Служба по призыву в пенсионном стаже

Тося
Постоянная ссылка #
Здравствуйте, помогите разобраться. Вроде раньше служба по призыву считалась в стаже для пенсии (страховом) год за два. Сейчас вроде как все говорят, что год на год. Как все таки правильно?
Ирина Тимофевна
Постоянная ссылка #
Подробности здесь - http://nalog-nalog.ru/stazh/vhodit_li_sluzhba_v_armii_v_trudovoj_stazh_nyuansy/
От размера страхового стажа зависят 2 момента: право на страховую пенсию и процент, применяемый к размеру пособия по больничному листу.
Входит ли армия в страховой стаж? В обеих ситуациях ее учитывают как принимаемый в страховой стаж нестраховой период исходя из его фактической календарной продолжительности:
для пенсии — по подп. 1 п. 1 ст. 12 закона № 400-ФЗ с оговоркой, что время армейской службы непосредственно примыкает к периодам труда (п. 2 ст. 12 закона № 400-ФЗ);
для больничного — по п. 1.1 ст. 16 закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
Армейская служба входит в расчет большинства видов стажа. Обычно для этих целей ее протяженность берется равной фактической календарной, но возможны и особые случаи.
username
Постоянная ссылка #

Добрый день. Будет ли входить служба в армии в страховой стаж в расчете 42 года?

07.02.1960 - Дата рождения.
01.09.1975 - 18.07.1978 - Учеба в ЖД училище
19.07.1978 - Работа дежурным по ЖД станции.
13.04.1979 - Уволен в связи с уходом в ряды СА.
24.04.1979 - 05.05.1981 - Армия. Владивосток, радио-технические войска
01.07.1981 - Помощник составителя 3 разряда

Отец работает по сегодняшний день, в местном отделении пфр утверждаю что армия не входит в стаж.

Есть копия трудовой книжки по 2007. ам где не разобрал - отметил **.
13.06.1982 - Переведен составителем поездов 4 разряда
01.12.1986 - Переведен дежурным станционного поста централизации
13.08.1987 - Переведен дежурным по станции
05.12.1996 - Переведен исполняющим обязанности заместителя начальника станции по трудовой и коммерческой работе
01.03.1997 - Переведен заместителем начальника станции
01.01.2001 - Все функции по работе с кадрами переданы отделению дорогой
13.07.2001 - Переведен дежурным по станции установив ему 7 разряд оплаты труда по ** младшего состава профслужбы на федеральном железно-дорожном транспорте
18.11.2002 - Установлен 8 разряд дежурного по станции оплаты труда по **
09.03.2004 - Переведен ** оператора при дежурном по станции
07.04.2004 - Переведен оператором при дежурном по станции по станции 4 разряда
01.07.2005 - Переведен исполняющим обязанности заместителя начальника станции 9 разряда
01.08.2005 - Переведен заместителем начальника станции с оплатой труда по 9 разряду по **
01.04.2007 - Переведен заместителем начальника железнодорожной станции 3 класса
20.09.2007 - Переведен исполняющим обязанности начальника станции
07.12.2007 - Переведен начальником станции 3 класса.

Сергей экономист
Постоянная ссылка #
username ответ на ваш вопрос ниже уже есть, ссылка на закон 400-фз в нем же. Ваш отец работал дол призыва и через небольшой промежуток времени начал работать после прохождения службы. Оснований для исключения этого времени из стажа нет. Возможно вы имеете ввиду льготный стаж, но в вашем случае у отца и так набирается 25 лет общего и 12,5 стажа по специальности для льготной пенсии, присоединять к нему армию нет смысла.
Сергей экономист
Постоянная ссылка #

Добрый день. Действительно по ранее действовавшему закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ периоды службы по призыву включались в трудовой стаж в двойном размере, после внесения в него изменений эта норма была исключена.

С 2015 года этот закон не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону. Новый Федеральный закон, регулирующий порядок начисления пенсии N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержит следующую формулировку касающуюся времени военной службы в ст. 12 :

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

Однако во втором пункте этой статьи есть оговорка, что периоды военной службы должны примыкать к периодам работы, ведения иной деятельности при условии что в эти временные промежутки уплачивались страховые взносы. То есть до призыва или сразу после призыва нужно обязательно работать или хотя бы просто платит страховые взносы. В любом случае на текущий момент служба по призыву рассчитывается в общем порядке, то есть один календарный год службы идет за год страхового стажа. Тем не менее, хочу заметить, что для периодов срочной службы, возникших до 01.01.2002 может применяться старый вариант подсчета общего стажа. Так ст. 30 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а точнее ее пункты 3 и 6 предполагают пенсионеру на выбор 2 варианта расчета размера трудовой пенсии.

Так согласно п.3 может применяться следующая формула:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП,

где РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент (не более 0,75)

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек). Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

В этой формуле для подсчета стажевого коэффициента служба по призыву учитывается в одинарном размере.

Согласно п.4 применяется другая формула:

РП = ЗР x СК, где:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;

СК - стажевый коэффициент.

Для этой формулы при расчете стажевого коэффициента служба по призыву учитывается год за два.

Не всегда на практике выгодно применять именно вторую формулу и зачастую, кстати говоря в интересах пенсионера применяется первая. Но по закону пенсионер должен сам выбирать какую из них использовать. Помимо этого Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П дает основания предполагать, что если человеку не хватает стажа для приобретения права на пенсию, то служба в армии за период до 01.01.2002 должна быть засчитана в страховой стаж в двойном размере.

Георгий Ерофеев
Постоянная ссылка #

А я вот слышал, что службу в армии в Советское время пенсионеру могут учесть в соотношении год службы за 2 года стажа. Правда ли это и как это вообще на пенсию влияет и еще раз объясните, не могу понять.

Сергей экономист
Постоянная ссылка #

Снова рассмотрим основы начисления пенсии для тех, то работал до 2002 года. Так как подобные вопросы поступают в основном от них.
Пенсия по стрости определяется с учетом так называемого индивидуального пенсионного коэффциента. При этом за период до введения в действие последнего закона о пенсиях № 400-ФЗ, то есть до 01.01.2015 он исчисляется достаточно сложно.
То есть индивидуальный пенсионный коэффициент за период до 01.01.2015 считается по формуле:

• П - трудовая пенсия на 31 декабря 2014 г., исчисленная по нормам Закона N 173-ФЗ (без учета накопительной части и фиксированного базового размера трудовой пенсии);
• СПКк - стоимость пенсионного коэффициента на 1 января 2015 года;
• сумма коэффициентов за "нестраховые" периоды;
• К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) к 180 месяцам;
• КН - количество нетрудоспособных членов семьи.
То есть ИПКс исчисляется путем деления размера установленной по состоянию на 31.12.2014 г. страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера и накопительной части трудовой пенсии) (П) на стоимость одного пенсионного коэффициента (СПКк) по состоянию на 1 января 2015 года (64 рубля 10 копеек).
А вот дальше, разбираемся с определением суммы трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014 (П).
П = ПК / (Т x К) / КН, где

П - размер страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года;
ПК - расчетный пенсионный капитал по состоянию на 31 декабря 2014 года;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (19 лет или 228 месяцев, потом наверно нужно ползти к кладбищу сразу).;
К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) к 180 месяцам (не применяется при установлении пенсии по старости);
КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца (не применяется при установлении пенсии по старости и инвалидности И НАМ ЭТО НЕ НУЖНО).
Коэффициент К нас тоже не интересует, так как актуален для инвалидов.
Расчетный пенсионный капитал согласно ст. 2 Закона № 173-ФЗ - это учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФ РФ за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Закона N 173-ФЗ (1 января 2002 г.), которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Таким образом, величина расчетного пенсионного капитала может формироваться из следующих составляющих:
• страховые взносы в ПФ РФ в период с 01.01.2002 г. по 31.12.2014 г. включительно и отраженные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
• пенсионные права граждан, приобретенные ими за период до 01.01.2002 преобразованные в начальный расчетный пенсионный капитал согласно специальному механизму.
Там есть еще валоризация, но в контексте рассматриваемого вопроса она для нас тоже не так важна.
А вот возмещение средств из федерального бюджета в связи с учетом при установлении пенсии и зачетом в страховой стаж отдельных "нестраховых" периодов на основании Федеральных законов от 21.03. 2005 г. N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" и от 04.06. 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" нам очень даже интересно.
Дело в том, что при определении расчетного пенсионного капитала стоимость нестраховых периодов входящих в трудовой стаж до 2014 года определяется по формуле:
Длительность нестрахового периода х стоимость страхового года на момент наступления пенсии.
В случае выбора застрахованным лицом при установлении ему страховой пенсии после 1 января 2015 г. варианта исчисления размера пенсии с учетом сумм возмещения средств федерального бюджета, расчет этих сумм за соответствующие "нестраховые" периоды осуществляется исходя из стоимости страхового года на 2014 год. В 2014 г. стоимость страхового года составляла 17328 рублей 48 копеек (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 г. N 57).
Вот тут и начинается самое интересное, то, что связано с преобразованием в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года. До этого момента страховые взносы в ПФ РФ никто не платил. Базой для оценки пенсионных прав фактически являются нормы действовавшего до 1 января 2002 г. пенсионного законодательства. Порядок и механизм оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал закреплен в ст. 30 Закона N 173-ФЗ.
По состоянию на 01.01.2002 использовалась формула:
ПК = (РП - 450 рублей) x Т, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством РФ на 01.01.2002 года;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии.
Если гражданин не выработал положенный стаж для применения максимальной суммы расчетной пенсии, то она определяется через коэффициент:
Фактически отработанные месяцы/ количество месяцев полного стажа, который нужно отработать.

Величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 г., исчисленного в соответствии со ст.30 Закона N 173-ФЗ, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 % величины расчетного пенсионного капитала и, сверх того, 1 % величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991 года.
После этого следует обратить внимание на положения, которые вызывают больше всего споров и вопросов, в том числе и на форуме. Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав может определяться по выбору застрахованного лица в порядке, установленном пунктом 3 или 4 статьи 30 Закона N 173-ФЗ, так как до 1 января 2002 г. существовало 2 варианта исчисления размера пенсии:
1. Расчет пенсии производился по нормам ст. 16 - 18 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и применялся как по отношению к работающим, так и неработающим пенсионерам. При выборе указанного варианта гражданин в зависимости от количества лет своего трудового стажа мог рассчитывать на пенсию в размере от 55 до 75 % среднего заработка, который определялся или за последние 2 года перед выходом на пенсию, или за любые 5 лет подряд из всей трудовой деятельности. Размер пенсии, исчисленный по данным нормам, подлежал ограничению тремя минимальными размерами пенсии, каждый из которых по состоянию на 31.12. 2001 г. составлял всего лишь 185,32 руб.
Применение индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) только в отношении неработающих пенсионеров (ст.7 Закона от 20.11. 1990 г. N 340-1) Согласно данному варианту размер пенсии также определялся исходя из продолжительности трудового стажа (при этом никакие льготы по его исчислению не применялись) в размере от 55 до 75 % заработка. При этом в качестве ограничителя суммы пенсии выступал размер средней заработной платы в стране, установленный Правительством РФ в целях пенсионного обеспечения, и его отношение к зарплате пенсионера. Для этого использовалась формула
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. на основании соответствующих документов;
ЗП - среднемесячная заработная плата в стране за тот же период, за который берется заработок;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 720 указанная заработная плата составляет 1671 руб.;
СК - стажевый коэффициент, который по общему правилу для всех застрахованных лиц составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа, но не более чем на 0,20. Таким образом, максимальный СК может составить 0,75 (0,55 + 0,20) при общем трудовом стаже, имеющемся по состоянию на 1 января 2002 г. у мужчин - 45 лет и более, у женщин - 40 лет и более.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2
Например: Гражданин выбрал для расчета размера пенсии период с 1986 по 1990 года, когда его средний заработок составлял 160 руб. в месяц. А по стране средняя зарплата была предположим: (172 + 173 +180 + 192 + 193) / 5 лет = 182 руб. Тогда коэффициент ЗР/ЗП (индивидуальный пенсионный коэффициент) будет равен 160 / 182 = 0,879
Его расчетная пенсия на 01.01.2002 составит: 0,75 х 0,879 х 1671 = 1101,61 руб. либо если пенсионер работает, то сумма будет не более 185,32 х 3 = 555,96
Тогда его пенсионный капитал до 01.01.2002 года составит: (1101,61 – 450) Х 228 =148567, 08 руб.
В п.3 ст. 30 указаны периоды, которые при этом учитываются для определения стажа для расчета пенсии:
• Непосредственно периоды работы;
• Периоды творческой деятельности;
• Периоды службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях;
Как видите здесь нет периодов обучения, а армия учитывается в соотношении 1 к 1. Этот вариант все же выгоден тем, у кого был высокий официальный заработок в периоде до 2002 года.
2. При оценке пенсионных прав с учетом пункта 4 статьи 30 Закона N 173-ФЗ применяется формула, аналогичная формуле исчисления пенсии до 2002 г. без применения ИКП:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица.
При данном варианте конвертации исчисление трудового стажа осуществляется в более льготном порядке, вместе с тем расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с п. 4 ст.30 Закона № 173-ФЗ, не может превышать сумму, равную 555 руб. 96 копейкам, а для лиц, имеющих льготный страховой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1, 11 и 13 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ 648 рублей 62 копейки.
Также в п.4 ст. 30 указаны периоды, которые при этом учитываются для определения стажа и соответственно стажевого коэффициента:
• Непосредственно периоды работы;
• Периоды творческой деятельности;
• Периоды службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях;
• Периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Кроме того, согласно указанному пункту отдельные периоды учитываются в стаже в особом порядке:
• периодов работы в лепрозориях и противочумных учреждениях, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
• периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;

• периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере;
• периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
Этот вариант выгоден тем, у кого был не очень высокий средний заработок до 2002 года.
Это только то, что касается вопросов: как учитывается стаж в армии и учеба при расчете пенсии.

Маргаритка
Постоянная ссылка #

А если человек служил по призыву в Дагестане в 90-х годах, считается ли  это время для пенсионного стажа в каком-то льготном порядке?

Сергей экономист
Постоянная ссылка #

Согласно ч.2 ст. 2 Закона от 21 января 1993 г. N 4328-1, военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж 1 месяц военной службы за 3 месяца.

В то же время, Закон № 4328-1 вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах:

• Закон от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 – в части пенсии за выслугу лет;
• Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ – в части пенсии по старости.

В п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" указано на то, что при применении ч.2 ст. 2 Закона от 21 января 1993 г. № 4328-1 в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со ст. 94 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Действующим законодательством, в настоящее время зачет стажа для начисления пенсии военнослужащим в двойном или тройном размере не предусмотрен.
Однако в силу п.8 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица. Однако с учетом приведенных выше формулировок включение времени службы в Дагестане в двойном или в тройном размере возможно только при выборе соответствующей формулы для расчета.

Получение пенсии за выслугу лет не препятствует дальнейшему назначению бывшему военнослужащему страховой пенсии.

В то же время согласно п.4 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
То есть если бы он был кадровым военным, то служба в Дагестане в тот период пошла бы в пропорции год за 3 для начисления в стаж для пенсии по выслуге лет. Но вот для страховой пенсии она может быть применена в таком режиме только по выбору гражданина и опять же не факт, что это приведет к увеличению суммы пенсионных выплат.

 

Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение