Общий порядок ликвидации объекта основных средств
Потеря или ухудшение первоначальных технических характеристик ОС в ходе его эксплуатации — нормальная рабочая ситуация. Любое работающее имущество изнашивается естественным образом, и со временем его дальнейшее использование становится нецелесообразным. А значит, приходит время принимать решение о ликвидации.
Процедура ликвидации ОС в общем виде следующая.
После этого руководитель подписывает приказ о прекращении эксплуатации и ликвидации ОС. Этот документ является основанием для списания с учета первоначальной стоимости ОС и накопленной амортизации.
- о принятии объекта на баланс предприятия;
- дате производства или строительства объекта;
- первоначальном вводе в эксплуатацию объекта ОС;
- сроке полезного использования объекта;
- покупной стоимости объекта ОС;
- начисленной амортизации, переоценках и ремонтах зданий, сооружений, иных объектов, причинах выбытия, техническом состоянии основных частей и деталей.
Акт может быть составлен не только по формам ОС-4, ОС-4а, ОС-4б, но и в произвольном виде. Законодатель позволяет сделать выбор, определив при этом наиболее приемлемый вариант. После чего бухгалтеру следует сделать отметку о выбытии объекта основных средств, внеся записи в инвентарные карточки по формам ОС-6, ОС-6а, ОС-6б.
Как грамотно и корректно оформить акт демонтажа оборудования - образец в нашей статье.
Порядок бухгалтерского учета и документального оформления списания ОС должен быть зафиксирован в учетной политике компании. Проверьте правильно ли вы отразили нюансы оприходования материалов после ликвидации ОС в учетной политике, бесплатно получив пробный доступ к КонсультантПлюс.
Оприходование запчастей в результате ликвидации основных средств
Одним из способов ликвидации ОС является демонтаж объекта. Он может выполняться как собственными силами организации, так и с привлечением третьих лиц.
После проведения демонтажа в бухучете необходимо правильно отразить как доходы, так и понесенные расходы.
Вариант 1: ликвидация силами самой организации (хозспособ)
Если ликвидация ОС проводится силами самой организации, расходы на ликвидацию отражаются проводкой: Дт 91-2 Кт 70 (68, 69, 10).
Если в структуре компании есть специальное подразделение и объект демонтирует оно, затраты со счетов 10, 70, 69 и др. сначала аккумулируют на счете 23 и уже потом списывают на счет 91-2.
Вариант 2: подрядный способ
Если демонтаж/ликвидация поручаются подрядчику, проводки будут такие:
- Дт 91-2 Кт 60 — на сумму затрат;
- Дт 19 Кт 60 — на сумму предъявляемого подрядчиком НДС (если, конечно, он не спецрежимник).
При демонтаже ОС в распоряжении компании, как правило, остается материал — запасные части в различном техническом состоянии, которые могут быть использованы в дальнейшей деятельности либо отслужили и непригодны для применения.
Их нужно принять к учету за счет балансовой стоимости выбывающего объекта одновременно с его списанием с учета (п. 3 Рекомендации Р-63/2015-КпР "Материальные ценности от ликвидации основных средств").
В зависимости от целей дальнейшего использования эти материальные ценности могут быть признаны:
- запасами — если эти ценности планируется потребить или продать в рамках обычного операционного цикла или использовать в течение периода не более 12 месяцев (п. 3 ФСБУ 5/2019 "Запасы");
- долгосрочными активами к продаже — если есть намерение их продать, но такая продажа не является для компании обычным видом деятельности (п. 10.1 ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности");
- капитальными вложениями — если планируется использовать их более 12 месяцев или более чем в течение обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев (например, при создании нового ОС) (пп. "а" п. 5, пп. "а" п. 6 ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения").
Отражение оприходования МЦ в бухучете (в т. ч. оценку и проводки) по каждой из ситуаций вы можете посмотреть в готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Все нюансы списания материалов ищите в нашей статье «Порядок списания материалов в бухгалтерском учете (нюансы)».
Оприходованы материалы от ликвидации основных средств: налоги
Доходы и расходы при демонтаже ОС будут не только в бухучете. Признать их придется и для налога на прибыль.
Доходами же будет рыночная стоимость оставшихся после демонтажа материалов.
Отразится на налоге с прибыли и дальнейшая судьба полученных данным способом МПЗ. Так, когда материалы, полученные в результате ликвидации ОС, будут отпущены в производство или проданы, их стоимость пойдет в материальные расходы или расходы на реализацию соответственно.
О налоговом учете основных средств узнайте из нашего материала «Порядок налогового учета основных средств».
Нужно ли восстанавливать НДС, если демонтировано основное средство, по которому был заявлен НДС к возмещению? Вопрос восстановления налога подробно рассматривают эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и узнайте ответ бесплатно.
Итоги
При оприходовании материалов, оставшихся от демонтированного ОС, необходимо действовать в строгом соответствии с законом. А именно: создать комиссию для ликвидации объекта ОС, поступивший от ликвидации материал оприходовать и включить в доходы, в дальнейшем учитывать в зависимости от конечного использования.
Также рекомендуем нашу статью «Как оприходовать металлолом от списания основных средств?».