Наш телеграм-канал

Аптечка первой помощи на предприятии

Аптечка для оказания первой помощи должна быть в наличии на каждом предприятии. Какие санкции ждут организацию, если аптечка отсутствует? Что должна содержать аптечка, а что хранить в ней категорически нельзя? Все нюансы, связанные с наличием аптечки на предприятии, мы рассмотрим в нашем обзоре.
Вам помогут документы и бланки:

Обязан ли работодатель иметь аптечку?

Трудовое законодательство регулирует в том числе и вопросы охраны труда работников. Это не зависит ни от размера предприятия, на котором трудятся граждане, ни от его организационно-правовой формы. Трудовому законодательству подчиняются не только фирмы, но и индивидуальные предприниматели, имеющие наемных работников.

О новшествах 2024 года в охране труда читайте в статье «Охрана труда в 2024 году: новые правила и изменения».

Соблюдение всех принципов охраны труда возложено на работодателя. В них включается обеспечение санитарно-бытового обслуживания и медицинское обеспечения работников. Такая обязанность установлена ст. 214,223 ТК РФ. В частности, в понятие санитарно-бытового обслуживания входит (ст. 216.3 ТК РФ):

Это не полный перечень мер, которые должен принять работодатель для обеспечения безопасности труда. Как видим, наличие аптечки для работников установлено требованиями трудового законодательства РФ.

Ссылку на образец приказа об утверждении состава аптечки вы найдете в начале статьи.

Рассмотрим, какие требования предъявляются к аптечкам неотложной помощи.

Можно ли учесть в расходах медикаменты, купленные работодателем для рабочей аптечки? Ответ на этот вопрос содержится в КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Ответ эксперта. Это бесплатно.

С 1 марта 2022 года работодатели обязаны информировать работников об условиях и охране труда в организации.

Изменения в требованиях к аптечкам

С сентября 2024 года появились новые требования к аптечке на предприятии, если говорить точнее, то новые требования относятся к содержимому аптечки. Дело в том, что вступил в силу новый приказ, который отменил действие старого приказа.

С сентября 2021 года аптечка первой помощи работникам комплектовалась по приказу Минздравсоцразвития от 15.12.2020 № 1331н. С 1 сентября 2024 года этот приказ утрачивает силу в связи со вступлением в силу приказа Минздравсоцразвития от 24.05.2024 № 262н.

Если на предприятии есть аптечка первой помощи работникам по приказу № 1331н, утратившему силу, то ее можно оставить до конца срока годности, но не позже чем 31 августа 2027 года.

Эксперты «КонсультантПлюс» привели пример приказа о комплектации аптечки. Получите пробный доступ к материалу на данную тему бесплатно.

Состав аптечки по новому приказу

Теперь рассмотрим, какой состав должен быть у аптечки для оказания первой медицинской помощи по новому приказу и в чем ее отличие от аптечки первой помощи на предприятии по старому приказу.

Приказ № 262н действует до 01.09.2030, то есть в течение 6 лет.

Итак, что должно находиться в аптечке:

Также новый приказ добавил в состав аптечки: 

Некоторые пункты могут быть укомплектованы неодинаковыми единицами. Например, чтобы закрыть пункт «Маска медицинская нестерильная одноразовая», можно использовать:

Количественное сочетание различных масок может быть любым, главное — закрыть общее число в аптечке — 2 штуки. Согласно предыдущему приказу масок должно было быть 10 штук. Новый приказ уменьшил обязательное количество. 

Аналогично можно использовать для аптечки разные:

Полный развернутый перечень аптечки, приведенный в приказе, вы найдете в нашей новости «Новые требования к аптечкам первой помощи с 1 сентября».

Все изделия, находящиеся в аптечке, должны быть произведены и зарегистрированы в соответствии с законодательством. Они должны иметь актуальный срок годности. Повторное использование элементов аптечки запрещено.

Обобщим, что изменилось в обязательном перечне наполнения аптечки:

Об уголовной ответственности за нарушение охраны труда мы писали здесь.

ВАЖНО! За отсутствие аптечки для работодателя предусмотрен штраф по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ: от 2 000 до 5 000 рублей для ИП и от 50 000 до 80 000 рублей для юрлиц.

Узнать больше о том, в каких случаях работодатель привлекается ответственность по ст. 5.27.1 КоАП РФ, вы можете из экспертного материала, размещенного в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.

Итоги

Аптечка первой помощи должна быть на любом предприятии. С 1 сентября 2024 года изменился обязательный состав аптечки. Старые аптечки можно применять до истечения срока хранения, но не позднее 1 сентября 2027 года. Нынешний состав аптечек будет актуален 6 лет, до 1 сентября 2030 года.