Нужно ли вести табель на сотрудника надомника?

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Нужно ли вести табель на надомников? Этот вопрос в последнее время все чаще обсуждается на бухгалтерских форумах. «Какой может быть табель, если человек трудится дома?» — говорят одни. «Трудовой кодекс никто не отменял», — возражают им другие. Кто прав? Давайте разбираться.

 

Кто такой надомник?

Нужен ли контроль?

Нужно ли вести табель на надомников?

Как заполнить табель?

Итоги

 

Кто такой надомник?

Категория «надомник» появилась в 1981 году и впервые упоминается в положении Госкомтруда СССР об условиях труда надомников от 29.09.1981 № 275/17-99. Этот документ актуален и сегодня.

Надомники — это граждане, выполняющие на основании заключенного трудового договора работу на дому, результатом которой, как правило, является материальный продукт.

Регулируется их трудовая деятельность гл. 49 ТК РФ.

Внимание! Надомников не следует отождествлять с дистанционными сотрудниками, трудовые отношения которых регулируются иными нормами (гл. 49.1 ТК РФ).

Трудовое законодательство в полной мере действует в отношении представителей надомного труда (ч. 4 ст. 310 ТК РФ). Трудовой договор с надомником должен быть составлен в письменной форме (п. 7 положения № 275/17-99).

На тех, кто работает дома, в обязательном порядке оформляются все кадровые приказы. Надомник, как и прочие сотрудники, имеет право уйти в отпуск, съездить в командировку и т. д.

О том, как оформить положение о командировках, читайте в статье «Положение о служебных командировках — образец-2015».

Нужен ли контроль?

С одной стороны, такой работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка (ст. 15 ТК РФ), с другой — работодатель не имеет возможности проконтролировать, соблюдаются эти правила или нет. Режим труда и отдыха надомники определяют себе сами.

Тому, кто оплачивает их работу, важен результат (в штуках, граммах, тоннах). Оплачивается надомный труд по сдельным расценкам.

Если надомник в срок выполняет работу, это и означает, что установлен такой график, который работодателя априори устраивает. В этом случае контроль над исполнением поставленной задачи одновременно является элементом контроля нанимателя за соблюдением правил трудового распорядка.

Нужно ли вести табель на надомников?

Работодатель должен вести табель на надомника, потому что:

  • этого требует Трудовой кодекс, и работники, занимающиеся надомным трудом, не являются исключением (ст. 91 ТК РФ);
  • продолжительность рабочей недели ограничена законом;
  • данные об отработанном времени необходимы при расчете среднего заработка (отпуск, пенсия);
  • табель — это документ, подтверждающий зарплатные расходы при расчете налога на прибыль.

Как заполнить табель?

Законодательно утвержденной методики заполнения табеля для работников на дому нет. Предлагаем исходить из требований о предельно допустимой продолжительности рабочей недели. При этом:

  • будние дни отмечать символом «Р» (без указания часов);
  • выходные (нерабочие и праздничные дни) — символом «В»;
  • общее отработанное надомником время указывать в пределах 40 часов в неделю.

Возможен и вариант самостоятельного заполнения табеля надомным работником. Закон этого делать не запрещает.

Можно использовать типовую форму табеля или разработать ее самостоятельно.

Типовой бланк табеля вы можете найти в нашем материале «Унифицированная форма № Т-12 — бланк и образец».

Итоги

Отношения работодателя с работником на дому — это трудовые отношения. Они регулируются едиными нормативными актами о труде. А потому исполнение законных предписаний, в том числе касающихся ведения табеля учета рабочего времени на надомника, для работодателя обязательно.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения