Когда ИП расторгает все свои трудовые договора с наемными работниками, он должен сняться с учета в...

Просто_бухгалтер
Постоянная ссылка #

Когда ИП расторгает все свои трудовые договора с наемными работниками, он должен сняться с учета в качестве работодателя в ФСС. А вот если у него есть работающие гражданско-правовые договоры с физическими лицами, по которым ИП уплачивает страховые взносы «на травматизм», то сниматься с учета не нужно (п. 22 порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.09 Порядок № 959н). Для снятия с учета в ФСС требуется представить следующие документы (п. 23 Порядка № 959н):
заявление (приложение № 3 к Административному регламенту, утв. приказом Минтруда России от 25.10.13 Регламент № 574н);
копии документов о прекращении трудовых отношений с работниками (например, копию соглашения о расторжении трудового договора или копию приказа об увольнении).
Срок подачи заявления о снятии с учета в ФСС РФ не установлен. Предусмотрено лишь, что ФСС должен снять ИП с учета в течение 14 дней после получения документов (п. 23 Порядка № 959н). По результатам снятия с учета сотрудники фонда обязаны направить ИП копию решения о снятии с учета (п. 73 Регламента № 574н. 
Вопросы постановки и снятия с учета в ПФР регулируются Порядком, который утвержден постановлением правления ПФР от 13.10.08 Порядок № 296п. Однако этот документ не обязывает ИП-работодателя обращаться в ПФР при увольнении работников. Не предусмотрена такая обязанность и Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ. Выходит, что если прямо следовать указанным нормативным правовым актам, то обращаться в ПФР для снятия с учета не обязательно. Но лучше для закрытия обратиться в ПФР, потому что ИП - работодатель обязан сдавать отчетность в ПФР за наемных работников (сведения о застрахованных лицах СЗВ-М). Ранее, когда в ПФР сдавались РСВ -1, выходили разъяснения и были даже решения судов о том, что если уже работников нет, и перечислений страховых взносов уже нет, но ИП всё еще стоит на учете в Пенсионном фонде как работодатель, и он обязан отчитывать, даже сдавать нулевые декларации РСВ-1.
Мы видим с одной стороны, что по закону ИП не обязан сниматься с учета в качестве работодателя, но с другой стороны как Пенсионный фонд узнает, что работников нет? На каком основании ИП должны вычеркнуть из базы данных фонда в качестве работодателя? Только на основании заявления. Поэтому, во избежание споров с проверяющими, лучше все-таки подать в ПФР заявление о снятии с учета в качестве работодателя. Возможно, что кроме заявления могут потребоваться и другие документы, подтверждающие расторжении трудовых и гражданско-правовых отношений ИП с физлицами (перечень таких документов можно запросить в отделении ПФР, где предприниматель стоит на учете).

Выводы по снятию с регистрации в страховых фондах:
Не установлены сроки подачи заявления о снятии с учета.
Не установлена ответственность за нарушение порядка снятия с учета.
Без снятия с учета в качестве страхователя-работодателя ПФР, налоговая и ФСС будут ожидать представления отчетности об уплате страховых взносов и о застрахованных сотрудниках. И будут выписывать штраф за не предоставление отчетности.
Если не сняться с учета в ПФР, то могут вообще не снять с учета в качестве ИП. Потому что для того, чтобы исключить предпринимателя из ЕГРИП, налоговикам требуется информация о представлении в ПФР персонифицированной отчетности (пп. «в» п. 1 ст. 22.3 федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ). А ПФР, в свою, очередь может не подтвердить этот факт.

Главбух_Елена
Постоянная ссылка #

Просто_бухгалтер, Вы очень много написали про регистрацию в качестве работодателя в ПФР. Но разве с 2017 г. ее не отменили? Начиная с того времени, предпринимателю присваивается регномер ПФР только один раз при регистрации в качестве предлпринимателя (до этого их могло быть два - как ИП и как работодателя). Сейчас в качестве работодателя регистрируют только в ФСС, в ПФР - нет. Постановление Правления ПФР от 13.10.08 Порядок № 296п уже утратило силу.

Просто_бухгалтер
Постоянная ссылка #

Елена, я давно дела не имела с ИП-работодателем, могла старые источники привести, прошу у всех извинения.

Тогда просветите меня, пожалуйста, разве ИП-работодатель не подаёт сведения в ПФР совсем о сотрудниках, даже о застрахованных лицах? Если нет, то для меня это будет новость, приму к сведению, но как-то логически не складывается.

Марина Бух
Постоянная ссылка #

Почему не подает? Подает все, что положено подавать работодателю. Просто не регистрируется отдельно как работодатель.

Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение