Наш телеграм-канал

Порядок проведения инвентаризации основных средств

Все материалы сюжета «Инвентаризация»
Порядок проведения инвентаризации основных средств строго регламентирован. Как часто проходит инвентаризация ОС, какова ее детальная процедура, какие должны быть оформлены документы, какие следует сделать проводки в учете по результатам проверки, а также какое наказание последует, если всплывут неучтенные объекты, — читайте в статье ниже.
Вам помогут документы и бланки:

Что такое инвентаризация?

Инвентаризация — одна из процедур контроля над сохранностью имущества компании. Суть ее в сопоставлении фактического наличия ценностей (денег, оборудования, зданий, а также обязательств) с данными бухучета.

Порядок проведения инвентаризации основных средств регламентируется следующими законодательными актами:

Проводить инвентаризацию компания должна не только по собственному имуществу, но и по взятому на хранение или арендованному. Инвентаризация проводится по месту нахождения имущества и в присутствии материально ответственного лица либо руководителя коллектива, если речь идет о коллективной матответственности.

Получайте рекомендации по налогам, учёту и кадрам. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал и смотрите полезный контент.

Не реже какого срока должна осуществляться инвентаризация?

Инвентаризация основных средств должна осуществляться не реже 1 раза в 3 года, а библиотечных фондов не реже 1 раза в 5 лет (п. 15 ФСБУ 28/2023).

Точные сроки проведения инвентаризаций определяются компанией самостоятельно. Как правило, инвентаризация ОС проводится перед годовой отчетностью. Однако законодательством установлены и иные случаи, в которых компания обязана провести инвентаризацию.

При этом с 1 апреля 2025 года этот перечень новым ФСБУ расширен:

Изучим порядок проведения инвентаризации основных средств.

Как проводится инвентаризация основных средств: основные этапы и необходимые документы по учету

Порядок инвентаризации основных средств устанавливает руководитель компании в соответствии с действующим законодательством.

Выделяют 3 основных этапа проведения инвентаризации:

1. В организации должна быть создана инвентаризационная комиссия, состав которой руководитель компании утверждает в приказе о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22.

В инвентаризационную комиссию следует включить бухгалтеров, специалистов по ОС, руководство компании. Недопустимо отсутствие хотя бы одного члена комиссии — только при стопроцентной явке всех участников инвентаризации процедура считается состоявшейся. Помимо состава комиссии, в ИНВ-22 регистрируются сроки проведения инвентаризации, причины и объекты проверки.

ВНИМАНИЕ! Ограничений по максимальному и минимальному числу членов комиссии действующим законодательством не предусмотрено. С 01.04.2025 отсутствие 1/5 и более членов инвентаризационной комиссии при обязательном проведении инвентаризации является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п. 21 ФСБУ 28/2023). Ранее требование было строже - акт считалсяс недействительным при отсутствии подписи даже одного члена комиссии.

Все проводимые компанией инвентаризации должны быть зафиксированы.

Новый стандарт говорит о том, что результаты проведения инвентаризации должны быть документально оформлены, но полного перечня документов (как было в прошлом порядке) не установлено. Какие документы и как оформлять, предприятие решает самостоятельно (Информационное сообщение Минфина России от 12.04.2023 № ИС-учет-44). В том числе можно продолжать использовать унифицированные формы, закрепив это в учетной политике.

В этом случае фиксация ведется в журнале по форме ИНВ-23.

Перед началом инвентаризации члены комиссии получают актуальные документы по ОС компании. На них делается пометка «до инвентаризации на ____ (дата)». Материально ответственные лица письменно подтверждают, что к началу процедуры все документы на ОС были переданы комиссии.

Помимо бухгалтерских документов по ОС, комиссия проверяет:

2. Комиссия в ходе инвентаризации осматривает ОС и фиксирует в описи по форме ИНВ-1 название ОС, назначение, инвентарные номера и основные показатели объекта.

Если доступа к объектам нет, с 01.04.2025 разрешается использовать альтернативные методы инвентаризации. Что это, читайте здесь.

Для ТС и оборудования в описи должен быть указан заводской номер в соответствии с техпаспортом изготовителя, год выпуска, назначение, мощность.

Однотипные ОС, которые поступили в организацию одновременно и учитываются на инвентарной карточке группового учета, в описи указываются по наименованиям с указанием количества.

ОС, которые на момент инвентаризации отсутствуют в компании (кроме переданных в аренду), например, судно или железнодорожный состав отправлены в рейс, проверяются до момента их временного отсутствия.

При инвентаризации большого количества основных средств организация вправе использовать понятие инвентарного объекта или нет? Ответ дали эксперты. Оформите пробный доступ к КонсультантПлюс и переходите в Готовое решение. Это бесплатно. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.

3. Выявляются расхождения между фактическими и учетными данными. Расхождения между данными бухучета и фактическим состоянием ОС, зафиксированные в ИНВ-1, отражаются в сличительной ведомости по форме ИНВ-18.

С 01.04.2025 уточнен порядок оценки результатов инвентаризации. Как провести в бухучете результат инвентаризации, описали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в готовое решение.

Ведомость составляется в 2 экземплярах: один для бухгалтерии, второй — для материально ответственных лиц, при этом комиссия запрашивает у них письменные объяснения причин расхождений.

Документальное оформление инвентаризации объектов основных средств (нюансы)

ОС, которые во время инвентаризации находятся в ремонте, отражаются в ведомости по форме ИНВ-10 с указанием стоимости и расходов предприятия на ремонт.

На ОС, переданные в аренду или на ответственное хранение, составляется отдельная опись с указанием документов, подтверждающих принятие контрагентом имущества.

Проверь себя: как провести инвентаризацию Время прохождения около 5 мин. Пройти тест

Также отдельная опись составляется на ОС, которые не могут быть использованы в хозяйственной деятельности компании и восстановлению не подлежат: члены комиссии указывают время ввода в эксплуатацию и причины, по которым пользоваться имуществом теперь невозможно.

Если в ходе реконструкции или восстановления ОС поменялось назначение объекта, то в опись следует внести новые сведения. Если в результате проведенных работ балансовая стоимость ОС изменилась, а в бухучете эти данные не зафиксированы, то этот факт следует отразить в описи.

Если инвентаризационная комиссия выявила ошибки в характеристиках объектов, то члены комиссии включают в ИНВ-1 правильные сведения и техпоказатели.

Неучтенное ОС, выявленное в ходе инвентаризации, чиновники требуют приравнивать к внереализационному доходу (п. 20 ст. 250 НК РФ) и начислять по нему впоследствии амортизацию в соответствии с рыночной стоимостью и фактическим износом, зафиксированным инвентаризационной комиссией. Сведения о стоимости ОС должны быть подтверждены документами или путем экспертизы (п. 10.3 ПБУ 9/99).

ВНИМАНИЕ! Амортизационную премию по обнаруженным в ходе инвентаризации неучтенным ОС применять нельзя.

Итоги инвентаризации фиксируются в ведомости по форме ИНВ-26.

РАЗЪСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
Инвентаризацию недвижимого имущества (земельных участков, зданий, сооружений, иных объектов, прочно связанных с землей, воздушных, морских и речных судов), учтенного в составе основных средств, в целом проводят так же, как и инвентаризацию других основных средств, но с учетом некоторых особенностей. Каких именно, узнайте в К+, получив пробный демо-доступ. Это бесплатно.

Проводки при инвентаризации ОС: пример

Компания ООО «Сигма» перед годовой отчетностью провела инвентаризацию основных средств. В результате сличения учетных и фактических данных выявили:

В бухучете бухгалтер зафиксировал записи: 

Дт

Кт

Сумма (тыс. руб.)

Описание проводки

Документы

  1. 1.       Для учета недостачи без виновных лиц

01 выбытие

01

42

Списана первоначальная стоимость станка гидравлического

Акт о списании объекта ОС по форме ОС-4

02

01 выбытие

14

списана амортизация станка гидравлического

Бухгалтерская справка

94

01 выбытие

28

Списана остаточная стоимость станка гидравлического

91

94

28

Убыток от списания станка

  1. 2.       Для учета недостачи с виновными лицами

01 выбытие

01

52

Списана первоначальная стоимость ноутбука

Акт о списании объекта ОС по форме ОС-4

02

01

16

Списана амортизация ноутбука

Бухгалтерская справка

94

01 выбытие

36

Списана остаточная стоимость ноутбука

73

94

36

Недостача отнесена на счет Самохиной Л. Е.

73

98.4

16

Разница между остаточной стоимостью ноутбука и рыночной стоимостью

70

73

52

Стоимость ноутбука удержана из зарплаты Самохиной Л. Е.

 

ВНИМАНИЕ! Удержать сумму ущерба, причинного недостачей, из зарплаты сотрудника можно в рамках лимита — не более 20% месячной зарплаты (ст. 138 ТК РФ).

Неучтенные объекты ОС, выявленные в ходе ревизии, учитываются на счетах учета ОС по их справедливой стоимости, либо по их балансовой стоимости, либо по балансовой стоимости аналогичных активоврыночной стоимости (п. 11 ФСБУ 28/2023). Поэтому принять на учет насос гидравлический следует проводкой:

Итоги

Инвентаризация ОС — обязательная процедура, которая позволяет компании контролировать собственное имущество. Еще одна причина, по которой фирма должна быть заинтересована в проведении проверок фактического наличия имущества — штрафы за ошибки в учете. Если налоговики сами в ходе проверки компании обнаружат неучтенное имущество, то это означает искажение статьи бухотчетности. Если оно составляет 10% и более, то минимальный размер штрафа — 5000 руб., а максимальный (за повторное нарушение) — уже 20 000 руб. Также возможна дисквалификация.

О том, какие штрафы ожидают компанию за ошибки в учете и как правильно их исправить, читайте в материале «Способы исправления в бухгалтерском учете и отчетности».