Наш телеграм-канал

Как оформить самозанятого

При работе с самозанятыми следует строго соблюдать определенные формальности. Иначе есть риск при проверке получить доначисления. Как оформить самозанятого и какие документы требовать от него в процессе работы, расскажем далее.
Вам помогут документы и бланки:

Преимуществом работы с самозанятыми лицами является то, что с выплат им не нужно удерживать НДФЛ и платить страховые взносы, по ним не надо сдавать «зарплатную» отчетность. Такая экономия денег и времени обычно оборачивается пристальным вниманием со стороны контролеров. Чтобы повода для претензий не было, отношения с самозанятым нужно грамотно оформить.

Тест: сотрудничество с самозанятым Время прохождения около 5 мин. Пройти тест

1. Подтверждение статуса

Удостоверьтесь, что гражданин действительно зарегистрирован в качестве самозанятого. На сайте ФНС есть специальный сервис, позволяющий проверить регистрацию самозанятого онлайн. Или можете попросить у него выписку из приложения «Мой налог».

2. Договор

В договоре с таким гражданином стоит сделать отметку о том, что он является плательщиком налога на профдоход. А еще целесообразно прописать его обязанность письменно сообщать вам о снятии с «самозанятого» учета с указанием сроков направления такого сообщения и ответственности за его ненаправление. В качестве санкции можно предусмотреть, например, возмещение суммы НДФЛ, взносов, пеней, штрафов, которые вам вдруг придется уплатить из-за его молчания.

Примеры формулировок условия о статусе самозанятого и обязанности сообщать об утрате этого статуса смотрите в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, получите пробный доступ. Это бесплатно.

Подробнее о том, как оформить договор с самозанятым лицом, читайте в нашей статье.

3. Чек

На каждый расчет требуйте от исполнителя чек, сформированный в приложении «Мой налог». Он подтвердит не только ваше право не платить НДФЛ и взносы, но и расходы для налога на прибыль или УСН. В чеке проверяйте правильность указания ваших реквизитов. Использовать другие документы нельзя.

На какие расходы при налогообложении нужно относить вознаграждение самозанятых, узнайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Действует ли лимит расчетов наличными на самозанятых, узнайте здесь.

4. Расходы на выплату самозанятым

В налоговом учете затраты в виде выплат самозанятым по договорам подряда учитываются в прочих расходах, связанных с производством и реализацией (Письмо Минфина России от 22.07.2020 № 03-03-06/1/63730). Это означает, что к расходам на оплату труда по ст. 255 НК РФ такие выплаты не относятся.

Как пояснили чиновники, ст. 255 НК РФ позволяет относить к расходам на оплату труда начисления работникам, а также лицам, не состоящим в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с ИП. Выплаты лицам, применяющим спецрежим в виде НПД, не подпадают под действие ст. 255 НК РФ.

Итоги

Заключая договор с самозанятым, убедитесь в его статусе. В процессе сотрудничества требуйте чек. И тогда проблем с налоговой у вас не будет.