клиента.

Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором

В ст. 10 ФЗ № 87 установлены меры ответственности клиента перед экспедитором. Она наступает в следующих случаях:

  1. Клиент не исполнил обязанность по предоставлению информации, необходимой для организации услуг транспортной экспедиции, и вследствие этого у экспедитора возникли убытки. Клиент обязан возместить экспедитору такие убытки в полном объеме.
  2. Клиент необоснованно отказался оплачивать экспедитору расходы, которые он понес в процессе перевозки груза в интересах клиента. Помимо выплаты таких расходов, клиент выплачивает неустойку в размере 10 % от суммы таких расходов.
  3. Клиент нарушил сроки выплаты вознаграждения и дополнительных расходов экспедитора, понесенных в интересах клиента. Клиент выплачивает экспедитору неустойку в размере 0,1 % от указанных сумм, но не более размера вознаграждения или дополнительных расходов.

Срок предъявления претензии и иска по договору транспортной экспедиции

По спорам и претензиям к экспедитору, которые возникают из договора транспортной экспедиции, клиент обязан соблюдать досудебный претензионный порядок (ст. 12 ФЗ № 87). Данное требование не распространяется только на клиентов — физических лиц, заключивших договор ТЭ для любых целей, кроме предпринимательских.

Претензию экспедитору вправе предъявить:

  • клиент или уполномоченный им представитель;
  • грузополучатель, указанный в документах к договору ТЭ;
  • страховщик на основании права суброгации.

Претензия должна быть направлена в письменном виде, с приложением к ней подтверждающих документов. По претензиям о повреждении, порче, утрате или недостаче груза заявитель должен приложить:

  • документы, которые подтверждаю право предъявить претензию к экспедитору (договор транспортной экспедиции, доверенность, поручение экспедитору и т. д.);
  • документы, подтверждающие стоимость и количество отправленного груза – в оригиналах или надлежаще заверенных копиях.

Претензию допускается направить в течение 6 месяцев с даты возникновения права на подачу претензии. Этот срок исчисляется по следующим правилам:

  • по убыткам, связанным с утратой, недостачей, порчей или повреждением груза — со дня, который следует за днем, указанным в документах как дата выдачи груза;
  • по убыткам, связанным с нарушением сроков по договору транспортной экспедиции — со дня, который следует за последним днем действия договора, если иной срок не установлен по соглашению сторон;
  • по иным обязательствам — со дня, когда заявитель претензии узнал или должен был узнать о нарушениях, допущенных экспедитором.

По истечении указанных сроков экспедитор вправе принять претензию к рассмотрению, если признает, что причины пропуска срока относятся к уважительным.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию в течение 30 дней со дня ее получения и направить на нее письменный ответ. В ответе экспедитор должен пояснить основания принятого им решения и заявить:

  • о полном или частичном удовлетворении требований клиента, грузополучателя или иного уполномоченного лица;
  • об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Если экспедитор отказал в удовлетворении требований заявителя полностью или в части, документы, направленные вместе с претензией, должны быть возвращены заявителю.

Для предъявления исков с требованиями, возникающими из договора транспортной экспедиции, установлен сокращенный срок исковой давности — 1 год с того дня, когда у истца возникло право предъявить такие требования к экспедитору. По искам экспедитора к клиенту срок исковой давности применяется в общем порядке — 3 года.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить