Наш телеграм-канал

Что изменить в учетной политике в связи с новым ФСБУ по инвентаризации

Все материалы сюжетов «Инвентаризация» , «Учетная политика-2026»
ФСБУ инвентаризация - учетная политика в связи с вступлением нового стандарта в силу требует корректировки. Что именно надо поменять в этом документе, расскажем в статье. Проверяйте.

Инвентаризация в учетной политике

Закреплять порядок проведения инвентаризации в учетной политике (УП) требуют НПА по бухучету:

Как правило, для этого составляется отдельный документ — положение об инвентаризации, который является приложением к учетной политике, в котором прописывают:

Образец Положения об инвентаризации есть в КонсультантПлюс. Смотрите по пробному доступу бесплатно. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.

В каких случаях вносятся изменения в учетную политику

Перечень случаев, когда требуется изменение в учетную политику, приведен в п. 10 ПБУ 1/2008. К ним относятся:

  1. изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  2. разработка организацией новых способов ведения бухучета, предполагающих повышение качества информации об объекте бухучета;
  3. существенное изменения условий хозяйствования (может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т. п.).

Подробнее см. нашу статью.

Вступление с 1 апреля 2025 года в силу нового ФСБУ относится к событиям первой категории. Значит, требует корректировки УП.

Что нужно изменить в связи с новым ФСБУ «Инвентаризация»

Во-первых, из УП в части инвентаризации нужно убрать ссылки на Методические рекомендации по инвентаризации (утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49), которые с 01.04.2025 утратили силу.

Во-вторых, проверьте используемые формы документов по инвентаризации. Там также могут быть ссылки на старые Методички. В этом случае их тоже нужно скорректировать и переутвердить (обычно формы приводятся как приложение к УП).

В-третьих, нужно исключить из учетной политики условия, которые не соответствуют положениям нового стандарта, и добавить новые положения.

Например, согласно п. 21 ФСБУ результаты инвентаризации признаются недействительными, если отсутствует 1/5 и более членов инвентаризационной комиссии. Прежнее требование было строже — акт считался недействительным при отсутствии подписи даже одного члена комиссии. Это положение может быть приведено в УП, значит, его надо актуализировать.

Пунктом 4 ФСБУ разрешается наряду с обычными подсчетом, взвешиванием, обмером, осмотром подтверждать фактическое наличие объекта альтернативными способами, если его осмотр невозможен или излишне затратен, в т. ч. с помощью фото и видеосъемки. Если у вас есть такие ситуации, пропишите условия и порядок в УП.

Про альтернативные методы инвентаризации читайте нашу статью.

Другие изменения в инвентаризации, которые могут потребовать корректировки учетной политики, приводят эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и изучайте бесплатно. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.

Итоги

Из-за нового ФСБУ «Инвентаризация» учетная политика может потребовать актуализации. В статье мы объяснили, почему, и рассказали, какие основные правки могут быть необходимы. Проверяйте свою УП.

А провести инвентаризацию 2025 вам помогут материалы нашей горячей подборки.