Наш телеграм-канал

Как подключить электронную отчетность для ИП (нюансы)?

Электронная отчетность ИП — процедура, осуществление которой может потребоваться предпринимателям при взаимодействии как с ФНС, так и с внебюджетными фондами. Когда подобное обязательство возникает и каковы нюансы подключения электронной отчетности для ИП?

Когда ИП нужна электронная отчетность?

Индивидуальные предприниматели должны направлять отчетность в электронном виде:

1. В ФНС, если ИП:

2. В СФР, если:

ВАЖНО! С 2023 года в связи с введением института единого налогового платежа появился новый важный для ИП документ - заявление о распоряжении положительным сальдо ЕНС. Оно может понадобиться для уменьшения УСН или патента на страховые взносы. Его можно отправить в ФНС, только подписав ЭЦП, на бумаге такое заявление составить нельзя. 

Как подается электронная отчетность ИП?

Электронная отчетность ИП в ФНС или государственные фонды является процедурой, которая осуществляется при использовании:

ЭЦП и программа для работы с ней приобретаются у оператора электронной отчетности, который соответствует требованиям, установленным в приказе ФНС РФ от 04.03.2014 № ММВ-7-6/76 (приказ действует до 28.02.2022. С 01.03.2022 данные требования будет регулировать приказ ФНС от 08.06.2021 №ЕД-7-26/546@).

ВНИМАНИЕ! С 2022 года квалифицированные ЭЦП от имени ИП или организации можно оформить бесплатно, но только в ФНС или у доверенных лиц ФНС, перечень которых приведен на официальном сайте налоговой

Как учесть расходы на приобретение ЭЦП, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение. 

Для того чтобы оформить ЭЦП, сертификат и получить программу для отправки отчетности в фонды, ИП нужно обратиться к соответствующему оператору и предоставить ему следующие документы:

Изучим некоторые нюансы, характеризующие оформление ЭЦП для отчетности ИП.

Какая ЭЦП подходит для использования юридическим лицом, мы писали в статье

Оформление ЭЦП для отчетности: нюансы

При решении рассматриваемой задачи ИП полезно обратить внимание:

1. На невозможность оформления ЭЦП через представителя даже при наличии у него нотариальной доверенности.

2. На возможность задействования не только инсталлируемого ПО для работы с ЭЦП, но и облачных сервисов проверки ЭЦП и отправки отчетных документов в государственные инстанции. Их преимущество заключается в:

3. На необходимость установления внутрикорпоративного контроля доступа к носителю ЭЦП — флешке, eToken или их аналогам. Любая подпись, поставленная с их помощью, будет считаться подлинной, поэтому пользоваться данными устройствами должны только уполномоченные сотрудники.

Как произвести разовую сдачу отчетности через интернет, мы рассказали здесь

Как сдать налоговую отчетность через личный кабинет налогоплательщика

Чтобы начать работать через личный кабинет налогоплательщика, предпринимателю понадобится логин и пароль, получить которые можно в любом отделении ФНС. Личный кабинет - бесплатный, функциональный сервис, который поможет безопасно взаимодействовать с налоговой.

Зная логин и пароль, можно узнать сведения о состоянии расчетов по налогам и сборам, отправлять запросы и получать информацию от ФНС электронно.

Чтобы сдать отчетность, необходимо получить ЭЦП в удостоверяющем центре ФНС или в коммерческом удостоверяющем центре, получившим аккредитацию. Прежде чем войти в кабинет для сдачи отчетности, нужно получить код абонента. Для этого нужно пройти регистрацию на этом сайте. Далее переходим в специальный сервис для сдачи отчетов, устанавливаем необходимые плагины и входим в личный кабинет. Здесь уже можно заполнить все отчеты для отправки в ФНС.

Итоги

Пользоваться электронной отчетностью обязаны многие современные ИП — как при подаче деклараций и иных документов в ФНС, так и при взаимодействии с внебюджетными фондами. Для этого самому ИП необходимо оформить ЭЦП в ФНС или у доверенных лиц. Также нужно выбрать оптимальную программу для подписания и отправки отчетности — инсталлируемую на ПК либо облачную.

Подробнее об использовании электронных подписей — важнейшего программного элемента инфраструктуры электронной отчетности — читайте в статье «Усиленная квалифицированная электронная подпись — что это такое?».