Наш телеграм-канал

Как ИП начать сотрудничать с самозанятыми

После появления в НК РФ нового налогового режима — налога на профессиональный доход (или самозанятость), его преимущества оценили не только сами плательщики НПД, но и ИП и ООО. Сотрудничество с самозанятыми гражданами позволяет существенно экономить на зарплатных налогах и соцплатежах. Но нужно грамотно оформлять такое сотрудничество, чтобы оно не было расценено контролирующими органами как нарушение ТК РФ. Разбираемся, как ИП начать работу с самозанятыми и когда не стоит этого делать.
Вам помогут документы и бланки:

Чем ИП выгодно сотрудничество с самозанятыми

Есть несколько основных причин, по которым ИП выгодно использовать труд самозанятых.

Во-первых, это отсутствие необходимости оформлять таких сотрудников в штат. И как следствие, экономия на страховых взносах. Экономия составляет (в общем случае) 30,2% от выплаченного дохода. Также ИП может быть невыгодно оформлять в штат дополнительного сотрудника, чтобы не потерять право на применение того или иного налогового режима. Ведь для каждого режима установлен свой лимит численности персонала или вовсе запрет на использование наемного труда.

Во-вторых, в случае работы с самозанятыми ИП свободен от обязанностей налогового агента. То есть ему не нужно исчислять и перечислять налоги с выплат, а также предоставлять многочисленные «зарплатные» отчеты в налоговую и СФР. А значит, меньше и риск штрафов за не сданный вовремя отчет или за недостоверные сведения.

В-третьих, немаловажным является и возможность для ИП учесть вознаграждение самозанятого в своих расходах. Основанием для этого будет чек, который формирует самозанятый у себя в приложении «Мой налог».

В-четвертых, ИП свободен от обязанности оплачивать самозанятому больничные и т. д., в то время как штатному работнику положены все социальные гарантии.

С чего ИП начать сотрудничество с самозанятыми

Для того чтобы официально начать пользоваться услугами самозанятых, необходимо в первую очередь проверить, действительно ли лицо оформлено в качестве плательщика НПД, а после этого составить договор.

Подтверждением того, что физлицо зарегистрировано в качестве плательщика НПД, является выданная ФНС РФ справка о постановке на учет в качестве самозанятого. В ней содержится следующая информация:

Как выглядит такая справка, показываем здесь. Проверить подлинность справки можно на портале npd.nalog.ru с помощью ИНН проверяемого лица, а также введя дату, на которую запрашиваются сведения.

После того как ИП убедился, что физлицо официально оформлено самозанятым, можно приступать к подписанию договора.

В качестве шаблона можно использовать договор оказания услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Образец договора возмездного оказания услуг подготовили эксперты «КонсультантПлюс». Вы можете скачать его бесплатно, оформив пробный доступ к системе.

Как проводить расчеты с самозанятыми

Плательщики НПД не имеют традиционного кассового аппарата. Ту сумму, которую самозанятый получает от заказчика в рамках договора, он оформляет чеком через приложение «Мой налог». ИП перечисляет физлицу оплату за услуги, а самозанятый выдает ему электронный чек.

Сотрудничество с самозанятыми: проверь себя Время прохождения около 5 мин. Пройти тест

Отметим, что самозанятые обязаны выдавать чеки, в противном случае им грозит административная ответственность — штраф в размере 20% от суммы выручки. При повторном нарушении сумма штрафа составит 100% от полученной выручки.

Таким образом, выдача чека в интересах как самого самозанятого, так и ИП.

Также с 01.10.2021 у самозанятых есть возможность принимать оплату через систему быстрых платежей.

Какие первичные документы применяет самозанятый в ходе своей деятельности? Какие налоговые последствия будут у заказчика, если самозанятый гражданин не выдал чек? Ответы на эти вопросы есть в «КонсультантПлюс». Смотрите по пробному доступу бесплатно.

Чего следует избегать в работе с самозанятыми

Подмена трудовых отношений самозанятостью: признаки от налоговой и практика судов Подробнее

Несмотря на очевидные преимущества для ИП в работе с самозанятыми, следует учесть и некоторые моменты, чтобы не получить претензии от контролирующих органов.

Например, не следует увольнять собственных штатных сотрудников, чтобы затем заключить с ними договор как с самозанятым. Такая экономия на налогах может обернуться неприятностями для ИП. Следует знать, что если самозанятый работник был уволен менее двух лет назад, никаких налоговых льгот по зарплате заказчик не имеет. ИП будет обязан в полном объеме уплачивать за него страховые взносы и НДФЛ (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, п. 4 ст. 226 НК РФ).

Не следует надеяться, что ФНС РФ не узнает об этом — все сведения о работниках легко «вычисляются» по базе налоговой службы.

Могут быть проблемы и со стороны Трудовой инспекции. Заключенный договор оказания услуг может быть принудительно переквалифицирован в трудовой договор, со всеми вытекающими последствиями. А ИП получит солидный штраф по ст. 5.27 КоАП РФ и долги по налогам и соцплатежам.

Хотите узнать, когда отношения с самозанятыми могут признать трудовыми? Тогда получите бесплатно пробный доступ к «КонсультантПлюс» и переходите к разъяснениям экспертов.

Итоги

Чтобы сотрудничество с самозанятыми принесло не только пользу, но и позволило сэкономить на налогах, следует оформлять деятельность официальным договором, а также следить за тем, чтобы работа самозанятого не имела признаков работы штатного сотрудника (четкий график, посещение офиса и т. д.). Расчеты с самозанятыми ведутся через приложение «Мой налог».

Подробнее о режиме НПД узнайте в нашей рубрике «Самозанятые».