Добрый день!
Меня зовут Андрей Орлов, я предприниматель из Москвы. У меня возникла серьёзная ситуация, которая уже коснулась и в будущем может негативно затронуть очень многих бизнесменов. Вопрос касается применения ст. 54.1 Налогового Кодекса при налоговой проверке и последствий в форме привлечения к субсидиарной ответственности по налоговой недоимке предпринимателей и бухгалтеров, а также обвинений в совершении преступления по уклонению от уплаты налогов.
Могу рассказать свою ситуацию. В отношении московской организации, руководителем которой я являлся в 2014-2016 гг., проведена в 2017-2019 гг. выездная налоговая проверка. По результатам проверки составлен акт и вынесено решение о привлечении организации-налогоплательщика к налоговой ответственности со ссылкой на нарушение пп. 1 п. 2 ст. 54.1 Налогового кодекса РФ при исчислении налога на прибыль организации и НДС.
С 2017 г. я не имею отношения к указанному налогоплательщику, но в связи с тем, что налоговый орган вменяет нарушения за период моего руководства организацией, результаты налоговой проверки затрагивают мои права и интересы.
Я считаю, что решение налогового органа противоречит законодательству РФ, так как:
во-первых, налоговый орган применяет норму законодательства по налогам и сборам, в применении которой имеется неопределенность (не может быть однозначно понятна участникам налоговых правоотношений);
во-вторых, налоговый орган применяет норму, которая не может быть применена к отношениям 2014-2016 гг., так как не имеет обратной силы, а введена с 19 августа 2017 г.
Склонен полагать, что сложившуюся ситуацию можно изменить только за счет отстаивания позиции о противоправности подхода налоговых органов сообществом добросовестных налогоплательщиков, ассоциаций бизнесменов, общественных организаций и профессионалов в области применения налогового законодательства со всей России.
В связи с изложенным прошу вас высказать свое мнение по следующим важным вопросам:
Подлежит ли применению пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ в ходе проведения, начиная с сентября 2017 г., выездной налоговой проверки налогоплательщика по вопросам правильности исчисления и полноты уплаты налогов за 2015-2016 гг. с учетом следующего:
- «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (ст. 54 Конституции РФ);
- «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 Конституции РФ).
- В Определении Конституционного Суда РФ от 17.07.2018 № 1717-О не рассматривается ситуация о проведении налоговой проверки за период до появления ст. 54.1 НК РФ.
- «Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют» (п. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ);
- «Введение статьи 54.1 в Налоговый кодекс Российской Федерации направлено на установление запрета совершения налогоплательщиком формально правомерных действий с основной целью неисполнения (неполного исполнения) обязанности по уплате налогов или получения права на возмещение (возврат, зачет) (запрет на злоупотребление правом)» (письмо Минфин от 13.12.2019 № 01-03-11/97904). Таким образом, ст. 54.1 Налогового кодекса РФ регламентирует действия налогоплательщика в период сделок (операций).
- «Из положений статьи 54.1 НК РФ следует, что данная норма устанавливает определенные требования к налогоплательщику, соблюдение которых дает налогоплательщику право уменьшить налоговую базу или сумму подлежащего уплате налога» (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020 по делу № А27-17275/2019). Таким образом, ст. 54.1 Налогового кодекса РФ регламентирует действия налогоплательщика в период сделок (операций).
На основании какой системы нормативных положений, находящихся в очевидной взаимосвязи с пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ налогоплательщики в 2014-2016 гг. и первом полугодии 2017 г. должны были определить, что неуплата (неполная уплата) налогов не является Основной целью совершения сделки (операции)?
На основании какой системы нормативных положений, находящихся в очевидной взаимосвязи с пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ, субъектам правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (налогоплательщикам, налоговым органам и т.д.), должен быть по состоянию на 03.10.2019 г. понятен:
- Метод (порядок) ранжирования целей (формирования критериев «веса» целей) совершения сделки (операции) согласно пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ;
- Метод (порядок) выделения Основной цели совершения сделки (операции) согласно пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ;
- Метод (порядок) признания неуплаты (неполной уплаты) налогов Основной целью совершения сделки (операции) согласно пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ?
Считаю, что очень важно от профессионалов получить мнение или дополнительные аргументы для усиления позиции перед налоговыми органами, которые не хотят воспринимать очевидные вещи.