Понятие будущих расходов и нюансы их признания и списания
Будущие расходы или, как принято их называть, расходы будущих периодов (РБП) — это затраты, осуществленные фирмой в прошлых и (или) текущем периодах и подлежащие списанию в последующие временные отрезки.
РБП являются объектом бухучета, хотя упоминание такого термина редко встречается в бухгалтерской и налоговой нормативке. К примеру, отсутствует оно в Налоговом кодексе, МСФО, законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухучете.
Как учитывать расходы будущих периодов, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Исходя из определения, сформулированного законодателями в п. 65 положения по ведению бухучета и отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34, произведенные в отчетном периоде затраты, относящиеся к последующим отчетным периодам, списываются по схеме, установленной для списания стоимости активов данного вида, в течение временного промежутка, к которому они относятся.
Классификация РБП и определение алгоритмов их списания — процедура, основанная на детальном знании законодательства и практическом опыте бухгалтера (финансового специалиста).
Отсутствие в законодательстве конкретного списка затрат, классифицируемых как РБП, порождает разнообразные подходы бухгалтеров разных фирм к отражению и списанию РБП в учете и отчетности.
Поскольку набор осуществляемых различными фирмами затрат зависит от специфики деятельности той или иной фирмы, нюансы признания РБП и алгоритм их учета могут отличаться. Эти особенности требуется предусмотреть посредством включения в учетную политику отдельного, посвященного этому вопросу раздела.
Приступая к процессу классификации РБП, следует руководствоваться требованиями следующих нормативных документов:
- положений по бухучету, содержащих прямое указание на признание РБП (ПБУ 2/2008, 14/2007).
ВАЖНО! С 2024 года ПБУ 14/2007 утратил свою силу, им руководствоваться уже не надо. Ему на смену пришел ФСБУ 14/2022. Подробнее о новом стандарте читайте в статье.
- ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (п. 19), устанавливающего применение в бухучете подхода, основанного на равномерном признании расходов.
Подробнее о затратах, попадающих в разряд РБП на основании указанных групп нормативных документов, пойдет речь в следующем разделе.
Трудности признания затрат и алгоритма их списания
Смело признавать будущими расходами (поскольку на это прямо указано в законодательстве) можно следующие затраты:
- На подготовительные работы — осуществленные в связи с предстоящими проектами. Их списывают по мере признания выручки по договору (п. 16 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденного приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н).
- До 2024 года - в виде разового (фиксированного) платежа — за полученное фирмой право использования результатов интеллектуальной деятельности (или средств индивидуализации). Он признается в расходах на протяжении периода действия договора (п. 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденного приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н). С 2024 года согласно ФСБУ 14/2022 неисключительные права и средства индивидуализации, если они не произведены собственными силами организации, относятся к НМА.
В отношении остальных затрат, списание которых производится равномерно, классификация их в составе РБП требует от бухгалтера серьезного аналитического подхода.
Основная трудность при такой классификации — считать ли осуществленные затраты активом или признать расход? Помочь разобраться с этим может следующий алгоритм, помогающий классифицировать затраты в качестве актива:
- выяснить, принесет ли данный актив фирме в будущем экономические выгоды;
- определить степень его подконтрольности (наличие у фирмы права на получение в будущем денежных притоков от его использования, а также ограничение доступа к таким выгодам иных лиц).
При этом у фирмы вероятны будущие экономические выгоды, если есть возможность:
- использовать актив в деятельности фирмы;
- погасить им обязательство или обменять;
- распределить актив между собственниками фирмы.
Если затраты не отвечают критериям актива, их признают расходами.
Правильная классификация поможет избежать ошибок в отражении РБП в финансовой отчетности, а также применить необходимый способ их списания.
Для прояснения этой непростой задачи чиновники Минфина России давали следующие разъяснения (письмо от 12.01.2012 № 07-02-06/5):
- если понесенные фирмой затраты соответствуют условиям признания определенного актива, установленным бухгалтерской нормативкой, — эти затраты отражаются в балансе в составе этого актива (ОС, НМА, МПЗ) и списываются в порядке, установленном для списания стоимости этого актива;
- в остальных случаях затраты отражаются в балансе как РБП и списываются путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в соответствии с закрепленным в учетной политике алгоритмом.
Знакомьтесь с международными подходами к оценке активов с материалами нашего сайта:
- «МСФО № 38 Нематериальные активы — особенности применения»;
- «МСФО № 16 Основные средства — особенности применения».
Проводки по списанию расходов будущих периодов
После проведения процедуры классификации РБП их величина отражается в бухучете и постепенно списывается с использованием следующей корреспонденции счетов:
- Дт 97 Кт 60 (76) — учтены затраты в составе РБП;
- Дт 20 (25, 26, 44) Кт 97 — частичное списание РБП.
Важный нюанс при этом — период списания РБП. Если он не указан в договоре, его определяют самостоятельно с учетом закрепленного учетной политикой способа списания РБП. В качестве такого способа может использоваться:
- алгоритм равномерного списания РБП в течение времени, установленного приказом руководителя фирмы;
- способ списания РБП пропорционально доходам от реализации;
- иные способы списания РБП.
О расходах будущих периодов в налоговом учете, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Итоги
При классификации будущих расходов и выборе метода их списания требуется не только знание нюансов законодательства по данному вопросу, но и практический опыт, позволяющий бухгалтеру сформировать надлежащие выводы.
Алгоритм с названием «Списание расходов будущих периодов» закрепляется в учетной политике фирмы.