Как заполнить путевой лист?
форма 4С ПЛ. На оборотной стороне какие графы обязательны к заполнению?
в графе расход горючего по норме и фактически что указывать? общую сумму? или высчитывать на 100 км?
Если норма с фактом не совпадают что делать?
Если ПЛ на несколько дней время как указывать? Например, 150 часов 50 мину?
Процитирую текст Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152:
Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование и номер путевого листа;
2) сведения о сроке действия путевого листа;
3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
4) сведения о транспортном средстве;
5) сведения о водителе.
И ниже:
На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
Тем не менее, чтобы подтвердить целевой характер использования автомобиля (именно в текущей деятельности) целесообразно заполнять:
Столбец 24 - пункт погрузки, разгрузки, далее столбцы с числом и временем отправления прибытия. В моей практике отметок грузоотправителя и получателя уже редко кто ставит, но если они будут - дополнительное обоснование расходов.
Расход горючего - общий литраж на пробег, как правило, факт приравнивают к расходу по нормативу. Объясню почему, - фактический остаток в баке вы каждый раз сливать не будете, только во время инвентаризации. Поэтому расход по норме = фактическому. Далее остаток в баке на конец = остаток на начало + залили по чекам - расход (но это на лицевой стороне) - вот это, кстати, лучше делать регулярно.
Норма с фактом бывает не совпадает. Если недостача - удерживать с водителя и добиваться пересмотра нормы. Теоретически, можно норму утверждать вплоть до индивидуального автомобиля (но на практике этим не занимаются). Бывает две одинаковые модели камаза, одной партии дают разный расход.
При длительном периоде, как это не жутко выглядит, думаю да, как вы написали итогом указывать время за период.
Вообще, когда я диспетчерской работой занимался все было гораздо строже, сейчас определенная либерализация наблюдается.
Здравствуйте. Техосмотр с 2017 года обязателен,медосмотр тем более. Вижу только один выход:
- По медосмотрам - договор с медорганизпцией имеющей соотвествующую лицензию, чтобы она проводила ежедневные медосмотры с фиксацией в специальном журнале (его ведение обязательно).
- Аналогично по техосмотрам - либо принимайте в штат, либо через аутсорос или договор ГПХ.
Без них просто нельзя выезжать, на текущий момент вы нарушаете закон. Можно кстати расширить форму путевого листа, добавив внее дополнительные ячейки для ежедневных отметок медработника и механика.
С 1 марта 2019 они оформляются несколько иначе, отчасти это связано с коррективами, внесенными в другие нормативные акты. Минимально необходимый набор реквизитов нужно указывать во избежание административной ответственности.
Официально утвержденных форм, не существует, поэтому целесообразно разработать собственные бланки, которые будут утверждены приказом руководителя (индивидуального предпринимателя).
Основной нормативный акт в этой сфере - Правила заполнения…, утв. приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 (далее - Правила), которые нужно довести до сведения работников. Новейшие изменения в этот документ введены приказом Минтранса РФ от 21.12.2018 №467, они применяются с 01.03.2019.
При использовании прежних или новых форм должны быть заполнены отпечатанные или внесенные рукописно реквизиты:
1. Наименование и номер документа.
2. Срок действия: дата (при 1-дневном использовании) или дата начала и дата окончания срока (при более чем 1-дневном использовании).
3. Указание на собственника/владельца автомобиля: наименование (Ф.И.О.), адрес, телефон, ОГРН.
4. Информация об автомобиле:
- тип, модель, госномер (а также в отношении прицепа, если есть);
- показания одометра при выезде парковки и после завершения смены водителя;
- дата и время выезда с парковки и возвращения;
- дата и время предрейсового/предсменного контроля техсостояния.
5. Информация о водителе: Ф.И.О., дата и время предрейсового/послерейсового медосмотра.
Основное изменение оформления путевых листов с 1 марта 2019: делается отметка о контроле техсостояния либо предрейсовом (при одном рейсе в день), либо предсменном (если рейсов одним автомобилем выполняется больше). Отметка контролера выглядит следующим образом: «Контроль технического состояния транспортного средства пройден», в соответствии с новым Порядком, утв. приказом Минтранса РФ от 08.08.2018 №296.
Причем, проставление штампов организации и должностных лиц не требуется, достаточно подписей.
Некоторые вопросы могут возникнуть при разработке и заполнении новых форм у ИП (индивидуальных предпринимателей).
Бланк для ИП также должен соответствовать перечисленным выше реквизитам. Особенностью оформления путевого листа от имени ИП является необходимость указания ОГРИП. Данные ИП проставляются в том случае, если он является собственником или владельцем автомобиля (например, арендатором по договору аренды без экипажа). Если он лично эксплуатирует автомобиль, водителем указывается этот же гражданин.
Применение путевого листа, в соответствии с требованиями, утвержденными Минтрансом РФ, предусмотрено ст.6 УАТиГНЭТ от 08.11.2007 №259-ФЗ. При его отсутствии ответственность наступает по ч.2 ст.12.3 КоАП РФ.
Заполнение граф предрейсового контроля или медосмотра обязательно под угрозой ответственности (в т.ч. одновременно с приведенной выше) по отдельным нормам – чч.2, 3 ст.12.31.1 КоАП РФ.
При применении самостоятельно утвержденных форм документов не забудьте указать на это в учетной политике юрлица или ИП.
Изначальная цель введения путевых листов — обеспечение безопасности дорожного движения, а не учет ГСМ.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта… (закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ) перевозки пассажиров и багажа, грузов без заполнения путевых листов на соответствующее транспортное средство не допускаются. Указанное правило распространяется на автобусы, трамваи, троллейбусы, легковые и грузовые автомобили.
При этом, заполнение путевых листов для обеспечения безопасности дорожного движения не препятствует использованию этих документов для учета бензина.
Но, для использования путевых листов в данных целях указанное должно быть отражено в учетной политике для целей налогообложения.
Об обязательных реквизитах я уже писала выше. Они перечислены в приказе Минтранса РФ «Об утверждении обязательных реквизитов…» от 18.09.2008 № 152.
Если лист используется для списания ГСМ, он также должен содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа согласно ч. 2 ст. 9 закона «О бухучете» от 06.11.2011 № 402-ФЗ.
Как следует из вышеприведенных требований к реквизитам путевого листа, маршрут к обязательным требованиям не относится.
Но, Минтранс в письме № ДЗ/10239-ис отмечает, что допускается размещение дополнительных реквизитов, включая описание детализированного маршрута (пунктов назначения в течение срока действия листа).
Таким образом, путевые листы могут содержать информацию о маршрутах, если они используются для учета ГСМ, что отражено в учетной политике налогоплательщика.
Внесение данных о маршрутах в путевые листы должно быть сделано без ущерба для заполнения обязательных реквизитов.
Уважаемый Сергей Викторович!
Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от 17 мая 2019 г. № 45706 и сообщает.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон 323-ФЭ).
Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608, приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный № 36866) утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, в соответствии с которым предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого
опьянения.
Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 (зарегистрирован Минюстом России 1 ноября 2004 г., регистрационный № 6094) установлено, что рабочее время водителя состоит в том числе из времени проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно.
Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152
«Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее - приказ Минтранса России № 152).
В соответствии с приказом Минтранса России № 152 обязательными реквизитами путевого листа являются:
1) наименование и номер путевого листа;
2) сведения о сроке действия путевого листа;
3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
4) сведения о транспортном средстве;
5) сведения о водителе.
В соответствии с пунктом 10 приказа Минтранса России № 152
(в редакции приказа Минтранса России от 21.12.2018 № 467) путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.
Таким образом, действующая редакция приказа Минтранса России
№ 152 разграничивает необходимость оформления путевого листа на рабочий день либо время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня.
Ранее, приказом Минтранса России № 152 был установлен срок, на который оформляется путевой лист (на один день или срок, не превышающий одного месяца). В действующей редакции данного приказа срок действия путевого листа не регламентирован.
Одновременно с этим, пунктом 4 приказа Минтранса России № 152 определяется срок действия путевого листа, в течение которого путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
Таким образом, по мнению Департамента, оформление путевого листа заключается в создании нового путевого листа либо в проставлении в уже созданном путевом листе следующих его обязательных реквизитов:
показания одометра транспортного средства при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее - парковка);
дата и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.
Оформление путевого листа посредством проставления в уже созданном путевом листе вышеуказанных обязательных реквизитов возможно при условии сохранения остальных реквизитов путевого листа неизменными.
При этом в соответствии с требованиями приказа Минтранса России № 152 установлено, что:
даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя;
даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если указанный предприниматель совмещает обязанности водителя;
даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов;
дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
Пунктом 9 приказа Минтранса России № 152 установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
В соответствии с приказом Минтранса России № 152 даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Одновременно сообщаем, что путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителя. Обязанность проведения предрейсового медицинского осмотра водителя до его возвращения из рейса на парковку законодательством Российской Федерации не установлена.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта
Кулешова Екатерина Андреевна (499) 495-00-00 (1203)
Как вам?
Из этого делаю выводы:
1. На командировки длительный путевой по прежнему выписывать можно.
2. На несколько дней путевой выписывать модно, н ов нем придется предусмотреть поля для проставления даты и времени прохождения медицинских и техосмотров.
Кроме того в путевом, если он на период более 1 дня нужно указывать период его действия.
хочу продолжить обсуждение и на другую тему:
из этого ответа я лично вычитала следующее: можно НЕ оформлять путевые листы на директора ( и прочих сотрудников, которые используют, например, личное авто в служебных целях)... т.к. онм не первозят пассажиров и грузы а перемещают только водителя ( и то легковым транспортом)
а должны оформлять только лишь:
те, кто перевозят пассажиров или грузы по возмездным договорам
если для собственных нужд, то те, кто перевозят пассажиров или грузы автобусами и грузовыми автомобилями "
"Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта."
или здесь речь только об осмотрах, но не о путевых листах?
я правильно вычитала, или где-то ошиблась?
Вы очень верно выдернули строчки из письма, но я писал вопрос по длительности путевого, а не по тому, что его должен применять ,а кто нет. Конкретно наша компания, однозначно должа))).
annaf, есть еще ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007
N 259-ФЗ который также прямо требует оформлять путевой лист при перевозках пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями. Без уточнений.
Кроме того Приказо Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 применяется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих легковые или грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Опять без исключений.
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 понимает под пассажиром любое лицо кроме водителя в автомобиле, заключал он договор или нет.
Есть еще п. 3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26 , который гласит:
"На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")."
Кастаельно Вашего директора именно на лично авто, скорее вы правы.Но вопрос спорный, в случае если вы ему ГСМ компенсируете, путевой здесь был бы не лишним. ИФНС очень трепетно относятся к вспианию ГСМ без путевых листов. Мнорго писем на эту тему выпускал и МИнфин. По медосмотрам в этом случае тоже вопрсо спорный.
Вообще обозначенный Вами вопрос по директору нигде пока что законоадтельно прямо не урегулирован.
Лично я склоняюсь к тому, что лучше, чтобы путевой был и на него, вот олько заставить директора проходить медосмотр и техосмотр каждое утро большая проблема.
особенно в компаниях, где дир-р единственный сотрудник . я и медик, я и техник, и водитель, и бухгалтер. сам себе выписал, сам проверил, сам осмотрел и принял к учету... бред...
annaf тогда вопрос понятен. Если у вас расходы на авто н екомпенсируются в полном объеме ил икомпенсируются по договору чисто символически, можете и не писать.
Честно, на 100% не скажу, будут у Вас проблемы с проверяющими или нет))). Вероятнее всего, нет.
ну насчет "единственного сотрудника", я немного утрирую, но медика и техника в штате точно нет... в любом случае эти отметки простая формальность и никаких осмотров естественно не будет. все как обычно, ради НЕЁ. ради Галочки....
Здравствуйте. заранее извиняюсь, если мой вопрос уже обсудили, однако я не нашла точного ответа и прошу помочь мне. я по образовани сметчик, но на меня легла обязанность составления путевых листов, списание ГСМ. на даный момент мне не ясно какую дату ставить при составлении листа. ранее было так, что путевой лист составлялся на целый месяц на 1 автомобиль. сейчас как я понимаю (хоть точного ответа в письме не увидела) составляется еженедельно. например с 1 ноября по 7 ноября включая выходные дни (конечно, если 1 число выпадает не на выходной день). Правильно ли все, что я написала? если все так, тогда как быть например если выпадает 1 ноября в пятницу как в этом году?тогда надо писать с 1 ноября по 10?Спасибо большое если ответите.
НинаВершинина - правильно было бы составлять путевой лист ежеденевнно пр ивыезде из гаража именно об этом говорит измененная редкация приказа Минтранса № 15. Однако если автомобиль не имеет возможности возвращатся в гараж ежедневно: командировка, разъездной характер работы, то путевой лист может быть выписан и на более длительный срок.
Я некоторое время отсутствовала на форуме, и не могу теперь пройти мимо интересующей меня когда-то темы. Я ее детально прорабатывала не так давно.
Итак, главное, что должно быть в путевых листах - обязательные реквизиты. Маршрут следования к ним не относится. Минтранс также не требует отражать маршрут. Но, как оказалось, у налоговиков другое мнение.
Как же заполнить бланк, чтобы не лишиться расходов.
В путевом листе можно не записывать маршрут движения автомобиля, так как этого реквизита нет в обязательных. При этом таким листом компания вправе подтвердить расходы на топливо. Это разъяснил Минтранс в пис ьме от 14.05.2019 № ДЗ/10239-ИС (ответ на частный запрос).
Правильнее ежедневно оформлять путевые листы до начала первого рейса, если в течение дня водитель совершает несколько поездок. Теперь документ сроком до месяца составлять нельзя, исключение — длительные рейсы (п.3 приложения к приказу Минтранса от 21.12.2018 № 467).
Утвержденного бланка путевого листа нет. Организации разрабатывают форму сами или пользуются рекомендованной. К примеру, для грузового автомобиля — № 4-С, 4-П (утв. постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78). Главное — сохраните все обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа, срок его действия, сведения о собственнике, автомобиле и водителе (п. 3,6, 7 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152). Сведения о маршруте необязательные.
Путевой лист может обосновывать расходы на бензин. Это еще давно подтвердили чиновники (письмо Мигфина от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354). Но в это время обязательной была форма путевого листа из постановления № 78, на оборотной стороне которой надо было писать маршрут. С 2013 года форму путевого листа можно разработать самим, при этом маршрут — необязательный реквизит. Но Минтранс в письме № ДЗ/10239-ИС повторился, что расходы на топливо можно учесть по путевому листу. Не ясно только, требуется в нем писать маршрут или нет.
Безопаснее всего писать маршрут следования в путевом листе. Ведь именно по нему инспекторы определяют обоснованность затрат на топливо. Споры по этому вопросу разрешают в суде. Единой практики не сложилось. В одних случаях суды становятся на сторону налогоплательщиков и считают, что отражать место следования автомобиля необязательно. Ведь это не говорит о том, что сделки не было, и не может быть причиной отказа в учете расходов (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.04.2018 № Ф06-31415/2018). Другие судьи считают: без маршрута нет возможности определить, с какой целью использовали автомобиль (постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015).
Но, даже если вы хотите вписать маршрут, то имейте в виду, что нет единых требований к тому, как вписывать его в путевом листе. Одним инспекторам достаточно только города, другие требуют писать полный адрес с домом и улицей. Поэтому стоит написать подробный адрес. (Чем меньше информации отразить в первичке, тем больше дополнительных вопросов возникнет у инспекторов. Поэтому компания сама должна быть заинтересована в том, чтобы записать данные в документе как можно подробнее.)
В путевом листе запишите, откуда и куда ездил водитель на автомобиле. Отметьте и промежуточные остановки, если они были. Например, когда водитель в один день развозил товар сразу нескольким покупателям. Для каждого пункта пропишите название контрагента и его реальный адрес. Если этого не сделать, то налоговики посчитают, что расходы на топливо не оправданы. И некоторые судьи их поддерживают (постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.08.2018 № Ф05-12699/2018). Инспекторы могут решить, что компания компенсировала сотруднику поездку в личных целях. А значит, он получил доход в виде стоимости бензина. На него доначислят НДФЛ и взносы (письмо Минфина от 09.03.2017 № 03-04-05/13125).
Иногда прописать подробный адрес не получится, его попросту нет. Например, когда представитель компании едет на аграрную выставку, которая проходит в поле. Но это не означает, что в таком случае расходы на топливо точно не подтвердить. Достаточно записать в путевом листе название ближайшего населенного пункта, километровую отметку или координаты с широтой и долготой. Если инспекторы снимут такие траты, то защититься получится в суде (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2016 № Ф08-626/2016).
Подтвердить передвижения водителя можно и с помощью записи из навигатора. Она точно пригодится, если из-за пробок или ремонта дорог водителю пришлось проехать большее расстояние, чем он планировал. Данные с навигатора можно перенести на компьютер, если использовать функцию «Запись трека». Налоговики считают, что эта информация не будет лишней. Главное, чтобы компания включила сбор данных с навигатора в свою учетную политику.
Также заверьте данные с навигатора, к примеру, если оформили его в виде скриншота.