Заключение контракта без лимитов бюджетных обязательств в общем случае является незаконной процедурой, однако легализация подобных правоотношений в некоторых случаях возможна, с учетом толкования норм бюджетного законодательства РФ. Рассмотрим, каким образом заключение контрактов без лимитов может быть осуществлено учреждениями бюджетной системы.
Кто должен соблюдать лимиты бюджетных обязательств?
Лимит бюджетных обязательств — финансовый параметр, который устанавливается только для казенных учреждений. Он представляет собой право учреждения на расходование определенного объема получаемых от распорядителя бюджетных средств (ст. 6 БК РФ).
Автономные и бюджетные организации осуществляют деятельность вне соответствующего лимита, и потому могут свободно заключать любые контракты, если это позволяют им сделать имеющиеся финансовые ресурсы — представленные, к примеру, средствами, заработанными в ходе коммерческой деятельности.
Порядок доведения лимита бюджетных обязательств до казенных учреждений определяется:
- приказом Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н — при исполнении федерального бюджета;
- нормами региональных либо муниципальных нормативных актов — при исполнении бюджетов на соответствующих уровнях.
Можно отметить, что лимит считается доведенным до казенного учреждения уже в момент получения им расходного расписания от распорядителя — то есть еще до принятия учреждением сметы бюджетных расходов в соответствии с лимитами (которая должна быть утверждена в течение 10 дней после получения расходного расписания).
Казенное учреждение не вправе заключать контракты, превышающие лимиты бюджетных обязательств. В противном случае учреждение может быть оштрафовано на основании ст. 15.15.10 КоАП РФ с аннулированием через суд контрактов, заключенных с превышением лимита (п. 5 ст. 161 БК РФ).
Таким образом, принятие казенным учреждением обязательств в случае выработки лимита на текущий год в общем случае признается незаконным. Однако с учетом специфики толкования норм бюджетного законодательства в принципе возможны варианты законного вступления учреждения в соответствующие правоотношения даже при выработке имеющегося лимита. Рассмотрим их.
Как легально заключить контракт без лимитов?
Лимиты, отраженные в расходных расписаниях от распорядителей бюджетных средств, в общем случае доводятся до получателей бюджетных средств (в данном случае — казенных учреждений) до начала финансового года.
Если лимит на следующий финансовый год фактически доведен до учреждения — оно получает право заключать контракты по этому лимиту и даже получать необходимые товары и услуги по ним при том, что оплачены они будут в будущем году (письмо Минфина РФ от 31.07.2013 № 02-13-11/30710).
Выше мы отметили, что лимит считается доведенным до учреждения уже сразу после того, как оно получит от распорядителя расходное расписание. Поэтому, если для контрагента принципиальна срочность — можно заключать с ним контракт сразу после получения соответствующего документа от вышестоящего ведомства, например в декабре текущего года. Правда, оплатить контракт получится не раньше января следующего года, при условии утверждения сметы на следующий год, которая составляется учреждением на основе расходного расписания.
Проводки, отражаемые в регистрах бухучета по обязательствам, которые принимаются казенным учреждением в рамках указанной схемы — без лимитов текущего года, но с использованием соответствующего объема финансовых прав, установленного на следующий год или на более длительный плановый период, будут следующими:
1. Проводки, фиксируемые в регистрах текущего года (отражают принятие обязательств в рамках доведенных лимитов на следующий финансовый год):
- Дт 501 23;
- Кт 502 21.
Указанные цифры означают, что:
- приняты лимиты (код 501 03), и притом на первый год, следующий за текущим (код 20) — соответственно в итоге получается кодировка 501 23 — приняты лимиты на следующий год (далее в пояснениях мы этого уточнять не будем — логика везде одинакова);
- приняты бюджетные обязательства (код 502 01), и притом на первый год, следующий за текущим (код 20).
2. Проводки, отражающие факт переноса обязательств, возникших в прошлом году, на следующий финансовый год:
- Дт 502 21;
- Кт 502 11.
Указанные цифры означают, что:
- будет осуществляться исполнение бюджетного обязательства (код 502 01), принятого в прошлом году на следующий финансовый год (код 20);
- учреждение исполняет соответствующие бюджетные обязательства (код 502 01) в текущем финансовом году (код 10).
3. Проводки, отражающие факт принятия финансовых обязательств по прошлогоднему контракту в текущем году:
- Дт 502 11;
- Кт 502 12.
Указанные цифры означают, что:
- учреждение исполняет бюджетное обязательство (код 502 01) в текущем финансовом году (код 10);
- учреждение исполняет соответствующее бюджетному финансовое обязательство (код 502 02) в текущем финансовом году (код 10).
ВНИМАНИЕ! Указанные в примерах выше счета бухучета — сокращенные. Полный счет бюджетного учета состоит из 26 цифр. Первые 17 цифр определены в перечне КБК и одинаковы для всех типов расходных операций учреждений, функционирующих в определенной бюджетной сфере. Следующая — обозначает код финансового обеспечения (в данном случае будут применяться стандартные кодировки). Следующие за ней 5 — как раз таки используемые нами, ключевые с точки зрения корректной классификации хозяйственной операции (первые 3 цифры здесь — это синтетический код, следующие 2 — аналитический). Последние 3 цифры полного 26-значного счета — это код КОСГУ (применяется казенными и бюджетными учреждениями) либо собственный код автономного учреждения.
Итоги
Принимать контрактные обязательства казенное учреждение может только при условии наличия возможности их исполнить за счет неизрасходованного лимита текущего года или утвержденного в достаточном объеме лимита на следующий год или более длительный плановый период.
Принятие обязательств в текущем году по лимитам следующего года отражается особой последовательностью бухгалтерских проводок: отражающих факт принятия учреждением обязательства в текущем году по утвержденному лимиту на следующий год, а также факт переноса обязательств на следующий год.
Ознакомиться с иными нюансами бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях вы можете в статьях: