Как работать во время массового технического сбоя онлайн-ККТ?
Соображения такие, какие были еще накануне 01.07.2017 :) Система онлайн-ККТ не продумана до конца и просто в определенный момент не выдержит. Например, все нарастающего объема номенклатуры. По моим прикидкам, подобный сбой должен был произойти еще в октябре.
Так что, полагаю, сбой первый, но не последний ). Как писали вчера в СМИ - работать без ККТ, что-то оперативно выписывать (например, приходники или БСО), уточнять данные покупателей, все фиксировать. Потом, когда заработает - все набить, чеки направить.
Налоговики обещали за такие массовые сбои не штрафовать.
Письмо Федеральной налоговой службы от 20.12.2017 N ЕД-4-20/25867@
20 декабря 2017 года произошел массовый сбой в работе ККТ некоторых производителей.
В связи с этим ФНС доводит до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков, что пользователи, в работе контрольно-кассовой техники которых произошел сбой, вправе осуществлять расчеты без применения ККТ в связи с отсутствием вины.
В соответствии с п. 4 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ при выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены.
Таким образом, после восстановления работоспособности контрольно-кассовой техники пользователи обязаны сформировать кассовый чек коррекции с общей суммой неучтенной по ККТ выручки.
Обращается внимание, что в таких обстоятельствах отсутствует вина пользователей за осуществление расчетов без применения ККТ, в том числе при реализации алкогольной продукции, в связи с чем в соответствии с частями 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ такие пользователи не подлежат привлечению к административной ответственности.
В таком случае предприимчивым лицам такие сбои будут на руку - можно корректировать учитываемую выручку.
Да уж, инцидент пренеприятнейший. Свидетельствует он об одном: о том, что внедрение онлайн-касс было поспешным и недостаточно проработанным. Тут вспоминается старая пословица: «Поспешишь – людей насмешишь»... Но думаю, что пользователям онлайн-касс было совсем не смешно вчера. Однако случай показательный и хорошо, что это случилось именно сейчас, когда на онлайн-ККТ перешел только крупный и средний бизнес. Если бы такой сбой произошел после перехода малого бизнеса, последствия были бы более плачевными. Теперь есть возможность выявить истинную причину сбоя и выработать алгоритмы, как правильно действовать в таких ситуациях. Ведь представители микробизнеса далеко не все могут позволить себе IT-специалистов. А значит, оперативно устранить причины поломки было бы крайне тяжело. Кроме того, малый бизнес зачастую расположен далеко от районных центров, что еще более усложнило бы дело :).
Кроме того, мне кажется, что этот случай был показательным в том плане, что ЦТО все-таки нужны для обслуживания онлайн-касс. Раньше говорилось, что ЦТО останутся только в крупных населенных пунктах, так как в них уже нет необходимости, пользователи смогут и сами прекрасно обслуживать новые кассы. Теперь же оказалось, что ЦТО очень даже нужны, так как только с их помощью можно будет устранить такой массовый сбой. ОФД – по сути лишь операторы, которые передают пакет данных от клиента в налоговую и оставляют полученные данные у себя на хранение.
Кстати, есть же дорогая ККТ, которая работает в автономном режиме без «облака», которая совмещена с торговым компьютером, на котором сохранена копия учетной системы с номенклатурой, остатками и ценами. Также такое возможно, когда учетная система с ККТ находится в одной локальной сети с кассой. В этом случае при отсутствии интернета онлайн-касса переключается в автономный режим работы. Данные в этом случае будут переданы ОФД в течение 30 дней. Но в основном бизнес решил сэкономить и купить так называемые принтеры чеков, которые оборудованы модулем связи и фискальным накопителем. У таких касс всего две кнопки: включение питания и протяжка ленты. Есть еще ККТ, совмещенные с планшетом. Но на них может не быть учетной системы или она может не быть облачной, а значит, при проблемах с интернетом на них не будет возможности пробить чек. К сожалению, полностью автономная онлайн-касса стоит дорого, потому что технически является мини торговым пк (сервером). И в основном все решили приобрести более экономные варианты. В итоге, имеем, что имеем.
А в этот раз, на сколько я поняла, сбой произошел в прошивке онлайн-касс. То есть мы имеем дело с аппаратным сбоем. От такой ошибки никто не был застрахован. Ведь до введения новых аппаратов не было проведено комплексное и дотошное тестирование прошивки. Просто сразу началось промышленное тестирование аппаратов. Действительно, странно, что это не произошло раньше. Но зато теперь все будут подкованными и будут знать, как себя вести, если снова будет такой сбой :)
С учетом того, что онлайн-кассы вместе с обеспечением появились у нас в прошлом году... Не то, что мутное разъяснение - вообще темное какое-то )))
Полагаю, что основная причина сбоя как раз несовершенство и недоработка всей системы. И сбой не последний. Когда "подгрузится" малый бизнес - вообще веселье начнется