Заказчик поручает исполнителю (нерезидент из Италии) обеспечить поставку товара по эксклюзивным...

Вопрос по теме Налоговые последствия?
Валерий Владимирович Виноградов
Постоянная ссылка #
Заказчик поручает исполнителю (нерезидент из Италии) обеспечить поставку товара по эксклюзивным условиям заказчика, где указывается желаемый завод-производитель товара, указывается объем, который должен быть поставлен в указанный срок.
В противном случае, без указаний этих условий, товар будет поставлен, но мог бы быть либо другой завод-производитель, либо другие сроки.
Причем, этот же нерезидент из Италии также является поставщиком товара, но по другому контракту, он закупает товар у разных заводов-производителей и поставляет его заказчику, но по своему графику.
За услуги по исполнению условий, которые прописаны в этом отдельном договоре, заказчик оплачивает исполнителю вознаграждение на основании акта выполненных услуг. Исполнитель представительства на территории РФ не имеет.
Возникнут ли у заказчика после оплаты нерезиденту за услуги какие-либо налоговые обязательства, как у налогового агента, например признание заказчика плательщиком налога на прибыль при получении нерезидентом доходов от источников в РФ либо плательщиком НДС?
Ирина Тимофевна
Постоянная ссылка #
НДС
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговыми агентами. Налоговыми агентами признаются, в частности, организации, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги). Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Место реализации работ (услуг) определяется на основании положений ст. 148 НК РФ.
Услуги по обеспечению поставки товара по определенным покупателем условиям в п. 1 ст. 148 НК РФ прямо не поименованы. На наш взгляд, это создает предпосылки для применения пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, согласно которому в части выполнения видов работ (оказания видов услуг), не предусмотренных пп.пп. 1-4.1, 4.4 того же пункта, местом реализации услуг признается территория РФ, если деятельность организации, выполняющей работы (оказывающей услуги), осуществляется на территории РФ.
В рассматриваемом случае итальянская компания не осуществляет деятельность на территории РФ (п. 2 ст. 148 НК РФ). В этой связи применение нормы пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ в отношении указанных Вами услуг означает, что местом их реализации территория РФ не является. Следовательно, обязанности налогового агента у Вашей организации не возникают.
Вместе с тем не исключается вероятность квалификации налоговым органом таких услуг, как, например, консультационных.
В этом случае в силу пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг будет признаваться территория РФ, так как российская организация - покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РФ.
Это означает, что Вашей организации следует исчислить, удержать у иностранной компании и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
Разъяснениями уполномоченных органов, а также судебными решениями применительно к анализируемой ситуации мы не располагаем.
Вместе с тем работники финансового ведомства неоднократно приходили к выводу о необходимости применения именно пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ в случаях, когда оказываемые услуги прямо не поименованы в пп.пп. 1-4.1, 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 15.04.2016 № 03-07-08/21736, от 17.12.2015 № 03-07-08/73924, от 05.10.2015 № 03-07-08/56847, от 06.05.2013 № 03-07-08/15778).
В соответствии с п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 № 85 правовая природа договора определяется судом исходя из толкования условий данного договора и фактических отношений сторон, сложившихся при его заключении и исполнении. Поэтому в рассматриваемом случае квалификация оказываемых иностранной организацией услуг будет зависеть в том числе от условий и формулировок договора, порядка документооборота, установленного сторонами, и пр.
По общему правилу документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются (п. 4 ст. 148 НК РФ):
1) контракт, заключенный с иностранным лицом;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Налог на прибыль
Пунктом 1 ст. 7 НК РФ установлен приоритет международных договоров РФ, касающихся налогообложения, над нормами НК РФ.
В настоящее время между РФ и Италией действует Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения.
Так, согласно п. 1 ст. 7 Конвенции прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если это предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность вышеуказанным образом, то прибыль предприятия может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
Как следует из вопроса, итальянская компания на территории РФ фактически не присутствует.
Применительно к Конвенции это означает, что иностранная компания предпринимательскую деятельность в РФ через постоянное представительство не осуществляет. Таким образом, можно сделать вывод, что доход, полученный указанной компанией, подлежит налогообложению только в Италии. Поэтому у российской организации обязанности налогового агента по налогу на прибыль не возникают.
Данная точка зрения согласуется с нормами п. 2 ст. 309 НК РФ, в котором указаны в том числе доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ.
Аналогичный подход нашел отражение, например, в письмах Минфина России от 25.03.2015 № 03-08-05/16232, от 25.05.2015 № 03-07-14/29943.
В п. 2 ст. 310 НК РФ говорится, что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ, при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.
Из взаимосвязи п. 2 ст. 309 и п. 2 ст. 310 НК РФ следует, что доход итальянской организации от оказания услуг не подлежит обложению налогом на прибыль у источника выплаты не только на основании п. 1 ст. 7 Конвенции, но и на основании прямой нормы - п. 2 ст. 309 НК РФ.
Таким образом, тот факт, что Федеральным законом от 15.02.2016 № 32-ФЗ в п. 1 ст. 312 НК РФ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2017 года при применении положений международных договоров РФ иностранная организация помимо подтверждения постоянного местонахождения в государстве, с которым РФ имеет международный договор по вопросам налогообложения, должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода, имеет значение только в случаях получения иностранными организациями пассивных доходов, перечисленных в п. 1 ст. 309 НК РФ.
В письме Минфина России от 20.02.2017 № 03-08-05/9676 также отмечается, что подтверждение иностранной организацией фактического права на получение дохода необходимо только при применении международных соглашений в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении пассивных видов доходов от источников в РФ.
Об этом прямо сказано в письме Минфина России от 11.08.2017 № 03-08-05/51807, в котором речь шла о порядке налогообложения доходов иностранных экспедиторов, привлекаемых российской организацией для осуществления доставки товаров. В частности, было разъяснено, что в соответствии с п. 2 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат. В связи с этим, если иностранная организация осуществляет оказание экспедиторских услуг на территории РФ, то доходы, выплачиваемые ей в связи с оказанием таких услуг, подлежат налогообложению налогом на прибыль в случае, если они оказываются через постоянное представительство такой иностранной организации в РФ. В этом случае в соответствии со ст. 246 НК РФ иностранная организация будет являться самостоятельным плательщиком налога на прибыль в отношении доходов, связанных с осуществлением ею деятельности на территории РФ. Соответственно, если деятельность по оказанию иностранной организацией экспедиторских услуг российской организации не приводит к образованию постоянного представительства иностранной компании на территории РФ, то представление иностранной организацией налоговому агенту - российской организации подтверждений, предусмотренных ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров РФ, в указанном случае не требуется, поскольку такие доходы иностранных организаций не подлежат налогообложению налогом на прибыль в РФ в соответствии с положениями НК РФ.
Финансовое ведомство также разъясняло, что представление налоговому агенту подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации связано с применением положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения. В случае если при выплате дохода иностранной организации налоговым агентом положения международного договора РФ по вопросам налогообложения не применяются, то представление ему подтверждения постоянного местонахождения от иностранной организации не обязательно (письма Минфина России от 11.07.2017 № 03-08-05/43967, от 07.09.2017 № 03-08-05/57611).
Иными словами, можно полагать, что в рассматриваемом случае предоставление иностранной организацией подтверждений, поименованных в п. 1 ст. 312 НК РФ, не требуется, поскольку ее доход освобождается от налогообложения в силу п. 2 ст. 309 НК РФ.
Однако не исключено, что в этом случае возможны претензии налогового органа.
Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение