Ст. 66 ТК РФ: вопросы и ответы

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Ст. 66 ТК РФ: официальный текст

Статья 66 ТК РФ

Скачать ст. 66 ТК РФ

Ст. 66 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 66 ТК РФ посвящена трудовой книжке — одному из важнейших для каждого работника документов, отражающих места и периоды его работы. Правильность оформления ее крайне важна и всегда вызывает много вопросов. Рассмотрим их.

 

Почему трудовая книжка сохраняет свое значение?

Каков необходимый перечень нормативных документов о трудовых книжках?

Какие основные правила содержит статья 66 ТК РФ?

Когда оформляют трудовую книжку и кто за это платит?

Каковы основные правила заполнения трудовой книжки?

Может ли ИП сам себе оформить трудовую книжку?

О каких сроках следует помнить в связи с трудовой книжкой?

Как в книжку вносятся изменения и исправления?

Каковы правила выдачи дубликата книжки?

 

Почему трудовая книжка сохраняет свое значение?

Несмотря на то что уже достаточно длительное время учет сведений по стажу работы персонально по каждому работнику ведет ПФР по данным, предоставляемым работодателем (и это исключает возможность фальсификации информации по большинству трудящихся лиц), трудовая книжка сохраняет свою актуальность для всех, кому она предназначена:

  • ПФР, при оформлении пенсии берущему из нее данные по стажу для периодов, предшествовавших введению персонифицированного учета, проверяющему корректность и достоверность записей, сделанных каждым из работодателей.
  • Работодателю, видящему в ней подтверждение реального опыта работы принимаемого к нему человека и свидетельство отсутствия (или наличия) грубых дисциплинарных нарушений.
  • Работнику, получающему возможность проконтролировать правильность записей о своем стаже, подтвердить документально необходимый опыт работы, отсутствие грубых нарушений дисциплины, наличие поощрений за труд, присутствие в стаже некоторых периодов (военная и аналогичная ей служба, учеба), которые могут иметь значение при начислении пенсии.

Каков необходимый перечень нормативных документов о трудовых книжках?

Основными нормативными документами, относящимися к современным российским трудовым книжкам (образца 2004 года), являются:

  • ТК РФ (ст. 66), устанавливающий базовые правила их применения;
  • постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, утвердившее форму и порядок ведения книжек;
  • постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69, содержащее правила оформления записей в них;
  • приказ Минфина РФ от 22.12.2003 № 117н, обнародовавший образец книжки, вкладыша в нее и порядок приобретения книжек работодателями.

Кроме того, в связи с продолжающимся использованием всех трудовых книжек, действовавших во времена СССР (п. 2 постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225), востребованными остаются постановления:

  • Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656, которым была утверждена форма книжки образца 1974 года и порядок ее ведения;
  • Совмина СССР от 21.04.1975 № 310, обнародовавшее формы и правила заполнения трудовых книжек колхозников;
  • Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 с инструкцией по заполнению книжек;
  • СНК СССР от 20.12.1938 № 1320, которым была введена первая форма трудовой книжки (образца 1938 г.) и порядок ее ведения.

Какие основные правила содержит статья 66 ТК РФ?

Ст. 66 ТК РФ в отношении трудовой книжки определяет:

  • Необходимость, важность и уникальность (единственность) этого документа.
  • Путь ее бланка — от изготовителя к работодателю и от работодателя к работнику.
  • Круг работодателей, имеющих право на ее оформление, — юрлица и ИП. В отношении работодателя-физлица установлен прямой запрет на такое действие.
  • Условия для инициирования процесса внесения записи о трудоустройстве: по основному для человека месту работы, если он отработал на нем больше 5 дней.
  • Перечень информации, которая отражается в книжке: данные самого работника, сведения о принятии на работу, переводах, увольнении (с указанием основания), награждении. Особо отмечено, что данные о наказаниях (кроме увольнения) в книжку не попадают.
  • Возможность и порядок внесения в книжку записи о совместительстве — по основному для человека месту работы при наличии документального подтверждения этому.

Когда оформляют трудовую книжку и кто за это платит?

Необходимость в оформлении трудовой книжки возникает, когда:

  • человек принимается на первую для него основную работу и проработал на ней больше 5 дней;
  • имеющаяся трудовая книжка не соответствует требованиям, установленным для этого документа действующим законодательством РФ.

Второй пункт становится актуальным в следующих ситуациях:

  • Книжка оформлена на бланке другого государства, и в РФ она недействительна (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15.06.2005 № 908-6-1).
  • Книжка соответствует форме, действующей в РФ, но человек по ней трудоустраивался в другом государстве, и она имеет записи, сделанные по правилам, отличающимся от правил, установленных в РФ. Если такие записи отсутствуют, то возобновлению применения этого документа ничто не препятствует.

При полном использовании в книжке листов раздела о трудоустройстве к ней оформляется (и вшивается в нее) вкладыш, ведение которого осуществляется по тем же правилам (п. 38 постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

Бланки трудовых книжек и вкладышей к ним работодатель покупает у их непосредственного изготовителя (объединения «Гознак» МФ РФ) или у действующих по согласованию с изготовителем распространителей (приказ Минфина РФ от 22.12.2003 № 117н). Для работника эти бланки также являются платными: он возмещает работодателю расходы на их приобретение (п. 47 постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225). Не удерживается с работника плата только в 2 случаях:

  • когда требуется восстановление книжки после утраты, вызванной чрезвычайной ситуацией;
  • когда работник невиновен в порче бланка.

Каковы основные правила заполнения трудовой книжки?

Эти правила сводятся к следующему (постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225):

  • Книжку ведут на русском языке, дублируя эту запись на языке республики, входящей в состав РФ, если у нее такой язык есть.
  • Информация о работнике (Ф.И.О., дата рождения, профессия, образование) вносится по представленным им документам.
  • Все записи в книжке (о приеме, переводе, присвоении квалификации, награждении, увольнении) делают согласно тексту соответствующего приказа работодателя, нумеруя их по порядку и избегая каких-либо сокращений. Записи дублируют в личной карточке работника, где он ставит свои подписи в подтверждение факта знакомства с каждой из них.
  • В качестве основания увольнения указывают либо подходящий пункт ст. 77 ТК РФ, либо один из пунктов ст. 81 или 83 ТК РФ, к которым отсылают соответствующие пункты ст. 77 ТК, либо другую нужную статью ТК РФ или иного закона. Если увольнение происходит по приговору суда, принявшего решение об отстранении лица от определенной деятельности (должности), и наказание им не отбыто, то в книжку заносят данные о сроке, должности (деятельности) и основании отстранения. В случае последующей отмены приговора, в связи с которым произошло увольнение, запись о нем признают недействительной, и это дает работнику право потребовать выдачи дубликата книжки без записи о таком увольнении.
  • В книжку могут быть внесены не только данные о работе по совместительству (прием и увольнение), но и сведения о военной и иной аналогичной ей службе, а также о времени учебы. Основанием служит соответствующий подтверждающий документ, указываемый в книжке.
  • Сведения о награждении попадают в книжку, если они относятся к государственным наградам и наградам от имени работодателя (в т. ч. установленным коллективным договором), но не являются премиями.
  • Все внесенные работодателем за период работы у него сведения при увольнении работника он заверяет подписью ответственного лица и печатью. Если книжка выдается на руки, то в ней свою подпись ставит и работник. Когда книжку заполняют на 2 языках, заверить нужно оба текста.

Может ли ИП сам себе оформить трудовую книжку?

ГК РФ характеризует предпринимательскую деятельность, осуществляемую физлицами, зарегистрированными в качестве ИП, как самостоятельный вид деятельности (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Т. е. она не является трудовой.

А трудовая книжка служит свидетельством наличия именно трудовой деятельности работника (ст. 66 ТК РФ), основанной на трудовых отношениях с другим лицом: работодателем (ст. 15 ТК РФ), в роли которого как раз и может выступать ИП.

Таким образом, имея право на выдачу и ведение трудовых книжек своим наемным работникам, самому себе ИП оформить ее не вправе. Хотя она у него может присутствовать, если он был или является наемным работником по отношению к какому-то другому лицу, служащему для него работодателем. В имеющуюся у ИП трудовую книжку запись о его предпринимательской деятельности (поскольку она не является трудовой) не вносят.

Об особенностях оформления трудовых отношений читайте в материале «Порядок заключения трудового договора (нюансы)».

О каких сроках следует помнить в связи с трудовой книжкой?

Работая с трудовой книжкой, работодатель должен помнить о необходимости соблюдения следующих сроков:

  • 5 дней — по их истечении в книжку работника, принятого на основное для него место работы, нужно внести запись о трудоустройстве (ст. 66 ТК РФ). Причем установление испытательного срока на эту обязанность никак не влияет.
  • 1 неделя — до ее истечения оформляют книжку работнику, поступившему на первое для него место работы, и делают запись о каждом из событий в трудовых перемещениях работника, кроме увольнения (п. 10 постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).
  • Последний день работы — это день выдачи трудовой книжки на руки или направления работнику уведомления о необходимости ее получить. Этот срок можно не соблюдать при увольнении в связи с прогулом, со вступившим в силу решением суда и при продлении срочного трудового соглашения до окончания беременности или декретного отпуска (ст. 84.1 ТК РФ).
  • 3 дня — в такой срок работнику по его заявлению выдают заверенную копию трудовой книжки или выписку из нее (п. 7 постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225), а также не полученную вовремя при увольнении книжку (ст. 84.1 ТК РФ).
  • 15 дней — в такой срок со дня подачи заявления оформляют дубликат документа при его утрате работником (п. 31 постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).
  • 75 лет — столько нужно хранить невостребованную трудовую книжку (ст. 664 приказа Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558).

Как в книжку вносятся изменения и исправления?

Изменения, связанные с корректировкой данных работника, делают по месту его текущей работы на основании представленных документов путем зачеркивания прежних данных и внесения в книжку реквизитов документов, на основании которых эти изменения сделаны.

При исправлении сведений о трудовой деятельности и награждениях зачеркивания не допускаются (п. 30 постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225). Признание сведений неверными делается путем оформления соответствующей записи под очередным номером. Если при этом требуется внесение правильной записи, то следом за признанием ошибочной записи неверной делают правильную запись, также присваивая ей очередной номер. Исправление может быть сделано как тем работодателем, который допустил ошибку, так и по месту текущей работы. Основанием для исправлений служит только документальное свидетельство, в т. ч. документ, выданный работодателем, допустившим ошибку, а также решение суда.

Если запись об увольнении или отстранении от должности (деятельности) была сделана на основании решения суда, которое впоследствии было признано незаконным и отменено, то она тоже подлежит отмене (признанию недействительной). Причем в этом случае работодатель обязан по требованию работника выдать ему дубликат книжки, в котором запись об увольнении, признанную впоследствии недействительной, не отражают (п. 22 постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225). Такое же правило действует в отношении перевода на другую работу, если он затем признан недействительным (п. 33 постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

Каковы правила выдачи дубликата книжки?

Выдача дубликата может потребоваться:

  • при необходимости исключения из текста записей, признанных впоследствии недействительными;
  • утрате работником или приведении в негодность трудовой книжки;
  • массовой утрате трудовых книжек в чрезвычайных ситуациях.

При замене книжки с недействительными записями и пришедшей в негодность в дубликат заносят все имевшиеся в ней записи, кроме недействительных.

Оформляя дубликат по утраченной работником книжке, работодатель отражает в нем данные:

  • о стаже работника, имевшемся до поступления к нему, на основании подтверждающих документов, указывая при этом общую продолжительность стажа без соотнесения ее с конкретными работодателями, должностями и периодами.
  • работе и награждениях на текущем месте.

В случае массовой утраты восстановлением данных о стаже занимается специальная комиссия, использующая для этих целей самые различные документы, которые смогут подтвердить периоды работы сотрудников, в т. ч. у других работодателей. Могут быть использованы также показания не менее чем 2 свидетелей. Вся установленная информация попадает в создаваемый комиссией акт, содержащий сведения о периодах работы и должностях работника. Этот акт и служит источником данных для оформления дубликата. При отсутствии подтверждающих стаж документов возможно установление его судом.

Об иных возможных путях восстановления сведений о стаже читайте в статье «Как восстановить трудовую книжку, если она утеряна?».

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения