Динозавр насмешил. Да! Каково же идеальное процентное соотношение бухгалтеров к общему числу...

olkos2002
Постоянная ссылка #

Динозавр насмешил. laughing

Да! Каково же идеальное процентное соотношение бухгалтеров к общему числу сотрудников компании — 5, 10 или, может, 15 процентов? Вопрос всех времен и народов. Им мучаются практически все, от руководителей и самих бухгалтеров до небезразличной уборщицы! Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как даже в похожих компаниях число специалистов бухгалтерии может отличаться в разы. Потому что численность сотрудников бухгалтерии прежде всего зависит от функций, которые выполняет это подразделение.

В упомянутом вами 1986 году не было такого количества отчетов в разные инстанции, но и не каждое предприятие могло похвастать электронно-вычислительной техникой типа ЭВМ НАИРИ. В нашем проектном институте она, кстати, была.

А как вы думаете, Лев, влияет ли на численность бухгалтерии выручка компании? Например, должна ли измениться численность, если выручка выросла с 200 тыс. руб. в день до двух миллионов? Если раньше можно было выставлять один счет на 200 тыс. руб., а теперь выставляется такой же счет, но на два миллиона. Численность должна измениться? Безусловно, нет. А другая компания, чтобы заработать 200 тыс. руб., должна была выставлять 20 тысяч счетов по 10 руб. каждый. И когда выручка увеличилась до двух миллионов, счетов стало уже 200 тысяч. Поэтому штат бухгалтеров этой компании безусловно должен расшириться.

Чтобы определить оптимальную численность бухгалтерии, нужно учитывать не только количество работников и перечень продуктов, которые она производит. Важен и объем операций.

И третье, от чего иногда зависит численность бухгалтерии - это уровень эффективного использования рабочего времени. Сюда относится степень автоматизации и технологичности (чем больше ручного труда, тем ниже эффективность), а также просто элементарная дисциплина и правильная мотивация.

Самое интересное, что если рост объема операций в бухгалтерии сопровождается грамотной автоматизацией работы, то численность можно и не увеличивать. Например, приобрести сканер и новое программное обеспечение, которое будет автоматически сохранять копии отсканированных документов в бухгалтерской программе. Современные потоковые сканеры способны обрабатывать от 15 до 100 документов в минуту. А сколько документов в час вводят бухгалтеры вручную?

Можно выделить пять типовых позиций в бухгалтерии: главный бухгалтер, его заместитель, старший бухгалтер, младший бухгалтер и операционист.

Операционисты — это либо люди, которые вносят первичные документы в информационную систему, либо курьеры.

Младшие бухгалтеры — сотрудники, которые отвечают за несложные участки либо помогают старшим бухгалтерам.

Старшие бухгалтеры (в некоторых компаниях они называются бухгалтерами второй категории или ведущими бухгалтерами) имеют гораздо больший опыт. За ними закреплены наиболее сложные участки учета.

Заместитель главного бухгалтера — это либо методист, который отслеживает изменения в бухгалтерском и налоговом учете на всех участках. Либо человек, который помогает главбуху руководить большим коллективом.

Ну и сам руководитель подразделения – главный бухгалтер, который организует работу и отвечает абсолютно за все, что происходит в бухгалтерии (или финансовом отделе, как сейчас модно ее называть).

Чтобы определить оптимальную численность бухгалтерии, нужно составить список задач, возложенных на нее генеральным директором. Потом рассчитать приблизительный объем времени на выполнение каждой задачи. Далее распределить задачи между названными выше позициями. Суммировать нормативное время. И представить генеральному директору расчетное количество бухгалтеров каждой квалификации: скажем, один заместитель, два старших бухгалтера, два — младших и один операционист. Затем, чтобы составить бюджет на содержание бухгалтерии, просто умножаем получившееся количество бухгалтеров на сложившийся в вашем регионе уровень зарплат.

 

Лев Лелюх
Постоянная ссылка #

Познавательно, но статистически (в числах) так и не понятно.

Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение