Такси — лицензируемая деятельность
Остановимся вначале на основном моменте, который является краеугольным камнем в деятельности такси.
ВАЖНО! Для легальной деятельности такси необходимо получать лицензию!
То есть для того, чтобы совершать пассажирские перевозки на законных основаниях, необходимо получить разрешение.
Посмотрим, какие условия выдвигает закон для перевозчиков (ст. 9 федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ):
- Лицензию может получить ИП, юридическое лицо, либо физлицо, зарегистрированное в качестве самозанятого. Это очень важный момент. Подчеркнем еще раз и будем обращаться к данному факту в течение статьи: физлицо без какого-либо статуса не имеет права на получение лицензии.
- Автомобиль должен принадлежать соискателю лицензии на правах собственности либо по договору аренды (лизинга).
- На одно транспортное средство выдается одна лицензия.
- Юридическое лицо, ИП либо самозанятый, осуществляющие деятельность по оказанию услуг перевозки пассажиров, обязаны:
- проводить ТО и ремонт транспортных средств;
- обеспечивать техконтроль автомобиля перед выездом;
- обеспечивать медицинский осмотр водителя перед выездом (обращаем внимание, что самозанятые, как просто физлица, так и ИП, не имеют права нанимать сотрудников по трудовым договорам).
Подытожим основные тезисы, чтобы на их основе показать, какие схемы работы с Яндекс.Такси являются законными, а какие — нет, и ответить на вопрос: придется ли платить налог Яндекс.Такси.
ВАЖНО! С 01.09.2023 вступил в силу закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ, который внес значительные изменения в правила работы такси. Подробнее об этом мы писали в материале.
Обо всех новшествах в работе такси с 01.09.2023 рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Обзор. Это бесплатно.
Распространенные схемы работы водителей через агрегаторов
Как таксисты Яндекс платят налоги? С появлением налогового режима под названием самозанятость стал актуальным вопрос: какой налог платят самозанятые таксисты, так как «Яндекс» активно приглашает их работать в такси.
В связи с этим рассмотрим схемы, которые повсеместно применяются, и разберем подробно, насколько они законны, и почему:
Как видим, во всех схемах Яндекс.Такси (как и любой другой агрегатор) работает через партнеров. Это обязательное условие.
Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте алгоритм действий по получению лицензии такси.
Отношения агрегаторов с партнерами
Рассмотрим цепочку по порядку. Оговоримся, что партнеров-посредников в цепочке может быть несколько, но на таких схемах мы останавливаться не будем.
Рассмотрим взаимосвязь «агрегатор — партнер». Как уже было сказано, Яндекс.Такси работает только так. Напрямую с водителем агрегатор может работать только при условии, что водителем является ИП или физлицом-самозанятым (схема № 1).
Итак, агрегатор заключает с партнером:
- договор оказания услуг — на предоставление доступа к сервису, на поиск водителей для партнера (при необходимости);
- агентский договор — на прием безналичной оплаты от клиентов.
Таким договором агрегатор закон не нарушает и, надо полагать, уплачивает налоги с вознаграждения за оказываемые услуги, а также со своего агентского вознаграждения.
Если партнером Яндекс.Такси является водитель — ИП или самозанятое физлицо, то мы говорим о схеме № 1, которая является полностью законной. Сюда же можно отнести законную схему № 2, где партнером является ООО, у которого заключены трудовые договоры с водителями.
Покажем на рисунке, как работают эти схемы и почему они законны.
Как видим, закон о лицензировании такси не нарушен, налоги с доходов агрегатора уплачиваются, налогообложение партнера Яндекс.Такси прозрачное и в него включена уплата налога с доходов водителей.
Из рисунка также становится очевидным ответ на частый вопрос: платит ли Яндекс.Такси налоги за водителей? Нет, не платит, так как не взаимодействует непосредственно с таксистами.
Отношения партнеров с водителями
Незаконность схем заключается именно во взаимодействии между партнерами и водителями. Вернемся в начало нашей статьи и напомним основную проблему — физлицо не может получить лицензию на такси. Поэтому физлицу необходим посредник, у которого может быть такая лицензия. Повторимся, что с 01.09.2023 года самозанятое физлицо исключается из незаконной схемы и может рабоатть таксистом на тех же основаниях, что и ИП. А вот простые физлица-таксисты обращаются к ИП или ООО — таксопаркам — партнерам агрегаторов. По закону таксопарк должен заключить с таксистом трудовой или гражданско-правовой договор (что рискованно, как было сказано выше в статье). Но это невыгодно, так как в этом случае необходимо платить НДФЛ и взносы с доходов водителя и, кроме того, налог по соответствующей системе налогообложения со всего дохода, приносимого водителем. Партнеры выкручиваются и заключают либо агентский договор с водителем, либо договор аренды транспортного средства, либо оба сразу.
Поясним еще раз: если самозанятый платит налог в Яндекс.Такси, может ли это быть незаконным?
До 01.09.2023 года здесь нарушался закон о лицензировании деятельности такси. С 01.09.2023 в связи с тем, что лицензию на такси могут получать также и физлица, зарегистрированные как плательщики НПД, нарушения закона не происходит.
С вопросами, касающимися работы самозанятых, можно ознакомиться в наших статьях:
- «Могут ли самозанятые работать с юридическими лицами;
- «Может ли самозанятый быть одновременно наемным работником»
- «Как оформить договор с самозанятым лицом»
Законные способы быть самозанятым таксистом
Теперь расскажем, как быть самозанятым в Яндекс.Такси и какой налог платить при этом. Самозанятость — это специальный режим налогообложения (НПД — налог на профессиональный доход), который могут применять как физлица, так и ИП.
Законные способы быть самозанятым таксистом:
- Зарегистрировать ИП на НПД, или физлицу зарегистрироваться в качестве плательщика НПД, получить лицензию на такси и стать партнером Яндекс.Такси.
Плюсы:
- Законно ли с точки зрения лицензирования деятельности такси? — Да.
- Законно ли с точки зрения налогового законодательства? — Да.
- Сколько платят налог самозанятые водители Яндекс.Такси и с какой суммы? — 4% от физлиц и 6% от юрлиц, что значительно меньше 13% НДФЛ. Однако учесть комиссию агрегатора нельзя. Страховые взносы уплачивать не надо.
Минусы:
- Можно ли нанять сотрудников-водителей? — Нет, придется работать одному.
- Можно ли учитывать расходы на бензин, ремонт и прочее при расчете налога? — Нет, нельзя.
Какую систему налогообложения выбрать для ИП-таксиста, мы рассказывали в статье.
- Стать самозанятым физлицом и устроиться по ГПД к партнеру Яндекс.Такси — в таксопарк.
Плюсы:
- Законно ли с точки зрения лицензирования такси? — Да.
- При такой самозанятости в Яндекс.Такси сколько налог платить? — В этом случае источником дохода является таксопарк — партнер Яндекс.Такси, поэтому доход облагается 6%.
- Как платить налоги таксопарку Яндекс.Такси в этом случае? — Налог с вознаграждения, выплаченного физлицу-самозанятому, уплачивать не надо, так как это обязанность самозанятого.
Минусы:
- Могут ли переквалифицировать ГПД в трудовой договор? — Да, такая вероятность высока.
- Можно ли таксопарку учитывать расходы на бензин, ТО и вознаграждение водителю? — В зависимости от того, какую систему налогообложения применяет партнер (при ОСНО и УСН 15% можно, при УСН 6% и ПСН нельзя).
- Налог таксопарк платит с разницы между доходом от поездки и вознаграждением водителя? — Нет, доходом является все поступление от клиента, а вознаграждение водителя можно учесть в расходах при некоторых системах налогообложения.
О рисках переквалификации ГПД в трудовой договор читайте в статье «ГПД с физлицом на оказание услуг — риск переквалификации в трудовой договор».
Итоги
С 01.09.2023 самозанятые физлица могут заниматься таксомоторной деятельностью, так как у них появилось право на получение лицензии. Для того чтобы стать водителем такси, необходимо зарегистрироваться как ИП или плательщик НПД, или заключить трудовой договор с партнером Яндекс.Такси — таксопарком.