Наш телеграм-канал

Положение о списании кредиторской и дебиторской задолженности

Положение о списании кредиторской и дебиторской задолженности в первую очередь формируется предприятиями государственной сферы. Почему это так и как может быть оформлено списание задолженностей у бюджетников и частников, читайте в этой статье.
Вам помогут документы и бланки:

Цели и задачи положения о списании задолженности

Основными целями разработки и утверждения положения о списании задолженности являются:

В рамках данных целей решаются (и регламентируются) задачи:

Существенным различием в сути возникшей задолженности для предприятий госсектора и частных организаций в данном вопросе будут:

  1. В отношении дебиторской задолженности:
  1. В отношении кредиторской задолженности:

Как списать кредиторскую задолженность в бухгалтерском учете, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Вывод из приведенных сравнений: отдельный регламент (положение) по анализу и урегулированию задолженностей нужен в первую очередь на предприятиях госсектора. О них и поговорим далее.

Что должно быть отражено в положении о списании дебиторки

В качестве примера рассмотрим положения, которые часто утверждаются местными органами власти в отношении такого вида задолженности, как оплата оказанных услуг ЖКХ. В этих положениях фигурируют все необходимые аспекты, которые должны в них быть. А именно:

  1. Цель составления документа. В рассматриваемом случае — организация работы в муниципальных предприятиях ЖКХ.
  2. Применяемая законодательная база. В нашем варианте положений обычно указываются: НК РФ, ГК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ 13, Пленума ВАС РФ «О процентах за пользование чужими денежными средствами» от 08.10.1998 (ред. от 24.03.2016) № 14, приказ Минфина РФ «О бюджетном плане счетов и инструкции к нему» от 01.12.2010 № 157н, ФЗ «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, а также иные задействуемые нормативы и отраслевые методики и инструкции.
  3. Порядок выявления задолженности. Обычно это стандартное периодическое проведение анализа учетных данных.
  4. Основания для списания дебиторки. Как минимум раскрывается, что списанию подлежит только задолженность, которая признана нереальной к взысканию, и приводятся критерии, по которым это можно определить. В случае с неоплатой услуг ЖКХ это:
  1. Документирование принятия решения о списании. Для решения нужны:
  1. Порядок документального оформления списания. Обычно состоит из нескольких этапов:

Что должно быть отражено в положении о списании кредиторки

Общая структура положения о списании кредиторской задолженности в предприятиях госсектора схожа с положением по дебетовым долгам. В качестве нюансов именно по кредиторке можно назвать:

  1. Критерии определения невозвратности долга:
  1. Порядок отнесения задолженности на доходы организации для целей бухгалтерского и налогового учета:

Еще об урегулировании налоговых переплат смотрите «Образец заявления о возврате излишне уплаченного налога».

ВАЖНО! За возникновение на балансе бюджетной организации — как не закрытой в срок кредиторки, так и не закрытой в срок дебиторки — руководитель организации несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Также отчеты о состоянии задолженности подаются в Минфин РФ, который вправе уволить руководителя за неудовлетворительную работу с долгами организации (учреждения).

В заключение можно сказать, что специально не установлено, должны быть 2 разных положения: одно по дебиторке, другое по кредиторке либо их можно объединять в один. Поэтому при подготовке положений организации исходят из собственного удобства и отраслевой специфики. Например, по рассмотренному нами выше примеру списания неистребуемых платежей ЖКХ логичнее сделать отдельное положение, касающееся только дебиторки. А в учреждении культуры или образования вполне допустимо положения по обоим видам задолженностей объединить в одно.

Порядок списания долгов коммерческими (частными) организациями

В части создания отдельного положения по обращению с просроченными долгами на коммерческие частные организации такая обязанность не налагается.

Для списания долгов достаточно:

И в бухучете, и в налоговом учете дебиторская задолженность списывается в расходы, а кредиторская — в доходы предприятия. В качестве нюанса для частников можно назвать создание резервов по сомнительным долгам (дебиторке), которое должна выполнять большая часть коммерческих предприятий для равномерного отнесения убытков от таких списаний на финрезультаты.

Как определяют величину резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете, узнайте в готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.

О сложностях при учете НДС по списываемым долгам читайте «НДС при списании кредиторской задолженности: проблемные ситуации»

Итоги

Положение о списании простроченных и неурегулированных долгов необходимо в организациях госсектора. Это связано с нюансами значения того или иного вида задолженности для госпредприятия (по сути, это долги государства), а также с персональной ответственностью руководства бюджетных организаций за возникновение не урегулированных в срок долгов.