Кратко о преимуществах
Преференции в закупках по 44-ФЗ актуальны только для конкурентных закупок. Преимущества не действуют на ситуации, когда покупают у единственного поставщика. Варианты предоставления особого права различаются. Есть ситуации, когда во время подписания контракта увеличивают цену (товаров, услуг, работы), предложенную участником.
СОНКО и СМП получают преимущества двумя способами. Первый — заказчик выставляет условия о том, что победитель будет привлечен к исполнению контрактных обязательств как соисполнитель (субподрядчик). Второй вариант — ставится ограничение, согласно которому заявки принимают от участников в статусе СМП или СОНКО.
Закупки у СМП должны проводить все заказчики. В Готовом решении от "КонсультантПлюс" вы найдете подробную информацию об особенностях проведения закупки у представителей малого и среднего предпринимательства, а также о том, что важно учесть при заключения договора с ними. Материал можно изучить после оформления пробного бесплатного доступа к системе.
Преференции при закупках, описанные в ФЗ-44
Для каждой группы участников определены конкретные преференции. Зависят они и от того, какой товар закупается. Если контракт подписывается с УИС либо организациями инвалидов, то стоит повысить предложенную ими стоимость за услуги/работы/товары, единицу товара (работы, услуги). Однако увеличение допускается на 15 процентов, но не выше начальной максимальной цены контракта (НМЦК), начальной цены единицы услуг, работы или продукции соответственно.
Иные преимущества предоставляют СОНКО и СМП. К закупкам в таком случае не допускают участников, которые не относятся к таким субъектам.
Также стоит обратить внимание на Перечень товаров № 1, утв. приказом № 126н. Для заявок на запрос котировок (электронный конкурс), которые относятся к продукции из этого списка, применяется понижающий коэффициент в размере 15%. Это преимущество получает только тот участник, который предлагает товары из стран — участниц ЕАЭС. Преференция такого рода улучшает рейтинг заявки.
Отдельно рассмотрим ситуацию с заявкой, где уже использован понижающий коэффициент. Если такой участник стал победителем закупки, то заключают с ним контракт по стоимости, описанной в заявке (без применения понижающего коэффициента).
Если проводится закупка продукции из Перечня № 1 методом электронного аукциона, а в поставке победителя присутствует хоть бы один иностранный товар не из ЕАЭС, то контракт заключают иначе. Соглашаются на предложенную участником цену, сниженную на 15%.
Есть еще Перечень № 2. Если оцениваются заявки на закупку товаров из этого списка, то для него понижающий коэффициент составляет 20% к заявке. Однако такое допускается при реализации нацпроектов и соответствующих программ. Преференции распространяются на заявки, в которых предложены только товары из стран — участниц ЕАЭС.
При закупке неопределенного количества товаров, входящих в один из Перечней, рекомендуется учитывать цену контракта по сумме предложенных участником цен единиц товара. Этот подход подтверждается письмом Минфина РФ.
До 2021 года преференции инвалидам по 44-ФЗ были изложены в постановлении Правительства. Его заменило соответствующее распоряжение Правительства РФ, о котором пойдет речь ниже.
Предоставление преимуществ при закупках организациям инвалидов
Участникам из этой группы дают преимущества, если товар закупается конкурентным способом. При этом продукция должна относиться к Перечню продукции № 2, утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2021 № 3500-р. Когда закупка идет у одного поставщика, в установлении преференции организации инвалидов по 44-ФЗ нет необходимости.
Есть таблица, подготовленная Минфином России. Ее используют в целях соотношения позиций Перечня № 2 с кодом товаров, работ, услуг (КТРУ).
ВАЖНО! Код ОКПД 2 и позиция КТРУ не тождественны друг к другу. Позиция КТРУ часто отвечает нескольким кодам ОКПД 2, которые указаны в справочной информации к этой позиции. Указывайте преимущества, когда заказываете услуги/работы или закупаете товар с кодом ОКПД 2, находящимся в соответствующем разделе позиции КТРУ. Данный код при этом включен в Перечень № 2.
Также нужно правильно формировать объект закупки. В один такой объект допускается включать лишь товар (услуги, работы) из Перечня № 2. Для предоставления преимуществ в извещении указывают информацию о них. После этого рассматривают заявки претендентов на преференции и заключают контракт.
В итоге преференция инвалидам по 44-ФЗ на товары (услуги, работы) предоставляется с вышеперечисленными ограничениями.
Включение информации о преимуществах в извещение о закупке
О предоставляемых преимуществах информацию вносят в извещение. Указывают о том, что преференции предоставляются по 44-ФЗ только организациям инвалидов. Для этого участник должен предоставить декларацию, в которой будет сказано о его принадлежности к такому субъекту. Если информации о преференциях нет, то должностное лицо могут оштрафовать на 3 тысячи рублей.
Рассмотрение заявок организаций инвалидов
Прежде чем предоставить преференции организациям инвалидов по 44-ФЗ, сначала проверяют, является ли субъект общероссийским. Местным или региональным заявителям такое право не предоставляют. Для проверки принадлежности организации к общероссийской, ее учредителей и регионов деятельности запрашивают уставный документ либо выписку из ЕГРЮЛ. Это нужно и для того, чтобы дополнительно проверить заявку, поданную местным (региональным) участником. Такая организация может входить в состав Всероссийской организации инвалидов (ВОИ): например, быть ее структурным подразделением.
Поэтому в целях проверки выясняют, кто является учредителем. Для этого опять же изучают устав организации или выписку ЕГРЮЛ. В документах должно быть указано, что учредителем является ВОИ. Помимо этого, изучите ее устав. В нем должен быть указан пункт, согласно которому учредитель вправе создавать местные (региональные) представительства либо подразделения. Примером тому является структура Всероссийского объединения инвалидов, Всероссийского общества слепых и др. Это то, как работают перед предоставлением преференции по 44-ФЗ организациям инвалидов в соответствии с законом.
Отклоняют заявку участника, если тот:
- Не отвечает требованиям ч. 2 ст. 29 ФЗ-44.
- Не является общероссийской организацией.
- Не предоставил подтверждение своего статуса или в декларации изложена ошибочная информация.
Если заявку с нарушениями не отклонить, каждый член комиссии может быть оштрафован на сумму до 30 тысяч рублей. Поэтому, прежде чем предоставить преференции инвалидам по 44-ФЗ, нужно тщательно проверить каждого участника.
Заключение контракта с организацией инвалидов
Для организации инвалидов, ставшей победителем, при подписании контракта увеличивают стоимость на 15%. Однако цена не должна превышать НМЦК. Договор на закупку неопределенного количества заключают по цене за единицу продукции (услуги, работы) и по максимальному значению цены контракта.
Как узнать цену за один товар? Расчет проводят в соответствии с подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 51 ФЗ-44. Полученное значение увеличивают на 15%. При этом цена не должна превышать начальную стоимость единицы товара.
В остальном процедура подписания контракта и работа по нему проходят в соответствии с установленным порядком. Если победитель закупки уклоняется от исполнения обязанностей, следующего участника выбирают в вышеописанном порядке. Для него также действуют преференции по 44-ФЗ (правило «15 процентов»).
Преференция УИС по 44-ФЗ
Заказчик, заключающий контракт на закупку товаров (услуг/работ) из Перечня № 1 к распоряжению Правительства № 3500-р у данных субъектов, должен увеличить его цену. Это делается в случае с конкурентной закупкой. Более того, у организаций с таким статусом в ходе закупки у единственного поставщика допускается приобретать продукцию (заказывать работы, услуги) из Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292. При этом в обязательном порядке закупают товары из Перечня № 1 в рамках отдельной закупки.
Как предоставляют преимущества:
- В извещение включают, что УИС получает преимущество в размере 15% к установленной цене, однако не более НМЦК.
- Указывают, что для получения преимущества участник должен подтвердить свой статус субъекта УИС и представить соответствующую декларацию.
После этого переходят к рассмотрению заявок. Так же, как и в ситуации с организациями инвалидов, нужно проверить статус участников. Для этого изучают информацию в уставных документах и выписке ЕГРЮЛ.
При подписании договора с УИС и подобными субъектами повышают предложенную участником цену на 15%, но не превышая НМЦК. На закупки с неопределенным объемом заключают контракт по максимальному ценовому значению, указанному в документе, а также цене единицы товара. Рассчитать последнюю можно так же, как и для организации инвалидов. Плюс в том, что преференции «15%» по 44-ФЗ действуют и в отношении предприятий (учреждений) УИС.
Когда победитель уклоняется от выполнения обязательств по контракту, подписывают соглашение со следующим претендентом. Порядок описан в ч. 7 ст. 51 закона ФЗ-44. Если закупка не состоялась, то подписывают контракт в соответствии с положениями п. 25 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44. Цена договора составляется исходя из положений ст. 28 этого же закона.
У единственного поставщика закупка проводится в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44. Это допускается в целях закупки товаров, произведенных именно этой организацией или оказанных ею услугах/работах. Они должны соответствовать Перечню № 1292. Также закупка отдельных товаров (услуг, работ) из этого списка, отмеченных звездочкой, может проводиться только для предприятий, организаций, учреждений и органов УИС РФ.
Важно, чтобы единственный поставщик-организация УИС не привлекала третьих лиц для исполнения обязательств по контракту. Иначе ее действия будут трактоваться как нарушение. К тому же частые закупки такого рода (где работы передаются третьему лицу-субподрядчику) считаются ограничивающими конкуренцию. Такие действия запрещены Законом о защите конкуренции.
Предоставление преимуществ СОНКО и СМП
Преимущества для этих участников есть в двух вариантах:
- Заказчик выставляет ограничение — не допускаются к участию участники, не относящиеся к СОНКО и СМП.
- Заказчик требует от исполнителя, не относящегося к СОНКО и СМП, нанять субподрядчика из субъектов с таким статусом.
Это и есть преференции для СМП по 44-ФЗ.
Проведение закупки исключительно с субъектами СОНКО и СМП
Закупка подобного типа проводится, когда в извещении есть условие: к участию допускаются только субъекты с таким статусом. Дальнейший порядок закупки проходит как обычно — отличий тут нет.
Участнику в процессе регистрации в ЕИС нужно предоставить декларацию, подтверждающую принадлежность к СОНКО или СМП. Этот документ оператор электронной платформы перенаправит заказчику.
Рассмотрим, что делать заказчику, если:
- Все заявки участников отклонены.
- Нет ни одной поданной заявки (после окончания срока подачи).
В таких случаях закупка признается несостоявшейся. Заказчик имеет право аннулировать преимущество для СОНКО и СМП и провести закупку на общих условиях.
Проведение закупки с привлечением к исполнению обязательств СОНКО, СМП
Для проведения закупки в извещении указывают требование, где говорится об обязанности участника не из числа СОНКО и СМП привлечь к работам субподрядчиков с таким статусом. Дополнительно определяют объем привлечения. В контракте описывают Типовые условия, утв. постановлением Правительства России от 23.12.2016 № 1466. Однако если участник сам из числа СОНКО или СМП, то требование о привлечении субподрядчика с таким же статусом неактуально. Дальнейший порядок закупки проходит в обычном порядке.
Определение объема закупок у СОНКО и СМП
На закупки у таких участников тратят не менее 25% своего СГОЗ. Для расчета минимального порога закупок у СОНКО и СМП поступают следующим образом:
- Из СГОЗ вычитают средства, предназначенные для проведения закупок:
- В целях обеспечения безопасности государства и обороны страны.
- Работ в сфере применения атомной энергии.
- Услуг кредитования.
- У единственного поставщика. Однако тут есть исключение на закупки, проведенные в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ и осуществленные из-за несостоявшейся закупки из числа СОНКО и СМП.
- Осуществляемых закрытыми способами.
- Полученную разницу умножают на 25%.
Заказчики из числа указанных в ч. 71 ст. 112 ФЗ-44 (например, муниципальные медорганизации) не должны включать в расчет СГОЗ закупки лекарственных средств и медицинских изделий для медицинского применения. Однако при закупке подобных товаров у СОНКО и СМП нужно брать во внимание объем таких закупок у подобных субъектов.
Заключение
Закон о преференциях детально рассказывает о нюансах предоставления преимуществ. Конечно, нужно читать внимательно, ведь есть «подводные камни», которые стоит знать. В целом, механизм прописан достаточно детально, поэтому проблем с пониманием закона не должно возникнуть.