Наш телеграм-канал

Ведение бухгалтерского учета в производстве хлеба (нюансы)

Производство хлеба - бухгалтерский учет в котором имеет некоторые особенности - встречается повсеместно. В этой статье мы собрали наиболее характерные нюансы бухучета в хлебопекарном производстве.

Краткое описание и классификация хлебопекарных предприятий

Производство хлеба представляет собой обрабатывающее производство. Поэтому в общих чертах бухгалтерский учет на нем ведется так же, как и на других производственных предприятиях подобного профиля.

Нюансы, характерные именно для хлебопекарного производства, обусловлены:

  1. Величиной предприятия. В зависимости от объема выпуска изделий чаще всего применяется подразделение:

На мелких предприятиях имеется тенденция к некоторому упрощению или исключению отдельных этапов учета (там, где это возможно сделать). Поэтому в рамках данного материала мы рассмотрим учет на крупном предприятии, где обычно представлены все этапы и методики.

  1. Характером выпускаемой продукции. Например, кроме как выпекать и продавать готовые изделия, пекарня может:

Наличие таких дополнительных продуктов ведет к дополнениям в процессе бухучета, например введению счетов для учета полуфабрикатов, которые идут и в дальнейшее производство, и на продажу.

С 2021 года запасы предприятия нужно учитывать по новому ФСБУ "Запасы". Новые правила учета подробно рассмотрены в Путеводителе от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к этой правовой системе, пробный демо-доступ можно получить бесплатно.

Выбор порядка ведения бухучета в хлебопечении также во многом определяется особенностями производственного цикла в этой отрасли.

Особенности производственного цикла

Цикл в производстве хлебобулочных изделий характеризуется:

Также на более мелких предприятиях производство обычно дневное, с перерывом на ночь. В то время как на крупных, как правило, процесс производства круглосуточный, с производственными сменами на 1–2 цикла (выпечки партии изделий).

О нюансах учета сменного графика читайте: «Что значит сменный график работы по ТК РФ (нюансы)?».

Такие характеристики делают наиболее подходящим для хлебного производства попередельный метод учета затрат.

Попередельный метод учета затрат

Попередельный метод заключается в делении производственного цикла на типовые отрезки — переделы. Затраты при этом учитываются по каждому переделу. Итоговая себестоимость готовой продукции складывается из себестоимостей всех предшествующих выпуску этапов (переделов).

За передел на конкретном производстве может приниматься как один полный цикл, так и типовая часть цикла. Это зависит от того, получается ли на выходе с передела что-то, что может быть одновременно и готовой продукцией, и полуфабрикатом для дальнейшего производства.

Пример

Технологически процесс выпечки хлеба делится на 5 этапов:

  1. Подготовка сырья (просеивание и проветривание муки, добавление улучшителей теста и т.п.).
  2. Изготовление теста.
  3. Разделка теста.
  4. Выпечка.
  5. Охлаждение готовых изделий и их сортировка (контроль качества).

Предприятие «Хлебокомбинат № 1» выпекает хлеб (цех № 1) и сдобные хлебобулочные изделия (цех № 2). А также продает фасованное сдобное тесто, изготовленное в цехе № 2.

Затраты предприятия калькулируются попередельно с использованием счета 21 «Полуфабрикаты» Плана счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н). По цеху № 1 предприятие считает переделом полный цикл выпечки хлеба, а по цеху № 2 выделяет в переделы фазы полного цикла.

Цех 2

Передел

Фаза производственного цикла

Что включается в себестоимость

Дт

Кт

1

Подготовка сырья

+

Изготовление теста

  1. Стоимость исходного сырья (муки, дрожжей, воды, маргарина или масла)
  2. Стоимость улучшителей теста, добавляемых на этом этапе
  3. Амортизация оборудования, на котором выполняется подготовка сырья
  4. Зарплата сотрудников, обеспечивающих процесс

20.ПФ

10, 02, 70, 69

Оприходование полуфабриката собственного производства

Общая величина затрат на производство полуфабриката

21

20.ПФ

2

Разделка теста для выпечки

  1. Себестоимость (из передела 1) в том объеме, в котором тесто направляется на выпечку
  2. Стоимость добавок, используемых на этом этапе (специй, изюма, орехов и т.п.)
  3. Амортизация оборудования (по соответствующей фазе)
  4. Зарплата (по соответствующей фазе)

 

20.1

 

21 10, 02, 70, 69

Расфасовка теста для продажи

  1. Себестоимость (из передела 1) в объеме, направляемом на продажу
  2. Стоимость упаковочных материалов
  3. Амортизация оборудования
  4. Зарплата фасовщиков

20.2

21, 10, 02, 70, 69

Справочно: оприходовние расфасованного для продажи теста

 

43.2

20.2

3

Выпечка

+

Охлаждение

  1. Амортизация (по фазе)
  2. Зарплата (по фазе)

20.1

02, 70, 69

Справочно: оприходование готовых изделий

Себестоимость теста по переделу 2

+

Расходы, связанные с выпечкой и охлаждением

43.1

20.1

Обратите внимание! В приведенном примере описан случай, когда результаты предыдущих переделов суммируются с последующими. Вариант, когда по каждому переделу вычисляется свой результат, а суммирование происходит уже в финале всего цикла — тоже возможен.

Больше про попередельный метод узнавайте из статьи «Попередельный метод учета затрат — сущность и особенности».

Как вести учет НЗП с 2021 года согласно новому ФСБУ 5/2019, читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, оформите пробный демо-доступ бесплатно.

Норма выхода готовой продукции

Еще одним отличительным признаком в хлебопечении является учет сырья и готовой продукции в натуральном выражении. Дело в том, что в процессе выпечки объем и масса используемой муки (основного сырья) значительно прирастают. Поэтому для правильного определения веса выпущенной продукции (для учета в натуральном выражении) применяется специальная расчетная формула:

ВГП = МГП/МИМ × 100,

где:

ВГП — выход готовой продукции;

МГП — масса готовой продукции;

МИМ — масса использованной муки.

ВАЖНО! ВГП таким образом рассчитывается для заданной (ее еще называют базисной) влажности муки 14,5%. Если влажность исходного сырья другая — расчет нужно соответствующим образом корректировать.

Кстати, именно ВГП специалисты-пекари обычно называют припеком.

И еще одно уточнение: ВГП считается для горячей продукции. Когда хлеб остужают — обязательно происходит некоторая естественная потеря массы. Интервал этой убыли составляет от 2,5 до 2,8% и зависит от времени года. В теплые летние месяцы убыль меньше, а зимой — больше.

Таким образом, для вычисления веса готового хлеба в натуральном выражении (а именно так хлеб обычно отпускается покупателям) бухгалтеру понадобится сделать две поправки от исходного отпуска муки — ВГП и убыль при остывании.

Норма расхода муки

Норма расхода муки нужна для правильного определения необходимых пропорций ингредиентов для выпуска партии хлеба нужного количества (веса). Норма выводится из формулы ВГП (как видим, это взаимосвязанные показатели).

НРМ = МИМ = МГП/ВГП × 100,

где:

НРМ — норма расхода муки на партию заданного веса;

ВГП и НРМ — основные показатели, которые позволяют помимо правильного учета отследить соблюдение технологии изготовления продукции.

Сравнение установленных норм с фактическим расходом муки и выходом хлеба по итогам периода (обычно месяца) позволяет сделать выводы:

Учет возвратных отходов

В хлебном производстве бывает достаточно большое количество отходов, которые могут повторно использоваться в производственном цикле или продаваться на сторону. Например, это:

Для информации: мучной смет — остатки муки, собранные (сметенные) в местах ее хранения и применения; мучной выбой— остатки муки, полученные после вытряхивания (выбивания) тары для хранения.

Возвратные отходы оцениваются:

Возвратные отходы учитываются:

Важно! В хлебном производстве могут встречаться и безвозвратные отходы. Их необходимо отделять от возвратных, т.к ни оценке ни отдельному учету они не подлежат.

Еще о нюансах учета производственных отходов — смотрите статью «Отражаем в учете возвратные отходы производства (нюансы)».

Итоги

Нюансы бухучета в хлебопекарном производстве обусловлены особенностями производственного цикла, технологического процесса и специфическими изменениями конечного продукта на пути от сырья до готового к продаже изделия.