В 2021 году материал не актуален в связи с завершением перехода на онлайн-ККТ. Кто и как должен применять БСО в 2021 году, читайте в это статье.
Что представляет собой акт приемки БСО?
Сразу оговоримся, что бумажные БСО, речь о которых пойдет в статье, постепенно вытесняются из денежного документооборота. В настоящее время (и до 1 июля 2019 года) их вправе использовать ограниченный круг лиц, из числа тех, кто до внесения в закон «О ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ поправок, внедряющих онлайн-кассы, был свободен от применения ККТ.
Узнать, кто относится к таким лицам, можно здесь.
Если вы пока еще вправе работать с БСО на бумаге, учитывайте следующее.
Бланки строгой отчетности (БСО), используемые в расчетах без применения ККТ, могут изготавливаться в типографии. В этом случае на листах БСО фиксируются, в частности, сведения о выпустившем их учреждении, а также о тираже бланков (среди прочих обязательных реквизитов БСО, определенных п. 3 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359).
Как правило, типография-изготовитель БСО и пользователь данных бланков — разные хозяйствующие субъекты. Передача напечатанных бланков из типографии заказчику должна подтверждаться отдельным первичным документом — например, актом приемки. Составить этот документ можно в любой оптимальной для сторон правоотношений структуре. В частности, распространена практика использования формы из приложения № 4 к приложению № 2 к протоколу ГМЭК от 29.06.2001 № 4/63-2001.
Скачать акт приемки документов строгой отчетности
Принятые и оприходованные на основе акта приемки бланки в дальнейшем используются для выдачи БСО сотрудникам, принимающим деньги от клиентов.
Образец заполнения акта приемки бланков строгой отчетности: структура документа
Образец акта приема бланков строгой отчетности может содержать, в частности:
- сведения о комиссии, осуществляющей приемку БСО из типографии;
- сведения о результатах проверки партии бланков по тиражу;
- сведения о первичных документах, оформленных в рамках приема-передачи тиража;
- сведения о количестве бланков — по факту, по накладной, с указанием их серии;
- сведения об излишках, недостаче, браке;
- стоимость полученных из типографии бланков;
- факт оприходования БСО в книге учета и передачи их на хранение в бухгалтерию.
Документ подписывается членами комиссии, а также бухгалтером.
Организация оборота БСО: выдача бланков сотрудникам
Выдача БСО сотрудникам, принимающим деньги от клиентов, осуществляется, как правило, бухгалтерией предприятия. При этом формируются такие документы:
- соглашение о материальной ответственности сотрудника, принимающего деньги от покупателей;
- приказ о назначении работника фирмы материально ответственным лицом (МОЛ);
- требование-накладная о передаче бланков в распоряжение МОЛ.
Первые 2 документа составляются исходя из установленных внутрикорпоративных норм оформления соответствующих актов, третий — может составляться на основе унифицированной формы № М-11. Но так как данная форма достаточно сложна по своей структуре, вместо нее часто применяется более простой документ — акт передачи БСО сотрудникам.
Выдача БСО клиентам — процедура, у которой также есть ряд нюансов.
Выдача БСО клиентам: требования к бланкам
Главная задача поставщика услуг, использующего БСО при расчетах с клиентами, — предоставлять гражданам бланки, соответствующие по структуре и содержанию требованиям законодательства (см. пп. 3, 5 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359). Если выдать клиенту БСО неустановленного образца, могут последовать штрафные санкции от ФНС при проверке.
Санкции за выдачу неустановленных бланков строгой отчетности (судебная практика)
Если клиенту выдан БСО неустановленного образца, то в соответствии с положениями п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ может быть наложен штраф — 30 000–40 000 руб. на организацию или 1 500–2 000 руб. на должностное лицо.
Правомерность подобных санкций подтверждает судебная практика (постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.03.2007, 28.02.2007 № Ф03-А51/07-2/123 по арбитражному процессу № А51-11184/06-10-330, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.04.2009 № А32-18480/2008-56/286-13АЖ).
Где можно скачать образец акта приема-передачи БСО и образец акта передачи БСО сотруднику?
На нашем сайте вы можете ознакомиться:
- с образцом акта приема-передачи БСО от типографии заказчику;
- с образцом акта передачи бланков строгой отчетности сотруднику, являющемуся материально ответственным лицом.
Итоги
Оборот БСО в организации может осуществляться с применением различных актов — приемки, передачи сотруднику. То, каким образом будет составляться тот или иной образец акта приема БСО или же передачи бланка, определяется главным образом принятыми нормами внутрикорпоративного документооборота. Если речь идет о приемке напечатанных БСО из типографии, может применяться форма акта, утвержденная в протоколе ГМЭК № 4/63-2001.
Узнать больше об особенностях применения БСО вы можете в статьях: