Анализ оборачиваемости запасов — задача, выполнение которой накладывает большую ответственность на аналитическое подразделение организации. Корректные результаты анализа оборачиваемости запасов позволяют оценить эффективность функционирования компании, а также ее финансовую устойчивость. Вот почему этому вопросу уделяют повышенное внимание инвесторы при принятии решений о вложениях в компанию.
Важность проведения анализа оборачиваемости запасов
Оборачиваемость запасов компании показывает, сколько раз в среднем за определенный период она успевает приобрести ресурсы (запасы), пустить их в производство, получить готовую продукцию и извлечь прибыль от ее продажи.
Результаты анализа оборачиваемости запасов (АОЗ), в первую очередь, будут интересовать инвестора. Ведь от того, как быстро компания превращает запасы в готовую продукцию и, соответственно, продает ее, напрямую зависит прибыль самой компании и, следовательно, доход инвестора (иными словами, рентабельность инвестиций).
Для инвестора также важно корректно оценить рентабельность бизнеса. Об этом см. в статье «Как провести анализ рентабельности?».
Однако не менее важно корректно провести АОЗ и для самой организации. Ведь если результаты окажутся ниже нормальных, будет ясно, что нужно срочно что-то менять в бизнесе, иначе в скором времени компания может оказаться в кризисном положении. Поэтому эффективный менеджмент не может существовать без своевременного АОЗ.
Для его проведения, прежде всего, следует обратить внимание на показатели, расчет которых и составляет суть анализа.
Основные показатели анализа оборачиваемости запасов
АОЗ строится на основе расчета 3 основных величин:
- коэффициент оборачиваемости;
- продолжительность (период) оборота;
- глубина запасов.
Коэффициент оборачиваемости — наиболее известный в практике показатель, а потому его расчет чаще всего применяется фирмами для оценки оборачиваемости запасов. Он показывает, сколько оборотов успевают совершить запасы за расчетный период, т. е. насколько быстро денежные средства, использованные для формирования запасов, поступают обратно в фирму в качестве выручки от произведенной из таких запасов готовой продукции.
Коэффициент оборачиваемости можно рассчитать следующим образом:
Кфобр. = Пза пер. / ((Знач.пер. + Зкон.пер.) / 2),
где:
Кфобр. — коэффициент оборачиваемости запасов;
Пза пер. — использование фирмой за период определенного объема запасов на производство продукции (себестоимость произведенной продукции);
Знач.пер. — величина остатков запасов на складе фирмы на начало расчетного периода;
Зкон.пер. — величина остатков запасов на складе фирмы на конец расчетного периода.
При этом в качестве расчетной величины потребления за период берут данные либо о себестоимости произведенной продукции, либо об объемах продаж фирмы за период.
Представляется, что первый вариант правильнее с экономической точки зрения, поскольку показатель «Объем продаж» в денежном измерении включает наценку, формирующую прибыль фирмы. Иными словами, если взять за потребление не себестоимость, а объем продаж, получим необъективно завышенный коэффициент. Чего не могут себе позволить инвесторы.
ВАЖНО! В состав имеющихся запасов (как на начало, так и на конец периода) включаются не только непосредственно запасы на складе, но и нераспроданная готовая продукция, а также величина незавершенного производства.
Часто для большей наглядности требуется понять не то, сколько раз, например, за год успеют обернуться товары, а какова продолжительность в днях 1 оборота. Для этого используют величину, обратную коэффициенту оборачиваемости, а именно — продолжительность (период) оборота.
Рассчитать его можно следующим образом:
Тоб. = 1 / Кфобр. = ((Знач.пер. + Зкон.пер.) / 2) / Пза пер.
ВАЖНО! В приведенной выше формуле продолжительность будет рассчитываться, исходя из того периода, данные о потреблении за который используются. Например, если используются данные о себестоимости произведенной продукции за неделю, то и продолжительность оборота будет исчисляться в неделях. Для того чтобы понять продолжительность в днях, следует полученное значение Тоб. умножить на количество дней в рассматриваемом периоде (для периода в неделях — на 7 дней).
Подробнее о расчете указанных коэффициентов см. в статье «Коэффициент оборачиваемости запасов в днях (формула)».
Третьим показателем, который на практике также нередко используют для АОЗ, является глубина запасов. Этот показатель позволяет выяснить, на какой примерно период при заданном уровне потребления хватит имеющихся на складе запасов:
Гзап. = Зтек. / Прза пер.,
где:
Гзап. — глубина текущих складских запасов;
Зтек. — величина запасов, имеющихся у фирмы в текущий момент;
Прза пер. — себестоимость продукции, которую компания планирует произвести в прогнозируемый период.
Как видно из формулы, глубина запасов отражает количество времени (недель, месяцев и т. д.), на которое, возможно, хватит имеющихся запасов, поэтому лишь косвенно оценивает текущее положение. Она не может учесть непредвиденные сложности с производством, логистикой и иные внешние факторы, влияющие на производство и продажу продукции фирмы. Поэтому практическая ценность этого показателя несколько ниже, чем двух предыдущих.
Порядок проведения анализа оборачиваемости запасов
Если говорить о вопросе с позиции менеджмента бизнеса, то АОЗ в организации проводят на основе выявления соответствия плановых значений фактическим.
Любая производственная компания в том или ином виде имеет текущий финансовый и производственный план (нередко — финансовую модель), в котором отражены планируемые объемы производства, продаж, балансовые показатели, показатели финансовой устойчивости и эффективности, в том числе показатели оборачиваемости запасов.
Далее производят оценку соответствия плана факту.
ВАЖНО! Фактические значения менеджмент может взять из внутренних отчетов о производстве, а также из бухгалтерской отчетности компании (формы установлены приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.06.2010 № 66н).
В случае если выявляется значительное отставание фактических показателей от плановых, требуется выявить причину.
Опираясь на формулу коэффициента оборачиваемости, можно констатировать, что оборачиваемость запасов в компании может снизиться по 2 причинам:
- на складе скопилось слишком много запасов, производственные мощности не успевают оперативно перерабатывать их в готовую продукцию;
- произошел сбой в цепочке «производство — сбыт», в результате которого компания не успевает распродавать произведенные товары, они залеживаются на складе.
Чтобы корректно выявить причину, необходимо оценить влияние каждого фактора (потребление запасов, их средняя величина на складе) на результирующую величину, т. е. на коэффициент оборачиваемости. Кроме того, часто требуется проведение анализа в разрезе отдельных видов или групп товаров.
ВАЖНО! Редко когда на практике к падению оборачиваемости приводит только одна из указанных причин. Как правило, происходит системный сбой, который отражается как на залеживании товара на складе, так и на падении объемов продаж. Поэтому важно корректно оценить, какая из причин в большей степени повлияла на ситуацию.
Для оценки влияния факторов обычно пользуются методами и инструментами финансового анализа, к примеру, методом цепной подстановки, который позволяет оценить степень влияния каждого фактора на общее изменение оборачиваемости запасов.
В ситуации, когда оборачиваемость запасов анализируется не внутри компании, а сторонним лицом (к примеру, инвестором или потенциальным кредитором), данные для анализа также можно взять из бухгалтерской отчетности. Возможно, придется запросить какие-либо дополнительные документы, но организации, как правило, не отказывают в их предоставлении (ведь в интересах компании, чтобы у инвестора или кредитора сложилось позитивное представление об устойчивости бизнеса и финансовых перспективах).
Подробнее о том, какие еще сведения может дать анализ баланса, см. в статье «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия».
Способы повышения оборачиваемости запасов
Во-первых, чтобы оборачиваемость можно было устойчиво повышать, ее надо постоянно и корректно оценивать. Поэтому так важен корректный учет запасов фирмы.
Во-вторых, необходимо иметь четкий план и нормативы показателей, к которым компания будет стремиться в ближайшее время. При этом планы должны быть разработаны на основе объективных и максимально реальных прогнозов развития. Кроме того, соотношение «план-факт» нужно постоянно контролировать. Поэтому эффективное составление планов и прогнозных сценариев развития, а также контроль за их реализацией — залог успешного управления оборачиваемостью запасов компании.
В-третьих, следует обеспечить такую схему реализации, чтобы товар оставался на складе как можно меньше. К числу возможных мер в этом направлении можно отнести оптимизацию логистики, выбор оптимального размера партий поставляемых товаров и т. д.
В-четвертых, необходимо следить за правильностью построения бизнес-процессов внутри фирмы. Например, автоматизация какого-либо процесса может привести к увеличению показателей производства, т. е. в месяц будет производиться большее количество товара. Следовательно, большее количество товара можно продавать и т. д., что в итоге может положительно сказаться на оборачиваемости запасов.
Итоги
Анализ оборачиваемости запасов важен не только для потенциальных инвесторов, но и, в первую очередь, для руководства компании. Его результаты показывают, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы и на какой потенциал роста можно рассчитывать в будущем. АОЗ, как правило, состоит из расчета 3 показателей (коэффициент оборачиваемости, продолжительность оборота и глубина запаса), последующего сопоставления значений с планом и определения путей оптимизации. Следует помнить, что гораздо важнее выяснить не сам факт отклонения текущих значений от плановых, а причину (использовав инструменты финансового анализа). Тогда компания сможет без труда определить, что нужно сделать для повышения оборачиваемости запасов.