Транспортный налог и система Платон (нюансы)

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Транспортный налог и система Платон (собираемые платежи) теперь будут уравновешены в плане нагрузки на плательщика. О том, как увязали сборы по транспортному налогу и системе Платон, читайте в статье.

 

Правовой смысл нововведения

Как работает закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ

Когда транспортный налог не получится уменьшить

Итоги

 

Правовой смысл нововведения

С началом работы системы «Платон» (в ноябре 2015 года) началась волна критики и негативных комментариев в отношении новых обязательных платежей. Кроме того, против системы «Платон» пытались бороться и юридическими методами.

Об этом читайте подробнее в материале «Последние новости о системе "Платон"».

Одной из основных претензий к новому сбору было то, что один и тот же объект (большегруз) облагается параллельно налогом и сбором с примерно одинаковым назначением:

  • транспортным налогом (глава 28 НК РФ), одним из основных назначений которого является содержание в приемлемом состоянии автодорог;
  • платой за проезд по федеральным автодорогам (постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504), средства от взимания которой также должны направляться на ремонт дорог.

Единственным отличием между 2 «поборами» было то, что транспортный налог — региональный, а платежи в «Платон» — федеральные. Но для обычных владельцев большегрузов, вынужденных платить и то, и другое, на практике такая разница роли не играла.

В связи с этим, несмотря на то что КС РФ в своем постановлении от 31.05.2016 № 14-П/2016 заключил, что плата в системе «Платон» не содержит признаков налога, в июле 2016 года был принят закон, облегчающий жизнь владельцам тяжелых грузовиков. Закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ внес очередные корректировки в НК РФ и позволил компенсировать нагрузку плательщика транспортного налога за счет платежей в систему «Платон».

ВАЖНО! Новый порядок расчета транспортного налога затронул и порядок отнесения его сумм на расходы для целей расчета налога на прибыль (доходы). Общий смысл изменений: на суммы, пошедшие в зачет, нельзя одновременно уменьшить налоговую базу по прибыли (доходу). В рамках данного материала мы не будем останавливаться на этом моменте подробно.

Ищите информацию в нашей рубрике.

Как работает закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ

В соответствии с обновленным НК РФ владелец большегруза вправе уменьшить сумму транспортного налога, причитающуюся к уплате за налоговый период (год), на сумму платежей в «Платон» за тот же период.

Если сумма платы в «Платон» превышает исчисленный транспортный налог, последний не платится вовсе. Если платежи в «Платон» меньше, чем транспортный налог, доплате в региональный бюджет подлежит только разница.

Для подтверждения права производить уменьшение владелец грузового транспорта представляет в свою налоговую инспекцию пакет документов и заявление на уменьшение. Порядок подтверждения права на зачет налога и сбора уже начал разъясняться ФНС. Например, в письме ФНС от 26.08.2016 № БС-4-11/15777 приведены примерные варианты документов, прилагаемых к заявлению на уменьшение:

  • отчет «Сведения об автомототранспортных средствах, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»;
  • отчет «Сведения о внесении платы за вред федеральным дорогам»;
  • сведения о владельце транспортного средства.

Все эти формы можно сформировать и выгрузить (распечатать) через личный кабинет системы «Платон».

О том, как получить доступ в личный кабинет системы, читайте в статье «Система "Платон" — личный кабинет пользователя (нюансы)».

ВАЖНО! В настоящее время ФНС занята разработкой новой декларации по транспортному налогу для организаций. Поскольку нормы закона № 249-ФЗ начали действовать «задним числом», с 01.01.2016, то весь процесс зачета будет «обкатан» на практике уже в отчетный период за 2016 год, в который будет сдаваться декларация по транспортному налогу по новой форме.

Что делать, если по транспортному налогу уже уплачены авансы, узнайте из статьи «Что делать с уплаченными авансами, если "Платон" превысит транспортный налог?».

Следует заметить, что для уменьшения налога не имеет значения, является плательщиком физлицо или юрлицо. Вместе с тем в порядке расчета налога есть различия: «юрики» считают налог сами, а «физиков» обсчитывает ФНС с последующей рассылкой уведомлений. Видимо, следует ожидать дальнейшего разъяснения порядка предоставления вычета владельцам большегрузов — физлицам, которые будут иметь на это право.

Когда транспортный налог не получится уменьшить

Согласно обновленному НК зачесть платежи в «Платон» в уменьшение транспортного налога получится, только если плательщик того и другого является одним лицом. Так, в появившихся со стороны Минфина разъяснениях (см. письмо Минфина от 18.07.2016 № 03-05-04-04/41940) приводится ситуация с лизингом большегруза, когда сам транспорт зарегистрирован на лизингодателя. При этом платежи в «Платон» осуществляет тот, кто в действительности пользуется большегрузом, — лизингополучатель. В этой ситуации зачет между налогом, уплачиваемым лизингодателем, и сборами за федеральные трассы, которые платит лизингополучатель, производить нельзя.

Итоги

Изменения в НК РФ, внесенные законом № 249-ФЗ, призваны снизить налоговую нагрузку для тех, кто одновременно вносит и транспортный налог, и платежи в «Платон». Снижение предусматривается за счет возможности уменьшить сумму транспортного налога к уплате на выплаты по системе «Платон».

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения