Можно ли возвращать товары, приобретенные онлайн?
На интернет-торговлю распространяются по большей части те же правила, что и на торговлю в стационарных помещениях. Регулируется этот вопрос ст. 309, ст. 310 ГК РФ и Законом РФ № 2300-I от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» (ст. 26.1).
Если товар бракованный, вопрос возврата решается стандартным способом: пишется претензия, а продавец возвращает деньги. Но также покупатель имеет право вернуть интернет-магазину товар нормального качества, если он его не устроил по каким-либо личным причинам. Исключение – лекарства, которые возврату не подлежат.
Если требуется вернуть интернет-магазину товар, не имеющий брака, то есть надлежащего качества, онлайн-покупателю нужно соблюсти следующие условия:
- сохранить полностью товарный вид товара (не срезать ярлыки, бирки, ценники, не повреждать упаковку);
- иметь на руках чек об оплате товара;
- товар не должен иметь индивидуальных свойств, что делает его пригодным к использованию исключительно конкретным покупателем (т.е. товар не изготавливался под заказ по индивидуальным меркам покупателя, не имеет монограмм и других признаков принадлежности конкретному лицу и т.д.).
Отметим, что отсутствие чека или иного документа об оплате не лишает покупателя возможности доказать факт покупки. Можно запросить в банке выписку по своему счету, в которой будет содержаться информация о получателе платежа.
Если условия соблюдены, покупателю следует направить продавцу письменное требование о возврате уплаченных денег. Продавец обязан вернуть деньги за товар, если возврат производится не по причине брака, в течение 10 дней с даты предъявления покупателем такого требования (п. 4 ст. 26.1 закона № 2300-I от 07.02.1992). При этом возврат товара продавцу возлагается на покупателя: он несет расходы на обратную пересылку товара.
Пошаговая инструкция по возврату товара, купленного дистанционно, приведена в системе КонсультантПлюс. Переходите к указаниям экспертов, получив пробный онлайн доступ к К+ бесплатно.
В какой срок можно отказаться от товаров, заказанных онлайн?
Законом «О защите прав потребителей» установлены следующие сроки для отказа от качественного, небракованного товара, заказанного онлайн (ст. 26.1 закона № 2300-I от 07.02.1992):
- если товар еще не получен покупателем - в любое время до получения;
- если товар уже получен - в течение 7 дней, при этом не требуется объяснение причин возврата;
- если товар получен, но продавец письменно не разъяснил порядок и сроки возврата - в течение 3 месяцев.
Отметим, что не следует путать 14-дневный срок, установленный для возврата товаров, купленных офлайн, с интернет-покупкой. Для дистанционной продажи действительны только вышеуказанные сроки возврата. Для того, чтобы обезопасить себя, большинство интернет-магазинов размещают информацию о порядке и сроках возврата непосредственно на сайте. А значит, покупатель считается должным образом ознакомленным с этой информацией. Следовательно, в большинстве случаев на возврат товара у покупателя имеется только 7 дней.
Если же товар бракованный, то покупатель вправе потребовать, чтобы продавец:
- устранил недостатки товара за свой счет или возместил покупателю расходы, если он займется устранением их самостоятельно;
- снизил цену на товар (соразмерно ущербу);
- заменил товар на аналогичный (при необходимости пересчитав цену).
Выставить требование о возмещении денежных средств можно в течение гарантийного срока на товар или установленного срока годности (п. 1 ст. 19 закона № 2300-I от 07.02.1992). Если такие сроки для товара не установлены, то требование можно выставить не позднее 2 лет со дня передачи их потребителю.
Если магазин не вернул деньги добровольно в течение 20 дней, покупателю следует обратиться в суд (п. 6 ст. 19 закона № 2300-I от 07.02.1992).
О том, как составить и подать исковое заявление о защите прав потребителей, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный онлайн доступ к К+ бесплатно и переходите к рекомендациям.
Итоги
При покупках онлайн покупатели могут вернуть товар обратно продавцу. Если товар бракованный, следует выставить продавцу претензию, которая должна быть удовлетворена в течение 20 дней. Если товар надлежащего качества – вернуть товар можно в срок до 7 дней, либо в срок до 3-х месяцев, если порядок возврата не был доведен до покупателя заранее в письменном виде.
О порядке применения онлайн-касс интернет-магазинами можно узнать в нашей рубрике «Онлайн-кассы, ККТ, ККМ».