Наш телеграм-канал

Процесс деофшоризации в России - законодательные моменты

Деофшоризация — относительно молодой термин, характеризующий специальный комплекс государственных мер. Что это за меры и каким законом они предусмотрены — ответы на эти вопросы, а также другую поясняющую информацию по данной теме вы узнаете из нашего материала.

 

 

Расшифровка термина «деофшоризация»

Под деофшоризацией понимается проводимый государством комплекс мероприятий, которые:

Необходимо отметить, что не существует единой формулировки термина «деофшоризация» — его трактуют по-разному. Например, деофшоризация — это:

При этом данные формулировки не противоречат вышеуказанной расшифровке деофшоризации как комплекса мероприятий в рамках госполитики.

Термин «деофшоризация» стал активно применяться в России с 2013 года, а определенные этим понятием госмероприятия призваны наложить ограничения и запреты на незаконное использование резидентами РФ офшоров и иностранных компаний (примеры такого использования см. в таблице): 

Использование офшоров

Законное

Незаконное

Создание СП (совместных предприятий) с иностранными партнерами

Уклонение от налогов

Защита прав предпринимателей в условиях более стабильной юридической системы и с применением отсутствующих в России финансовых инструментов

Легализация полученных преступным путем средств

Создание специальных механизмов защиты активов и наследования имущества

Аккумулирование не облагаемых налогами доходов вне РФ

Благотворительная деятельность и др.

Иное использование (рейдерство, применение разнообразных мошеннических схем и др.)

Законное использование офшоров не запрещено — важно, чтобы компания не уклонялась от налогов. При этом место ее регистрации значения не имеет. Какие важные задачи призвана еще решить деофшоризация, расскажем в следующем разделе.

Как государство борется с уклонением от налогов (в том числе с использованием офшоров) — см. в статье «Налоговая политика государства на 2016–2018 годы».

Основные задачи в сфере деофшоризации

К основным задачам антиофшорной политики можно отнести:

Достижение эффективности процесса деофшоризации российского бизнеса невозможно без решения 3 основных задач:

Среди причин, побудивших российский бизнес переместиться в офшоры, можно назвать:

Некоторые эксперты основной причиной ухода российских фирм в офшоры считают конкурентные преимущества, связанные с использованием офшоров.

Теоретически для устранения этих причин необходимо:

Для снижения степени влияния указанных причин необходимы в первую очередь законодательные меры нормативного и организационного характера, о которых вы узнаете из последующих разделов.

Деофшоризационные нормативные акты

Среди основных нормативных документов, появившихся в связи с деофшоризацией, можно назвать:

Разъяснение содержания и назначения разных нормативных актов см. в размещенных на нашем портале материалах:

С содержанием положений основного нормативного акта, направленного на деофшоризацию российской экономики, а также иной нормативки, посвященной данной теме, знакомьтесь в следующих разделах.

Главный закон о деофшоризации российской экономики

Одним из значимых законодательных документов, принятых в последнее время в рамках реализации национальной программы по деофшоризации российской экономики, выступает закон от 24.11.2014 № 376 (о внесении изменений в НК РФ). Неофициальное название этого нормативного акта — закон по деофшоризации бизнеса.

В НК РФ благодаря этому закону видоизменились отдельные статьи, появились новые определения и понятия, а также кодекс дополнился описанием отсутствующих ранее в законодательстве обязанностей отдельных лиц. В частности, благодаря закону № 376:

Предельно сжато содержание закона можно уложить в 2 тезиса:

Расшифровать отдельные понятия из закона № 376 поможет статья «Что такое контролируемые иностранные компании?».

О дальнейшей судьбе закона № 376 узнайте из следующего раздела.

Деофшоризация и новый вариант закона о КИК 2016

Закон о деофшоризации в 2016 году был откорректирован — поправки внесены законами от 15.02.2016 № 32-ФЗ и от 08.06.2015 № 150-ФЗ.

Корректировки в НК РФ, внесенные законом № 32-ФЗ:

Дополнения и новшества, предусмотренные законом № 150-ФЗ:

Какими еще нормами в последнее время дополнялось отечественное законодательство в рамках проведения деофшоризации — расскажем в следующем разделе.

С актуальными нормативными корректировками, которые необходимо оперативно учесть в своей работе, вас познакомят подготовленные специалистами нашего сайта материалы:

Деофшоризация и корректировка законодательства

Помимо уже рассмотренных поправок, внесенных в НК РФ законами № 376-ФЗ и 32-ФЗ, в этом главном налоговом документе регулярно появляются корректировки и положения, связанные с процессом деофшоризации. К примеру, в НК РФ нашли отражение серьезные новации в сфере трансфертного ценообразования, предусматривающие:

Появились специальные статьи в УК РФ, направленные на борьбу с однодневками. Например:

В рамках проведения антиофшорных мероприятий активно проходят обсуждения, а также вносятся изменения и дополнения в разнообразные нормативные документы. Как влияют на деофшоризацию российской экономики «черные списки» — узнайте из следующих разделов.

Деофшоризация и «черные списки»

«Черным списком» (в том числе для целей деофшоризации) называют перечень стран, которые:

Можно выделить 3 вида таких списков, которые разработаны для разных целей разными ведомствами, а именно:

Остановимся на каждом виде отдельно.

Минфиновский «черный список»

Список офшорных зон в приказе Минфина характеризуется следующим:

Обозначенные Минфином в приказе № 108н офшорные зоны представлены на рисунке:

Взаимодействие с фирмами, зарегистрированными в попавших в указанный перечень государствах, может повлечь для российских компаний неблагоприятные налоговые последствия, такие как:

Кроме того, сделки с иностранными компаниями, зарегистрированными в офшорных минфиновских списках, признаются контролируемыми, что влечет:

Детализацию понятия «контролируемые сделки» дает статья «Критерии контролируемых сделок — таблица на 2016 год».

«Черный» минфиновский перечень обновляется по мере необходимости. К примеру:

Указанные ограничения и лишение российских резидентов определенных налоговых преференций являются одними из необходимых элементов в комплексной работе государства по деофшоризации экономики.

 «Черный список» ЦБ РФ

ЦБ РФ разделил офшорные зоны на 3 группы с целью регулирования процесса открытия российских корсчетов в зарубежных кредитных учреждениях.

Об особенностях отечественного банковского обслуживания и планируемых нормативных корректировках в этой сфере расскажут материалы:

Центробанковское офшорное разделение представлено на схеме ниже:

Открыть российской фирме корсчет в финансовой компании, зарегистрированной в I группе территорий из указанного списка, можно без дополнительных ограничений. Если же партнер банка находится во II или III группах, ему требуется отвечать определенным требованиям. Например:

Помимо вышеуказанных условий предусмотрено банковское резервирование для компаний (в % от перечисляемых сумм):

Центробанковские «черные списки» являются одной из мер, введенных в рамках исполнения ЦБ РФ процедур валютного контроля, которые способствуют процессу деофшоризации российского бизнеса.

С какими нюансами могут столкнуться владельцы заграничных счетов — узнайте из следующих публикаций:

«Черный список» ФНС России

Налоговики составляют свой «черный список», обладающий следующими отличительными признаками:

Действовавший в 2016 году перечень в 2017 году сократился:

«Черный» список ФНС на 2017 год представлен ниже:

В «черный» список ФНС — 2017:

Как ресурсы CRS смогут помочь отечественным налоговикам и иным госструктурам в раскрытии теневых офшорных схем — см. в материале «Кого проверит налоговая по зарубежным счетам?».

Итоги

Деофшоризация российской экономики — одно из важных направлений госполитики, представляющих собой набор целенаправленных комплексных мер по усилению контроля незаконных операций в офшорных зонах и созданию благоприятных условий для развития бизнеса в РФ.

Основной антиофшорный закон — № 376-ФЗ — внес важные новации и корректировки в НК РФ. Во многом деофшоризация зависит и от эффективного исполнения положений иных нормативных актов (закона № 115-ФЗ о противодействии отмыванию преступных доходов, закона № 140-ФЗ о добровольном декларировании активов и счетов в банках и др.).