Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Как провести предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения — это важный этап, направленный на снижение аварийности и обеспечение безопасности на дорогах. Инструктаж помогает водителям освежить знания, узнать об изменениях в правилах и подготовиться к безопасной эксплуатации транспортного средства. В этой статье рассмотрим, в каких случаях проводится предрейсовый инструктаж, кто должен его проводить и что включает в себя программа инструктажа для водителей различных категорий.

Манн Юлия Александровна, генеральный директор ГК Medmap

Что такое предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

Предрейсовый инструктаж по безопасности дорожного движения (БДД) — это обязательная процедура, которая проводится перед началом рейса для информирования водителя о текущих условиях дорожного движения, специфике маршрута и мерах по предупреждению аварий. В отличие от периодических и внеплановых инструктажей предрейсовый инструктаж проводится перед каждой поездкой.

Инструктаж охватывает следующие основные аспекты:

  • оценка текущих дорожных условий и метеообстановки;
  • обсуждение особенностей маршрута и возможных опасностей;
  • напоминание о мерах предосторожности и действиях в случае нештатных ситуаций;
  • актуализация знаний водителя о безопасности и правилах дорожного движения.

А о предрейсовом медицинском осмотре водителей вы узнаете из этой статьи.

Кто должен проводить предрейсовый инструктаж

Предрейсовый инструктаж водителей обычно проводят ответственные лица, назначенные работодателем. В качестве инструктора может выступать специалист по охране труда, механик или начальник автотранспортного отдела. Также возможен вариант, когда для проведения инструктажа привлекается сторонняя организация, сертифицированная на проведение инструктажей по безопасности дорожного движения.

Для водителей школьных автобусов, автотранспорта для перевозки опасных грузов и пассажирских автобусов предрейсовый инструктаж должен проводиться лицом, прошедшим специальное обучение. Это обусловлено тем, что эти категории транспорта связаны с повышенной ответственностью и требуют дополнительных знаний и навыков по безопасности.

Как работодателю организовать инструктаж водителя автомобиля, подробно рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе, получите его бесплатно на пробной основе.

В каких случаях проводится предрейсовый инструктаж

Предрейсовый инструктаж проводится в следующих случаях:

  1. Перед каждым рейсом для всех категорий транспорта — независимо от продолжительности и сложности маршрута. Это связано с необходимостью актуализации знаний водителя перед каждым выходом на линию.
  2. Перед выполнением специфических или особо опасных рейсов — для маршрутов, связанных с повышенными рисками или нестандартными условиями, такими как сложные погодные условия, передвижение по труднодоступным участкам.
  3. Для водителей школьных автобусов и перевозчиков опасных грузов — инструктаж в этих случаях особенно важен, так как работа таких водителей связана с повышенными требованиями безопасности.

Как провести сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения, рассказываем в этом материале.

Программа предрейсового инструктажа для водителей

Программа предрейсового инструктажа может отличаться в зависимости от типа транспорта и условий маршрута, но включает основные элементы:

  1. Освежение правил дорожного движения. Особое внимание уделяется правилам, связанным с проездом перекрестков, обгонами, скоростными режимами и безопасным маневрированием.
  2. Оценка текущих дорожных условий. Анализ погодных условий, дорожного покрытия, а также наличие возможных ремонтов или препятствий на маршруте.
  3. Обсуждение маршрута. Особые указания по маршруту, информация о местах повышенной опасности (например, железнодорожные переезды, горные участки), а также о путях объезда в случае чрезвычайных ситуаций.
  4. Инструктаж по действиям в экстренных ситуациях. Напоминание водителю о правилах эвакуации пассажиров, предоставлении первой помощи, использовании аварийных знаков и других действиях в нештатных ситуациях.
  5. Проверка здоровья водителя. Водителю напоминается о необходимости оценить свое состояние перед выездом. Если водитель чувствует недомогание или усталость, рекомендуется отложить поездку.

Пример предрейсового инструктажа для водителей школьных автобусов

В случае водителей школьных автобусов предрейсовый инструктаж должен быть более подробным, поскольку в транспорте находятся дети, которые требуют повышенного внимания и осторожности. Инструктаж может включать напоминание о правилах высадки и посадки, соблюдении скоростного режима и безопасном управлении автобусом вблизи школ и детских учреждений. Важным моментом является проверка исправности системы оповещения и сигналов, так как эти устройства помогают водителю предупреждать участников движения о своих маневрах.

Значение предрейсового инструктажа для безопасности

Регулярное проведение предрейсового инструктажа водителей снижает вероятность аварий и помогает подготовить водителей к разным ситуациям на дороге. Это особенно важно в условиях, когда внешние факторы, такие как погодные условия, постоянно меняются и могут повлиять на безопасность рейса.

Предрейсовый инструктаж водителей — это не просто формальность, а важный элемент безопасности дорожного движения. Правильная подготовка и проведение инструктажа снижают риски аварий, помогают водителям освежить знания о правилах дорожного движения и позволяют безопасно завершить рейс.

Будут полезны и такие наши материалы:

Добавить в закладки
Вам помогла эта статья?
Да
Нет
Ваши вопросы
7 апреля 2025 12:28
Постоянная ссылка
Так руководитель все-таки пассажир или нет. Пункт 1.2 ПДД-2025 термин трактует так: "Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в ТС....."
Ответить
10 января 2025 17:05
Постоянная ссылка
Сколько выдумок, додумок и нет никакого толка. Все потому, что изначально сделано плохо. Пример: Минздрав четко сказал о предрейсовом медицинском осмотре водителя. Какой журнал, когда и как ведется, кто и когда проводит, в отношении кого. Нету ни каких проблем. А с инструктажами полная засада. Еще ни кто мне не смог внятно ответить на мои вопросы. Все сливаются, и преподы по БДД, и инспектора УГАДН, и прочие "ЗаТоКи". В лучшем случаи ссылаются на документ утратившие силу, а когда я прошу предоставить ссылки на действующие документы где написано черным по белому, то слышу либо малоинформативный клекот или бессвязное бормотание...
Ответить
10 января 2025 16:44
Постоянная ссылка
Здравствуйте.
Я работаю инженером по БДД.
Вопрос по предрейсовым инструктажам водителей. Никто не может мне четко ответить на мои вопросы. Если вы чувствуете в себе силы и знания в решении непростых вопросов, то я хотел бы их задать.
Может хоть Вы мне сможете объяснить...
Ответить
12 января 2025 12:11
Постоянная ссылка
Инструктаж проводят при проведении новых рейсов (по которым не ездил ранее). То что вы написали, это не вопрос. Вы конкретно напишите что непонятно.
Ответить
13 января 2025 15:08
Постоянная ссылка
Писать очень много. По телефону было бы проще. Если кратко, то где написано в каком приказе, в каком пункте, в какой сноске о предрейсовом инструктаже. И о том как ведется данный журнал.
Ответить
13 января 2025 22:13
Постоянная ссылка
п. 7.1. Приказ Минтранса России от 30.04.2021 N 145 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" по инструктажу

Правила ведения журнала нигде досконально не описаны.
Ответить
14 января 2025 09:34
Постоянная ссылка
Опять приходится долго писать, то, что можно легко сказать словами, но видимо другого варианта нет.
Все ссылаются на 145 и потом за уши притягивают ФЗ 196 или ПП 1640.
Самое интересное, что там ничего про предрейсовый инструктаж нет.
А инспектор УГАДН требует прошитого, пронумерованного с печатью журнала. Хотя нет даже внятных требований что в журнале писать.
Пример педрейсовый медицинский осмотр от минздрава. Все понятно. Да что то не удобно, но все четко. А здесь анархия и возможность инспектору сказать фразу художника: "Я так вижу". Все писец. Вот я и ищу, кто может по этой теме что то толковое сказать.
Спасибо.
Ответить
14 января 2025 18:51
Постоянная ссылка

Алексей, Вы меня простите, но Вы открывали приказ?

"7.2. Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее - предрейсовый инструктаж).
Предрейсовый инструктаж включает следующие вопросы:
протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
погодные условия движения на маршруте;
конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств;
расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций);
безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий."

и Вы же пишете "Самое интересное, что там ничего про предрейсовый инструктаж нет."

Как нет? Выше прямая цитата...

Вам спасибо, что зашли поговорить.

Ответить
15 января 2025 09:26
Постоянная ссылка
Именно по этому я везде пишу, что удобнее общаться по телефону. У меня с Вами получается такая же переписка как и с другими. Приходится повторять и повторять.
Прошу обратить внимание, что основа вопроса: "инспектор УГАДН требует прошитого, пронумерованного с печатью журнала." Про пункт 7.2 понятно. Но именно по этому я привел пример журнала от минздрава с понятными требованиями к его ведению. Я не знаю, как еще донести мой вопрос. Жаль если я это сделать так и не смог. В любом случае спасибо за то, что потратили свое время. Но пока ответа на главный вопрос я так и не получил. Я не знаю в каком документе описаны требования по ведению журнала предрейсовых инструктажей.
Спасибо.
Ответить
3 декабря 2024 03:43
Постоянная ссылка
Возник конфликт с механиком колонны, который отказывается проводить предрейсовый инструктаж, мотивируя что его только техническая часть. Все остальное к специалисту по ОТ, БДД
Подскажите есть ли где конкретика на законодательном уровне по этому вопросу ??
Ответить
3 декабря 2024 20:09
Постоянная ссылка
Нормативно порядок назначения отвественного не определен, оптимально закрепить этот в должностных инструкциях или иных локальных актах компании.
Ответить
2 ноября 2024 16:16
Постоянная ссылка
Для понимания необходимости проведения предрейсового инструктажа с водителями хотелось бы вначале понять значение термина рейс. Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 30.04.2021 № 145 ответ на этот вопрос не дают. В правилах термин рейс жестко увязан с понятием маршрут, в дословном понимании означающим путь следования. А как быть, например с водителем автомобиля руководителя организации. Руководитель однозначно пассажир, а значит инструктирование водителя обязательно. С вводным, сезонным и специальным инструктажами вопросов нет. А вот ли проводить ли предрейсовый инструктаж? Очевидно, что маршрута как такого у этого водителя нет, поскольку заранее не известно, когда и куда поедет, значит невозможно осветить вопросы, перечисленные в пункте 7.2 правил. Ну и изменения маршрута получается тоже нет. Вопрос выезжает ли такой водитель в рейс, если рейс, это путь по определенному маршруту, и нужно ли ему проводить предрейсовый инструктаж.
Ответить
25 ноября 2024 11:43
Постоянная ссылка
12) пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства; (п. 12 в ред. Федерального закона от 14.06.2012 N 78-ФЗ).
Руководитель не пассажир
Ответить
4 ноября 2024 17:26
Постоянная ссылка

АОА, дело в том, что в большинстве случаев, водитель возит руководителя по одному и тому же ограниченному набору маршрутов в разных комбинациях. Как сказано п 7.2, инструктаж нужен для новых маршрутов, например командировка в город, в который он не ездил. Полагаю можно выделить какие-то нестандартные поездки и проводить инструктаж только для них, в остальных случаях, когда маршрут уже был использован ранее, не проводить его. Предварительно лучше обсудить план поездок на неделю, например, с водителем. В данном случае инструктаж не привязывается к рейсу, а скорее, к новому маршруту, на что вы правильно и обратили внимание.

Ответить
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН