Наш телеграм-канал

Соглашения об избежании двойного налогообложения (перечень)

Соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное между странами, позволяет снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков. На сегодня Россия заключила более 80 таких соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) с различными государствами.

ВАЖНО! С 08.08.2023 Россия в одностороннем порядке приостановила действие отдельных положений СИДН с 38 странами из списка «недружественных». Подробнее см. здесь.

Двойное налогообложение в России

Чтобы избежать двойного налогообложения, российское правительство заключает с правительствами других стран соглашения, которые помогают развитию отношений резидентов этих двух стран при совершении сделок. Такие соглашения об избежании двойного налогообложения помогают освободить бизнес от непомерного налогового бремени, которое может возникать при выплате доходов резидента одной страны резиденту другой страны.

ВАЖНО! В 2022 году из-за проведения СВО было приостановлено действие Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Украиной. Федеральным законом от 28.02.2023 № 40-ФЗ Россия денонсировала Соглашение об избежании двойного налогообложения с Латвией. Кроме того планируется отказаться от Соглашений со всеми странами, которые входят в перечень недружественных. 

В соглашениях об избежании двойного налогообложения по договоренности на международном уровне некоторые виды сделок освобождаются одной из стран от уплаты налога либо же устанавливаются какие-то льготные условия по уплате данного вида налога с доходов. Ведь налог с этих доходов уже, например, был уплачен в стране, в которой расположен налогоплательщик (налоговый агент), выплачивающий вознаграждение своему зарубежному партнеру.

В России п. 1 ст. 7 Налогового кодекса установлен приоритет международного соглашения перед отечественным налоговым законодательством. Это означает, что если в соответствии с нормами НК установлена ставка налога в 10%, а в международном соглашении — 5%, то налогоплательщик вправе применять установленную международным договором ставку. Однако в этом случае обязательным является соблюдение всех условий, прописанных в международном договоре.

О проводимой РФ налоговой политике читайте в статье «Налоговая политика государства на 2022-2024 годы».

Условия получения налоговых льгот в международных сделках

Среди условий, установленных российским налоговым законодательством для применения льготного налогообложения в соответствии с условиями международных соглашений об избежании двойного налогообложения, основным является подтверждение факта, что контрагент находится за границей. Речь идет о зарубежном партнере российского налогоплательщика, которому последний выплачивает доход. Об этом указывается в подп. 4 п. 2 ст. 310 НК. Также налогоплательщику потребуется доказать, что его партнер является фактическим получателем прибыли, а не посредником.

В п. 1 ст. 312 НК говорится о том, что иностранный партнер обязан предоставить российскому налоговому агенту доказательство того, что он является фактическим выгодополучателем и что он расположен на территории того государства, с которым у России заключен договор об избежании двойного налогообложения.

Если подтверждающие документы составлены на иностранном языке, то потребуется побеспокоиться об их переводе на русский. Также фискальные органы в большинстве случаев требуют, чтобы на документах стоял апостиль. Для того чтобы налоговый агент не удерживал налог с дохода иностранца (или чтобы применил льготный режим налогообложения), необходимо, чтобы все перечисленные выше подтверждающие документы были предоставлены до момента выплаты дохода.

В случае если они будут предоставлены позже, налог с дохода будет удержан в соответствии с нормами российского налогового законодательства. Но впоследствии при предоставлении документов уплаченный налог можно будет вернуть и доплатить доход зарубежному партнеру.

Итак, какие документы должен предоставить иностранный партнер, чтобы избегнуть двойного обложения налогами? В п. 1 ст. 312 НК указан исчерпывающий перечень таких документов:

Однако ни в данном пункте, ни где-нибудь еще в НК нет четкого указания о том, какие требования предъявляются к форме документов. Обычно такие подтверждающие документы именуют как «Сертификаты о налоговом резидентстве».

Ранее требования к форме документов и другие вопросы, которым надлежало уделить внимание относительно особенностей предоставления подтверждающих документов в органы фискальной службы, были собраны в «методичке», составленной ФНС и изложенной в приказе Министерства по налогам и сборам от 28.03.2003 № БГ-3-23/150. Но данные методические рекомендации утратили свое действие на основании приказа ФНС от 19.12.2012 № ММВ-7-3/980@.

На данный момент ФНС так и не выпустила новые разъяснения по данному вопросу, поэтому налогоплательщикам стало труднее прорабатывать каждую конкретную ситуацию. Так, сегодня налогоплательщики вынуждены не только изучать все имеющиеся разъяснения финансового и фискального ведомств по интересующему вопросу, но и изучать сложившуюся судебную практику.

Механизм работы устранения двойного налогообложения описали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно. 

Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения

Разберем некоторые ситуации, по которым уже есть сложившаяся судебная практика:

  1. О том, какой орган считается компетентным при заверении подтверждения постоянного местоположения зарубежной компании.

Определением ВАС от 07.11.2013 № ВАС-15167/13 установлено, что выданные немецкой фискальной службой свидетельства о регистрации иностранной компании в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и об освобождении от обложения налогами не являются необходимым подтверждением о постоянном месторасположении компании в Германии. Тем не менее суды, рассматривающие данные документы, ранее сочли эти документы достаточными для освобождения от уплаты налога с дохода в России в соответствии с международным соглашением. Высший суд не установил в данных выводах нарушения.

В определении ВАС от 26.03.2014 № ВАС-716/13 судьи не нашли нарушений в доводах ФАС ДО (постановление от 14.11.2013 № Ф03-5168/13), который сделал выводы, что предоставленные корейскими налогоплательщиками свидетельства о регистрации компаний, подписанные начальниками фискальных служб 2 округов Кореи, являются достоверными подтверждениями о постоянном местонахождении иностранных контрагентов.

Больше информации о том, как компаниям подтверждать свое постоянное местоположение, читайте в нашей статье «Как иностранная компания должна подтвердить свое местопребывание».

  1. О предоставлении подтверждения до даты получения дохода.

В постановлении ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12 говорится о том, что удержание налога с дохода иностранного компаньона должно быть произведено налоговым агентом из России, поскольку подтверждающие документы были предоставлены после момента выплаты дохода.

О порядке начисления штрафных санкций ИФНС за несвоевременное предоставление подтверждающих документов читайте в нашей статье «Вправе ли налоговый орган начислить пени налоговому агенту, не удержавшему налог с дохода иностранной организации, если справка о местопребывании иностранной организации была представлена налоговому агенту позже произведенных им выплат доходов иностранной».

И еще один случай о предоставлении документов позже срока выплаты доходов источником рассмотрен в нашей статье «Если налоговый агент получил подтверждение резидентства контрагента после выплаты ему дохода, начисление пеней неправомерно».

  1. О ежегодном предоставлении подтверждений.

В постановлении ФАС МО от 17.01.2014 № Ф-05-16745/13 указывается на то, что если в подтверждающем документе не указан срок действия на иные налоговые периоды, то он не может быть принят как обоснование в другие налоговые периоды. В то же время в письме Минфина от 14.04.2014 № 03-08-Р3-016905 указывается, что в ст. 312 НК нет положений об ограничении срока действия предоставленных подтверждений.

  1. О проставлении апостиля.

В своих решениях суды придерживаются позиции, избранной Президиумом ВАС и изложенной им в постановлении от 28.06.2005 № 990/05 (в то время еще действовали методические рекомендации) об обязательном проставлении апостиля. Решение было продиктовано требованием о соответствии Конвенции от 1961 г. В недавних решениях арбитражных судов также говорится о том, что наличие апостиля является обязательным (постановление ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12).

Какие документы могут подтвердить уплату налогов в целях избежания двойного налогообложения, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по налогам. Это бесплатно. 

Договоры об избежании двойного налогообложения

Многим странам необходимо заключение такого международного соглашения, которое бы избавляло осуществляющих межгосударственные финансовые транзакции плательщиков налогов от двойного налогообложения. В таких соглашениях обычно определяются условия распределения порядка налогообложения различных доходов между государствами.

Также в указанных соглашениях определяется и процедура обложения налогом на доход у источника его выплаты. Обычно доход полностью освобождается обложением налогами у источника выплаты, хотя возможны и варианты его снижения.

Каждое из подписанных Россией международных соглашений об избежании двойного налогообложения (всего их по состоянию на 2017 год 83 единицы) имеет свое уникальное содержание. Но в последнее время во всем мире намечается тенденция по унификации таких соглашений. Предполагается унификация текстов соглашения в соответствии с изложенными в Модельной конвенции, разработанной Организацией экономсотрудничества и развития, постулатами.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр и другие страны)

Международное соглашение об избежании двойного налогообложения (далее в таблице — СДН) подписывается Правительством России с правительством другого иностранного государства. При этом дата заключения двустороннего международного договора обычно не совпадает с датой вступления в действие, а также датой применения в одной и в другой стране.

Чтобы разобраться во всех этих важных нюансах, предлагаем ознакомиться с перечнем всех заключенных российским правительством двухсторонних соглашений, направленных на устранение двойного обложения налогами доходов в двух сотрудничающих странах.

№ п/п

Иностранное государство — партнер по СДН

Вид документа

Дата подписания СДН

Дата вступления СДН в законную силу

Дата начала применения СДН в России

Дата начала применения СДН в стране-партнере

1

Австрийская Республика

Конвенция

13.04.2000

30.12.2002

01.01.2003

01.01.2003

2

Королевство Бельгия

Конвенция

16.06.1995

26.01.2000

01.01.2001

01.01.2001

3

Республика Болгария

Соглашение

08.06.1993

24.04.1995

01.01.1996

01.01.1996

4

Венгерская Республика

Конвенция

01.04.1994

03.11.1997

01.01.1998

01.01.1998

5

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Конвенция

15.02.1994

18.04.1997

01.01.1998

01–06.04.1998

6

Греческая Республика

Конвенция

26.06.2000

20.12.2007

01.01.2008

01.01.2008

7

Республика Германия

Конвенция

29.05.1996 (в ред. от 15.10.2007)

30.12.1996

01.01.1997

01.01.1997

8

Королевство Дания

Конвенция

08.02.1996

27.04.1997

01.01.1998

01.01.1998

9

Итальянская Республика

Конвенция

09.04.1996

30.11.1998

01.01.1999

01.01.1999

10

Ирландия

Соглашение

29.04.1994

07.07.1995

01.01.1996

01–06.04.1996

11

Королевство Испания

Конвенция

16.12.1998

13.06.2000

01.01.2001

01.01.2001

12

Республика Кипр

Соглашение

05.12.1998 (в ред. от 07.10.2010)

17.08.1999

01.01.2000

01.01.2000

13

Великое Герцогство Люксембург

Соглашение

28.06.1993 (в ред.от 21.11.2011)

07.05.1997

01.01.1998

01.01.1998

14

Мальта

Конвенция

24.04.2013

22.05.2014

01.01.2015

01.01.2015

15

Королевство Нидерланды

Соглашение

16.12.1996

27.08.1998

01.01.1999

01.01.1999

16

Португальская Республика

Конвенция

29.05.2000

11.12.2002

01.01.2003

01.01.2003

17

Республика Польша

Соглашение

22.05.1992

22.02.1993

01.01.1994

01.01.1994

18

Румыния

Конвенция

27.09.1993

11.08.1995

01.01.1996

01.01.1996

19

Республика Словения

Конвенция

29.09.1995

20.04.1997

01.01.1998

01.01.1998

20

Словацкая Республика

Соглашение

24.06.1994

01.05.1997

01.01.1998

01.01.1998

21

Французская Республика

Конвенция

26.11.1996

09.02.1999

01.01.2000

01.01.2000

22

Финляндская Республика

Соглашение

04.05.1996 (в ред.от 14.04.2000)

14.12.2002

01.01.2003

01.01.2003

23

Республика Хорватия

Соглашение

02.10.1995

19.04.1997

01.01.1998

01.01.1998

24

Чешская Республика

Конвенция

17.11.1995 (в ред.от 27.04.2007)

18.07.1997

01.01.1998

01.01.1998

25

Королевство Швеция

Конвенция

15.06.1993

03.08.1995

01.01.1996

01.01.1996

26

Латвийская Республика (НЕ ДЕЙСТВУЕТ)

Соглашение

20.12.2010

06.112012

01.01.2013

01.01.2013

27

Литовская Республика

Соглашение

29.06.1999

05.05.2005

01.01.2006

01.01.2006

28

Королевство Норвегия

Конвенция

26.03.1996

20.12.2002

01.01.2003

01.01.2003

29

Швейцарская Конфедерация

Соглашение

15.11.1995 (в ред.от 24.09.2011)

18.04.1997

01.01.1998

01.01.1998

30

Республика Албания

Конвенция

11.04.1995

09.12.1997

01.01.1998

01.01.1998

31

Республика Исландия

Конвенция

26.11.1999

21.07.2003

01.01.2004

01.01.2004

32

Республика Македония

Соглашение

21.10.1997

14.07.2000

01.01.2001

01.01.2001

33

Сербия и Черногория (бывшая Югославия)

Конвенция с Союзной Республикой Югославией

12.10.1995

09.07.1997

01.01.1998

01.01.1998

34

Республика Мали

Конвенция

25.06.1996

13.09.1999

01.01.2000

01.01.2000

35

Мексика

Соглашение

07.06.2004

02.04.2008

01.01.2009

01.01.2009

36

Республика Куба

Соглашение

14.12.2000

15.11.2010

01.01.2011

01.01.2011

37

Федеративная Республика Бразилия

Конвенция

22.11.2004

В соответствии с письмом Минфина от 12.02.2014 № 03-08-06/5641 известно, что Конвенция не вступила в силу и не применяется

38

Аргентинская Республика

Конвенция

10.10.2001

15.10.2012

01.01.2013

01.01.2013

39

Республика Ботсвана

Конвенция

08.04.2003

23.12.2009

01.01.2010

01.07.2010

40

Боливарианская Республика Венесуэлла

Конвенция

22.12.2003

19.01.2009

01.01.2010

01.01.2010

41

Республика Чили

Конвенция

19.11.2004

23.03.2012

01.01.2013

01.01.2013

42

США

Договор

17.06.1992

16.12.1993

01.01.1994

01.01.1994

43

Канада

Соглашение

05.10.1995

05.05.1997

01.01.1998

01.01.1998

44

Катар

Соглашение

20.04.1998

05.09.2000

01.01.2001

01.01.2001

45

Исламская Республика Иран

Соглашение

06.03.1998

05.04.2002

01.01.2003

01.01.2003

46

Арабская Республика Египет

Соглашение

23.09.1997

06.12.2000

01.01.2001

01.01.2001

47

Государство Израиль

Конвенция

25.04.1994

07.12.2000

01.01.2001

01.01.2001

48

Алжирская Народная Демократическая Республика

Конвенция

10.03.2006

18.12.2008

01.01.2009

01.01.2009

49

Государство Кувейт

Соглашение

09.02.1999

03.01.2003

01.01.2004

01.01.2004

50

Ливанская Республика

Конвенция

08.04.1997

16.06.2000

01.01.2001

01.01.2001

51

Королевство Саудовская Аравия

Конвенция

11.02.2007

01.02.2010

01.01.2011

01.01.2011

52

Сирийская Арабская Республика

Соглашение

17.09.2000

16.01.2009

01.01.2010

01.01.2010

53

Турецкая Республика

Соглашение

15.12.1997

31.12.1999

01.01.2000

01.01.2000

54

Республика Индонезия

Соглашение

12.03.1999

17.12.2002

01.01.2003

01.01.2003

55

Республика Индия

Соглашение

25.03.1997

11.04.1998

01.01.1999

01.04.1999

56

Социалистическая Республика Вьетнам

Соглашение

27.05.1993

21.03.1995

01.01.1997

01.01.1997

57

Япония

Конвенция

18.01.1986

27.11.1986

01.01.1987

01.01.1987

58

Королевство Таиланд

Конвенция

23.09.1999

15.01.2009

01.01.2010

01.01.2010

59

Республика Филиппины

Конвенция

26.04.1995

12.12.1997

01.01.1998

01.01.1998

60

Монголия

Соглашение

05.04.1995

22.05.1997

01.01.1998

01.01.1998

61

Королевство Марокко

Соглашение

04.09.1997

31.08.1999

01.01.2000

01.01.2000

62

Китайская Народная Республика

Соглашение

13.10.2014 (в ред.от 08.05.2015)

09.04.2016

01.01.2017

01.01.2017

63

Республика Корея

Конвенция

19.11.1992

24.08.1995

01.01.1996

01.01.1996

64

КНДР

Соглашение

26.09.1997

30.05.2000

01.01.2001

01.01.2001

65

Малайзия

Соглашение с СССР

31.07.1987

Информация отсутствует

01.01.1989

01.01.1989

66

Республика Сингапур

Соглашение

09.09.2002 (в ред.от 17.11.2015)

16.01.2009

01.01.2010

01.01.2010

67

ЮАР

Соглашение

27.11.1995

20.06.2000

01.01.2001

01.09.2000

68

Республика Намибия

Конвенция

31.03.1998

23.06.2000

01.01.2001

01.01.2001

69

Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка

Соглашение

02.03.1999

29.12.2002

01.01.2003

01.04.2003

70

Австралия

Соглашение

07.09.2000

17.12.2003

01.01.2004

01.07.2004

71

Новая Зеландия

Соглашение

05.09.2000

04.07.2003

01.01.2004

01.04.2004

72

Республика Узбекистан

Соглашение

02.03.1994

27.07.1995

01.01.1996

01.01.1996

73

Республика Таджикистан

Соглашение

31.03.1997

26.04.2003

01.01.2004

01.01.2004

74

Туркменистан

Соглашение

14.01.1998

10.02.1999

01.01.2000

01.01.2000

75

Республика Молдова

Соглашение

12.04.1996

06.06.1997

01.01.1998

01.01.1998

76

Киргизская Республика

Соглашение

13.01.1999

05.07.2000

01.01.2001

01.01.2001

77

Республика Армения

Соглашение

28.12.1996 (в ред.от 24.10.2011)

17.03.1998

01.01.1999

01.01.1999

78

Азербайджанская Республика

Соглашение

03.07.1997

03.07.1998

01.01.1999

01.01.1999

79

Украина (НЕ ДЕЙСТВУЕТ)

Соглашение

08.02.1995

03.08.1999

01.01.2000

01.01.2000

80

Республика Беларусь

Соглашение + Протокол

21.04.1995 (протокол — 24.01.2006)

21.01.1997

01.01.1998

01.01.1998

81

Республика Казахстан

Конвенция

18.10.1996

29.07.1997

01.01.1998

01.01.1998

82

ОАЭ

Соглашение

07.12.2011

23.06.2013

01.01.2014

01.01.2014

83

Специальный административный район Гонконг КНР

Соглашение

18.01.2016

29.07.2016

01.01.2017

01.01.2017

Принципиальных отличий в том, как называется международный документ — конвенция, соглашение или договор, нет. Все эти названия указывают на установление сторонами определенных обязательств. По сути, это все синонимы.

Итоги

Чтобы снизить налоговое бремя российских коммерсантов, правительство РФ заключает соглашения об избежании двойного налогообложения с руководством других стран. Данные соглашения имеют преимущество над налоговым законодательством РФ. Но чтобы их применять, российским налогоплательщиком и его контрагентом должны быть соблюдены все условия международного договора и предоставлены в ФНС сопровождающие сделку документы.