Наш телеграм-канал

Изменения в валютном законодательстве в 2024 году

Изменения в валютном законодательстве могут касаться многих аспектов валютных операций, осуществляемых российскими гражданами и организациями. Рассказываем об основных изменениях, актуальных для 2024 года, и о тех, которые могут вступить в силу в ближайшее время.

Какие недавние изменения в валютном законодательстве вступили в силу

К числу ключевых изменений, которые нужно учитывать в 2024 году (и в ближайшие годы), можно отнести:

  1. Требование в отношении юридических лиц-резидентов, входящих в одну международную группу компаний с юрлицами-нерезидентами — уведомлять ФНС об открытии (закрытии) счетов и вкладов, а также об изменении реквизитов счетов юрлиц-нерезидентов в зарубежных финансовых организациях — в течение месяца с момента совершения учитываемой операции (закон от 25.12.2023 № 647).

Также указанные юридические лица-резиденты предоставляют в ФНС отчеты о движении денежных средств нерезидентов в зарубежных финансовых организациях — в порядке, устанавливаемом Правительством и Центробанком.

Рассматриваемые требования не применяются, если они исполняются материнской компанией международной группы компаний либо отдельным участником такой группы, на которого материнская компания возложила обязанность по исполнению соответствующих требований.

  1. Изменения, обусловленные вступлением в силу новой редакции Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И — с 9 января 2024 года.

В числе новшеств:

  1. Перенос срока введения обязанности бюджетных организаций проводить валютные операции только с помощью счетов в Федеральном казначействе — с 1 января 2024 года на 1 января 2026 года (закон от 24.07.2023 № 355-ФЗ).
  2. Принятие нормы, по которой к иностранной валюте приравнивается национальная денежная единица другого государства, которая выпущена в цифровой форме национальным банком или иным органом (закон от 24.07.2023 № 340-ФЗ).
  3. Увеличение — с 90 до 120 дней, срока, в течение которого экспортеры должны зачислить в уполномоченный банк не менее 80% от иностранной валюты, что получена от зарубежного покупателя (постановление Правительства России от 26.04.2024 № 544).
  4. Продление — до 9 сентября 2024 года, ограничений на обналичивание валюты (информация Банка России от 07.03.2024).
  5. Принятие новой Инструкции Банка России от 10.01.2024 № 213-И (вступает в силу с 01.07.2024), регулирующей открытые валютные позиции кредитных организаций.

В числе нововведений по принятому документу — установление лимита на балансовые открытые позиции (в величине 50% от капитала), а также введение критериев фиктивного хеджирования риска. Прежняя инструкция — от 28.12.2016 № 178-И, утрачивает силу.

  1. Введение приказом ФНС России от 26.04.2024 № СД-7-14/349@ новых форм уведомлений ФНС о зарубежных счетах (направляемых в соответствии с требованиями по ч. 2 ст. 12 и ч.10 ст. 28 закона № 173-ФЗ).

Новые формы будут применяться с 1 июля 2024 года. Прежний приказ от 24.04.2020 № ЕД-7-14/272@ утрачивает силу.

Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали о том, как организации заполнить уведомление об открытии (закрытии) счета в иностранном банке. Получите пробный доступ к материалу бесплатно. 

Также подлежат дальнейшему применению:

  1. Требования, установленные законом от 30.12.2020 № 499-ФЗ. После вступления его в силу (с 01.07.2021) в ст. 12 закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ появилась норма, по которой резиденту стало можно не предоставлять в ФНС отчет о переводе денежных средств без открытия счета (с использованием ЭПС, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг) при условии, что общая сумма денежных средств, зачисленных на соответствующую ЭПС, за отчетный год не превысила 600 тысяч рублей (или эквивалентную ей в иностранной валюте).
  2. Требования, введенные законами от 11.06.2021 № 200-ФЗ (вступил в силу с 01.10.2021), а также от 13.07.2022 № 235-ФЗ (в основной части вступил в силу с 24.07.2022).

В положениях ст. 3.5 и 15.25 КоАП РФ сохраняют действие нормы о штрафах за несдачу резидентами в установленном порядке отчетов о переводах денежных средств с помощью иностранных ЭПС. В действующей редакции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (в соответствии с законом № 235-ФЗ) присутствует норма, по которой осуществление незаконных валютных операций влечет наложение административного штрафа на ИП, юрлиц в размере 20–40% от суммы незаконной операции, для должностных лиц — в том же размере, но не более 30 тысяч рублей.

Узнайте больше об основаниях для привлечения участников валютных операций к ответственности за совершенные нарушения.

Также, напомним, законом № 235-ФЗ в положения ст. 15.25 КоАП РФ были введены смягчающие поправки по многим видам штрафов. В частности, отменены штрафы за валютные нарушения резидентов, включенных в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности по ч. 4.2 и 5.3 ст. 15.25 КоАП РФ.

Действующими положениями ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ (в редакции закона № 235-ФЗ) для ИП и юрлиц предусмотрен штраф за неосуществление репатриации выручки в валюте РФ в размере 3–5% от суммы, не зачисленной на банковские счета в установленный срок (кроме контрактов по экспорту леса, пиломатериалов — по ним штраф может доходить до 10%).

В свою очередь, действующими положениями ч. 4.3 ст. 15.25 КоАП РФ установлен штраф для должностных лиц в размере 3–5% от суммы денежных средств, что причитаются резиденту от нерезидента (но не более 30 тыс. руб.).

ВАЖНО! Действующая редакция ч. 10 ст. 15.25 КоАП РФ (в соответствии с законом от 19.12.2022 № 518-ФЗ) предписывает не применять административную ответственность за нарушения, установленные ч. 1, 4, 4.1, 4.3, 5 и 5.2 ст. 15.25 Кодекса, к резиденту, если нарушение требований валютного законодательства обусловлено введением против него международных санкций. 

  1. Требования, обусловленные принятием закона от 17.02.2021 № 9-ФЗ. В соответствии с ним:
  2. В положениях ч. 4.4 ст. 19 закона № 173-ФЗ была закреплена норма, по которой экспортер-резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки при обеспечении получения данным резидентом страховой выплаты в иностранной валюте или в рублях от страховых фирм-нерезидентов, не включенных в перечень по абз. 2 ч.  4.4 ст. 19 закона № 173-ФЗ.

Указанная обязанность в данном случае признается исполненной, если определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) составляет не менее 70%.

ВАЖНО! Указом Президента России от 08.08.2022 № 529 российским юрлицам и ИП разрешено не выполнять требования, установленные ч. 1 и 2 ст. 19 закона № 173-ФЗ. То есть на сегодняшний день репатриация выручки (пока данным законом и иными нормативами не будет установлено иного) фактически отменена.

В установленном законом порядке субъекты валютных операций передают сведения в банки. Подробнее об этом читайте в экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.

  1. Положения ст. 19 закона № 173-ФЗ были дополнены новой ч. 4.8, по которой экспортер-резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае обеспечения им приема денежных средств в качестве платежа по банковской гарантии, выданной нерезиденту в пользу резидента в целях обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных внешнеторговым контрактом.
  2. Был дополнен перечень документов (приведенный в пп. 9 и 19 ч. 4 ст. 23 закона № 173-ФЗ), которые могут быть запрошены у резидентов субъектами валютного контроля.

Контролирующие органы могут осуществлять в установленном порядке взаимодействие как с физлицами, так и с организациями.

Также сохраняет актуальность норма, введенная законом от 28.06.2021 № 223-ФЗ (вступил в силу с 01.07.2021), в соответствии с которой закон № 173-ФЗ  не требует обязательной репатриации иностранной валюты предприятиями, осуществляющими экспорт несырьевых неэнергетических товаров.

Также не забываем, что в ст. 9 закона № 173-ФЗ есть норма, позволяющая проводить без ограничений валютные операции между резидентами при импортном факторинге (закон от 05.12.2022 № 511-ФЗ).

ВАЖНО! С 01.01.2024 в законе № 173-ФЗ появились новые нормы, введенные законом от 14.07.2022 № 353-ФЗ. Подробнее — здесь.

  1. Правила, определенные постановлением Правительства России от 26.12.2022 № 2433.

Данный норматив разрешает получать валютную выручку в наличной форме (в сумме, предусмотренной условиями внешнеторговых соглашений). Также постановление регламентирует варианты распоряжения полученной наличной валютой. Ее можно, в частности:

Законодатель может инициировать много иных изменений  в валютном регулировании в соответствии с различными проектами нормативных актов.

Наиболее интересные проекты дальнейших изменений в валютном законодательстве

К числу наиболее примечательных можно отнести:

  1. Проект Банка России, регламентирующий включение в перечень крупнейших экспортеров, которые предоставляют данные об активах и обязательствах, компаний, у которых в 2023 году экспортная выручка (либо среднемесячный долг перед нерезидентами) составила более 1 миллиарда долларов.
  2. Проект Указа Президента России об исполнении в рублях обязательств РФ по валютным государственным гарантиям.

Документ предусматривает, в частности, что бенефициар (российское юридическое или физлицо, иностранное юрлицо или гражданин, международная организация) будет обязан отразить сумму в рублях по курсу Банка России в требовании на исполнение гарантии — на дату направления соответствующего требования.

Читайте в экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс», об особенностях налогообложения международных холдингов и валютного контроля в офшорных зонах России. Получите пробный доступ к документу бесплатно.

Итоги

В 2024 году продолжают применяться многие недавние правовые нормы, влияющие на порядок проведения операций с валютными ценностями для физлиц и юрлиц. Вместе с тем 2024 год богат на инициативы властей, связанные с изменениями валютного законодательства. Можно ожидать  рассмотрения проектов новых нормативов законодательными структурами в обозримом будущем.