Статья актуальна до 31.12.2022 включительно. С 01.01.2023 форма СЗВ-М не применяется, а вместо неё действует форма отчета о персонифицированных сведениях. Про выписку из персонифицированных сведений читайте здесь.
Для чего нужна форма СЗВ-М
Все работодатели начиная с апреля 2016 года обязаны сдавать отчет СЗВ-М в Пенсионный фонд.
Отчет представляет собой реестр сведений о работниках (Ф.И.О., ИНН и СНИЛС), трудившихся в течение отчетного месяца в организации или у предпринимателя. Основанием для попадания работника в СЗВ-М является заключенный трудовой договор или гражданско-правовой договор.
Введен он был с целью получения своевременных данных о пенсионерах, которым в случае прекращения трудовой деятельности следовало проиндексировать пенсию. Ранее пенсионеры самостоятельно писали заявление на индексацию пенсии при возникновении такого права, теперь же Пенсионный фонд самостоятельно отслеживает указанный момент.
Форма очета обновлена:
- с мая 2021 года используется форма, утв. постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103п;
- по апрель 2021 года — постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п.
Построчный алгоритм заполнения СЗВ-М можно посмотреть в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.
При каких обстоятельствах требуется выписка из формы СЗВ-М
Согласно ст. 11 и 15 закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете...» от 01.04.1996 № 27-ФЗ выписка для каждого сотрудника должна выдаваться ежемесячно не позднее последнего срока, установленного для отправки отчета в ПФР. Однако на практике мало кто из работодателей исполняет данное требование. И дело не только в отсутствии серьезных штрафов, но и в назначении самого отчета. Ведь он призван уведомлять контролеров о том, что человек трудился у данного работодателя. А сам работник и так об этом знает, поэтому уведомлять его об этом нет необходимости.
Кроме того, форма выдается сотрудникам:
- При выходе на пенсию— выписка является неотъемлемой часть комплекта бумаг, представляемых в ПФР для назначения пенсии. Документ следует выдать в течение 5 календарных дней (п. 4 ст. 11 закона № 27-ФЗ) после получения соответствующего заявления от сотрудника.
- При увольнении — выписка из СЗВ-М вместе с необходимыми справками, трудовой книжкой и прочими документами выдается работодателем в последний рабочий день или последний день действия договора.
Для подтверждения того, что сотрудник действительно получил выписку, работодателю следует заручиться его подписью либо на втором идентичном экземпляре документа, либо в специальном регистре учета выдачи выписок из формы СЗВ-М.
О том, как сделать выписку из СЗВ-М, расскажем в следующем разделе.
Формируем выписку из СЗВ-М при увольнении - образец
Выписка из отчета СЗВ-М при увольнении составляется по тем же правилам, что и сам отчет:
- В разделе 1 приводятся данные по страхователю — наименование организации или Ф.И.О. предпринимателя, регномер ПФР, ИНН и КПП (при наличии).
- В разделе 2 нужно отразить отчетный месяц и год, за который предоставляется выписка.
- В разделе 3 указывают тип формы — исходная (исх);
- В раздел 4 вносят данные по сотруднику, которому выдается документ.
Включать в выписку информацию по другим членам коллектива нельзя, поскольку это приведет к разглашению персональных данных, а за это предусмотрена дисциплинарная, административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
Посмотрите, как выглядит выписка из СЗВ-М при увольнении сотрудника:
Итоги
Выписка из отчета СЗВ-М выдается сотрудникам ежемесячно при составлении отчета и сдаче его страхователем в органы ПФР, при подаче работником документов на пенсию и при увольнении. В ней приводятся сведения не по всему штату, а только по тому лицу, которому она предоставляется. В остальном же правила формирования выписки не отличаются от применяемых для создания самого отчета.