Суды начали выносить решения о незаконности отстранения от работы за отказ от вакцинации. В...

Знаючтоговорю
Постоянная ссылка #

Суды начали выносить решения о незаконности отстранения от работы за отказ от вакцинации. В качестве примера: Решение суда города Смоленска от 19.10.2021 № 2-1710/2021.

Судьи признали незаконным отстранение от работы слесаря по ремонту оборудования тепловых сетей в Объединенной вагоноремонтной компании. С уплатой заработка за время вынужденного прогула и компенсацией судебных издержек и морального вреда.

Из текста Решения можно сделать несколько выводов, важных как для работника, так и для работодателя:

1) При отстранении нужно обращать внимание не на вид деятельности всей компании, а на трудовую функцию самого работника. 

Изучив постановления № 825 и Главного санитарного врача региона, судьи заключили, что по смыслу обоих документов привиться или быть отстраненными в целях предотвращения распространения коронавируса должны только те лица, чья работа непосредственно связана с контактом с неограниченным кругом лиц. В транспортной компании это выполнение трудовых функций непосредственно на транспорте общего пользования.

Если же работник трудится, как в данном случае, в депо - он ни обязательной вакцинации, ни отстранению за отказ не подлежит. Доводы работодателя о том, что в ходе выполнения трудовых обязанностей слесарь может контактировать с работниками, которые контактируют с неограниченным кругом лиц, не основаны на законе.

А, поскольку все постановления региональных санврачей сделаны по одному шаблону, в других регионах суды, скорее всего, будут рассуждать так же.

Вывод: требовать вакцинации и отстранять за отказ от нее можно только с тех сотрудников, чьи трудовые функции предполагают непосредственный контакт с неограниченным кругом лиц. (Напрашиваются любопытные мысли о том, насколько законны вакцинация и отстранение офисных сотрудиков или работников производств?)

2) В ходе данного дела судьи не рассматривали правомерность расширения списка подлежащих обязательной вакцинации сверх перечня из Постановления № 825. Некоторые юристы делают выводы о том, что тем самым признается законость такого расширения.

Однако, думается, что такие выводы преждевременны. Ведь выводы о незаконости отсранения были сделаны отдельно по каждому из обоих постановлений. 

Вывод можно сделать такой: работник выиграл в том числе потому, что судился именно по нарушению ТК РФ (статьи 76). Не переводил дело в "политическую" плоскость с обсуждением полномочий главных санитарных врачей, глав регионов и правомерности требования вакцинироваться.

Знаючтоговорю
Постоянная ссылка #

Вторая ласточка еще интереснее!

Решение Магаданского городского суда от 29.10.2021 № 2-2731/2021

На сей раз к работе с компенсацией вынужденного прогула вернули библиотекаря.

Суд не принял во внимание:

- письма Минтруда и Роструда;

- письма Службы по труду и занятости.

Суд указал на неверное понимание работодателем постановления главного санитарного врача региона, приказа Минкультуры Магаданской области, так же на несоответствие абзаца 8 части 1 статьи 76 ТК РФ и абзаца 4 пункта 2 статьи 5 закона "Об иммунопрофилактике! № 157-ФЗ.

Главный вывод суда: при давлении работодателя на сотрудников и отстранении от работы без оплаты невакцинированных, добровольная вакцинация фактически становится принудительной. Следовательно, отстранение фактически нарушает действующее законодательство в части добровольности вакцинации.

Сергей экономист
Постоянная ссылка #

Знаючтоговорю уже лучше, но если пойти в конкретный суд  иначать трясти перед ним решениями вплоть до областного суда, то во внимание это не примут. Нужно рассматривать каждую ситуацию индивидуально например определение ВС республикик Коми от 13 апреля 2017 года по делу № 33-2125/2017. Но там был работник образовательного учреждения, включенный в перечень видов работ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825. Замечу, на момент вынесения решения коронавируса еще не было, следовательно для отраслей включенных в этот список, вероятно будет принято аналогичное решение.

Есть посвежее решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 29.09.2021 по делу№ 2-1927/2021 ~ М-1907/2021. Там сотрудники в перечень не входили. И судился там не 1, а 18 человек.

И вот Вам формулировка:

"Суд вопреки доводам истца расценивает такое уведомление не как принуждение к вакцинации, а как способ разъяснения работнику действующего законодательства. За работником сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению."

"Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (CОVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета."

Можно конечно аппелировать только к положительнйо судебной практике, но такой подход порочен и может привести к росту доли проигранных, а не выигранных дел.

Знаючтоговорю
Постоянная ссылка #

Сергей, я уже отмечала, какие должны быть формулировки в иске.

Выиграли те дела, которые не уходили в "политическую" плоскость. Но шли в рамках трудового спора и ст.76 ТК РФ. Не законности расширения списка обязательно вакцинируемых, не разборки конституционных прав (их не районный суд должен рассматривать вообще, так что решение, приведенное вами, мутное в этой части).

Судьи тоже люди, тоже смотрят, откуда ветер дует. Конечно, резонансное дело группы работников против крупного работодателя будут рассматривать немного иначе, чем дело отдельного слесаря или библиотекаря, который не ищет конституционной справедливости, а только соблюдения ТК РФ в отношении себя )).

Я уже как-то писала на форуме о том, что это единственно правильный путь. Для того, кто хочет добиться практического результата - вернуться на рабочее место и получить з/п за время отстранения. По той причине, что действующее федеральное законодательство не предусматривает четких оснований для такого варианта отстранения. А местечковые новации не должны противоречить федеральному законодательству. Слабое место схемы здесь. Обязаловку вводят на местах местные структуры. Федеральные нормы при этом не меняются, во всяком случае пока. Значит, давить надо именно в этой точке.

Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение