Наш телеграм-канал

Порядок бухгалтерского учета безналичных расчетов

Бухгалтерский учет безналичных расчетов — одна из важных составляющих учета на предприятии. Помимо большего удобства и прозрачности таких расчетов для юрлиц, действуют и положения законодательства, в определенных случаях прямо требующие именно расчетов безналичными средствами. Об особенностях учета безнала расскажем далее.
Вам помогут документы и бланки:

Нормативная база по безналичным расчетам

Основы регулирования безналичных денежных расчетов между юрлицами сформулированы в гл. 46 ГК РФ. В том числе Гражданским кодексом установлены:

Дальнейшая организация бухгалтерского учета безналичных расчетов должна вестись исходя из принципов, закрепленных в ГК РФ.

Для целей бухучета и ведения первичной документации применяются дополнительно:

Основная первичка по безналичным расчетам

Формы и порядок оформления первичных документов, являющихся основанием для банковских расчетов и подтверждением их совершения, утверждены Положением № 762-П. Основные виды первички при безналичных расчетах — это:

  1. Платежное поручение (ф. 0401060) — применяется для рублевых расчетов в РФ (по Положению № 762-П). В соответствии с поручением банк обязуется перевести денежные средства плательщика указанному в документе получателю. Является самым распространенным документом в безналичных расчетах.
  2. Платежное требование (ф. 0401061) — тоже для рублевых расчетов. Требование выставляет банку получатель средств. Банк переводит средства либо с согласия плательщика (с акцептом), либо без его участия (если это предусмотрено договором).
  3. Инкассовое поручение (ф. 0401071) — для расчетов в рублях. Применяется в случаях, когда средства переводятся по взысканию со стороны получателя (в особых случаях аналогичные взысканию условия могут быть отражены в договоре — тогда тоже применяется инкассо). Использование инкассо требует выполнения нескольких условий:
  1. Аккредитив (ф. 0401063) — для расчетов в рублях. Посредством аккредитива плательщик поручает банку перевести деньги получателю при выполнении им определенных условий (обычно после предъявления банку пакета документов, подтверждающих определенные выполненные действия). Аккредитивная форма безналичных расчетов помогает обеспечить гарантии по сделке.
  2. Выписка банка (единая форма не установлена, поэтому может немного отличаться в разных банках) — показывает движение средств на лицевом счете клиента в банке. Для целей бухгалтерского учета безналичных расчетов следует иметь в виду, что традиционно выписка формируется именно так, как операции клиента отражаются на счете банка, т. е. зеркально.

Исправить ошибки в платежках по налогам вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Общий порядок бухгалтерского учета безналичных расчетов

Условно бухгалтерский учет безналичных расчетов можно разделить на 3 части:

  1. Формирование исходящей первички (например, платежных поручений на оплату) и учет расходных операций.
  2. Получение информации от банка (выписок и копий входящих документов) и учет приходных операций.
  3. Контроль за соответствием денежных транзакций действующему законодательству, в т. ч.:

Подробнее о назначении платежа читайте в материале «Верно указываем назначение платежа в платежном поручении».

Как заполнить платежное поручение при расчетах между контрагентами, подробно разъясняется в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Типовые проводки по рублевым счетам в банках происходят с применением счета 51 действующего Плана счетов:

Дт

Кт

Содержание безналичной операции

51

62, 76

Получена оплата за товары, работы, услуги

60,76

51

Перечислена оплата за товары, работы, услуги

51

50

Внесены наличные на р/с

55

51

Перечислены средства с р/с на специальный банковский счет (например, аккредитив)

Подробнее о применении счета 55 при расчетах банковскими картами смотрите в статье «Бухгалтерский учет по корпоративной банковской карте».

Итоги

Порядок ведения бухгалтерского учета безналичных расчетов на предприятии связан не только с выполнением нормативов в части бухгалтерского учета, но и с требованиями, предъявляемыми гражданским законодательством и Банком России.