Манн Юлия Александровна, генеральный директор ГК Medmap
Что такое предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения
Предрейсовый инструктаж по безопасности дорожного движения (БДД) — это обязательная процедура, которая проводится перед началом рейса для информирования водителя о текущих условиях дорожного движения, специфике маршрута и мерах по предупреждению аварий. В отличие от периодических и внеплановых инструктажей предрейсовый инструктаж проводится перед каждой поездкой.
Инструктаж охватывает следующие основные аспекты:
- оценка текущих дорожных условий и метеообстановки;
- обсуждение особенностей маршрута и возможных опасностей;
- напоминание о мерах предосторожности и действиях в случае нештатных ситуаций;
- актуализация знаний водителя о безопасности и правилах дорожного движения.
А о предрейсовом медицинском осмотре водителей вы узнаете из этой статьи.
Кто должен проводить предрейсовый инструктаж
Предрейсовый инструктаж водителей обычно проводят ответственные лица, назначенные работодателем. В качестве инструктора может выступать специалист по охране труда, механик или начальник автотранспортного отдела. Также возможен вариант, когда для проведения инструктажа привлекается сторонняя организация, сертифицированная на проведение инструктажей по безопасности дорожного движения.
Для водителей школьных автобусов, автотранспорта для перевозки опасных грузов и пассажирских автобусов предрейсовый инструктаж должен проводиться лицом, прошедшим специальное обучение. Это обусловлено тем, что эти категории транспорта связаны с повышенной ответственностью и требуют дополнительных знаний и навыков по безопасности.
Как работодателю организовать инструктаж водителя автомобиля, подробно рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе, получите его бесплатно на пробной основе.
В каких случаях проводится предрейсовый инструктаж
Предрейсовый инструктаж проводится в следующих случаях:
- Перед каждым рейсом для всех категорий транспорта — независимо от продолжительности и сложности маршрута. Это связано с необходимостью актуализации знаний водителя перед каждым выходом на линию.
- Перед выполнением специфических или особо опасных рейсов — для маршрутов, связанных с повышенными рисками или нестандартными условиями, такими как сложные погодные условия, передвижение по труднодоступным участкам.
- Для водителей школьных автобусов и перевозчиков опасных грузов — инструктаж в этих случаях особенно важен, так как работа таких водителей связана с повышенными требованиями безопасности.
Как провести сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения, рассказываем в этом материале.
Программа предрейсового инструктажа для водителей
Программа предрейсового инструктажа может отличаться в зависимости от типа транспорта и условий маршрута, но включает основные элементы:
- Освежение правил дорожного движения. Особое внимание уделяется правилам, связанным с проездом перекрестков, обгонами, скоростными режимами и безопасным маневрированием.
- Оценка текущих дорожных условий. Анализ погодных условий, дорожного покрытия, а также наличие возможных ремонтов или препятствий на маршруте.
- Обсуждение маршрута. Особые указания по маршруту, информация о местах повышенной опасности (например, железнодорожные переезды, горные участки), а также о путях объезда в случае чрезвычайных ситуаций.
- Инструктаж по действиям в экстренных ситуациях. Напоминание водителю о правилах эвакуации пассажиров, предоставлении первой помощи, использовании аварийных знаков и других действиях в нештатных ситуациях.
- Проверка здоровья водителя. Водителю напоминается о необходимости оценить свое состояние перед выездом. Если водитель чувствует недомогание или усталость, рекомендуется отложить поездку.
Пример предрейсового инструктажа для водителей школьных автобусов
В случае водителей школьных автобусов предрейсовый инструктаж должен быть более подробным, поскольку в транспорте находятся дети, которые требуют повышенного внимания и осторожности. Инструктаж может включать напоминание о правилах высадки и посадки, соблюдении скоростного режима и безопасном управлении автобусом вблизи школ и детских учреждений. Важным моментом является проверка исправности системы оповещения и сигналов, так как эти устройства помогают водителю предупреждать участников движения о своих маневрах.
Значение предрейсового инструктажа для безопасности
Регулярное проведение предрейсового инструктажа водителей снижает вероятность аварий и помогает подготовить водителей к разным ситуациям на дороге. Это особенно важно в условиях, когда внешние факторы, такие как погодные условия, постоянно меняются и могут повлиять на безопасность рейса.
Предрейсовый инструктаж водителей — это не просто формальность, а важный элемент безопасности дорожного движения. Правильная подготовка и проведение инструктажа снижают риски аварий, помогают водителям освежить знания о правилах дорожного движения и позволяют безопасно завершить рейс.
Будут полезны и такие наши материалы:
Я работаю инженером по БДД.
Вопрос по предрейсовым инструктажам водителей. Никто не может мне четко ответить на мои вопросы. Если вы чувствуете в себе силы и знания в решении непростых вопросов, то я хотел бы их задать.
Может хоть Вы мне сможете объяснить...
Правила ведения журнала нигде досконально не описаны.
Все ссылаются на 145 и потом за уши притягивают ФЗ 196 или ПП 1640.
Самое интересное, что там ничего про предрейсовый инструктаж нет.
А инспектор УГАДН требует прошитого, пронумерованного с печатью журнала. Хотя нет даже внятных требований что в журнале писать.
Пример педрейсовый медицинский осмотр от минздрава. Все понятно. Да что то не удобно, но все четко. А здесь анархия и возможность инспектору сказать фразу художника: "Я так вижу". Все писец. Вот я и ищу, кто может по этой теме что то толковое сказать.
Спасибо.
Алексей, Вы меня простите, но Вы открывали приказ?
"7.2. Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее - предрейсовый инструктаж).
Предрейсовый инструктаж включает следующие вопросы:
протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
погодные условия движения на маршруте;
конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств;
расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций);
безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий."
и Вы же пишете "Самое интересное, что там ничего про предрейсовый инструктаж нет."
Как нет? Выше прямая цитата...
Вам спасибо, что зашли поговорить.
Прошу обратить внимание, что основа вопроса: "инспектор УГАДН требует прошитого, пронумерованного с печатью журнала." Про пункт 7.2 понятно. Но именно по этому я привел пример журнала от минздрава с понятными требованиями к его ведению. Я не знаю, как еще донести мой вопрос. Жаль если я это сделать так и не смог. В любом случае спасибо за то, что потратили свое время. Но пока ответа на главный вопрос я так и не получил. Я не знаю в каком документе описаны требования по ведению журнала предрейсовых инструктажей.
Спасибо.
Подскажите есть ли где конкретика на законодательном уровне по этому вопросу ??
Руководитель не пассажир
АОА, дело в том, что в большинстве случаев, водитель возит руководителя по одному и тому же ограниченному набору маршрутов в разных комбинациях. Как сказано п 7.2, инструктаж нужен для новых маршрутов, например командировка в город, в который он не ездил. Полагаю можно выделить какие-то нестандартные поездки и проводить инструктаж только для них, в остальных случаях, когда маршрут уже был использован ранее, не проводить его. Предварительно лучше обсудить план поездок на неделю, например, с водителем. В данном случае инструктаж не привязывается к рейсу, а скорее, к новому маршруту, на что вы правильно и обратили внимание.