Ставка акциза на алкоголь в 2016-2017 годах превышает все ранее установленные значения и продолжает неуклонно расти и дальше. О действующих размерах «алкогольных» акцизов и их потенциальных значениях расскажет наш материал.
Что происходит со ставками акцизов на алкоголь в РФ: повышение или снижение?
Изменение ставок акцизов на алкоголь является одним из элементов государственного регулирования, осуществляемого не только в целях пополнения бюджета, но и в рамках сохранения здоровья граждан от пагубного употребления алкоголя.
За последние годы ставки акцизов на алкоголь неуклонно растут — снижение акциза на алкоголь в 2016 году также не происходило (см. схему ниже).
Из представленной схемы можно сделать следующие выводы:
- величина «алкогольного» акциза тем выше, чем крепче алкогольная продукция (выше содержание в ней спирта);
- акцизы на спиртосодержащую парфюмерную продукцию и товары бытовой химии имеют нулевое значение и на протяжении рассматриваемого периода оставались в неизменном виде;
- акциз на этиловый спирт в 2013–2015 годах был нулевым (при продаже его организациям, производящим спиртосодержащую продукцию в металлической упаковке) и постоянно повышался (при продаже компаниям, не уплачивающим авансовый платеж акциза);
- акцизы на остальную подакцизную алкогольную продукцию имеют тенденцию к неуклонному повышению (от 8 до 58% роста по отдельным группам товаров за рассматриваемый временной отрезок).
Принятие решений, связанных с повышением или снижением ставок акцизов на алкоголь, проводится с учетом Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. При этом в Госдуме и задействованных в «алкогольном» регулировании ведомствах отсутствует единое мнение в отношении направления вектора «алкогольных» акцизов. Например:
- Минэкономразвития предлагает снизить акциз на крепкий алкоголь в 2017 году с 500 до 360 руб. за 1 литр чистого спирта, а минимальную стоимость ½ литра водки — со 190 до 136 руб.;
- Минфин против снижения «алкогольных» акцизов, мотивируя свою позицию наличием структурного дефицита федерального бюджета;
- Минпромторг также выступает за снижение цен на алкоголь при одновременной реализации мер организационного характера в «алкогольной» сфере — таких как отказ от «избыточных и неоправданных ограничений» (к примеру, в отношении интернет-торговли алкоголем), а также удешевление лицензирования розничной торговли горячительными напитками.
Таким образом, прослеживается тенденция неуклонного роста «алкогольных» акцизов при непрерывно продолжающемся нормативно-организационном процессе, связанном с необходимостью достижения сбалансированности государственной акцизной политики.
Государственную политику в бюджетно-налоговой сфере изучайте с помощью подготовленных специалистами нашего сайта материалов:
Что будет происходить с «алкогольными акцизами» в 2017 году – см. в следующем разделе.
Ставки акцизов на алкогольную продукцию в 2016–2017 годах
Ставки акцизов на алкогольную продукцию указаны в ст. 193 НК РФ. Акцизы на алкогольную продукцию 2016–2017 установлены с учетом индексации, предусмотренной п. 6.2.1 Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, одобренных Правительством РФ 01.07.2014.
С другими документами нормативного характера, принимаемыми Правительством РФ в налоговой сфере, вас познакомят размещенные на нашем портале сообщения:
- «Правительство утвердило коды бытовых услуг»;
- «Правительство готовит меры по снижению задолженности по зарплате»;
- «Правительство уточнило порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособий».
При установлении размеров ставок акцизов на 2016–2017 годы учитывалась необходимость замедления темпов индексации ставок на алкогольную и спиртосодержащую продукцию (АССП) с учетом проводившейся в предыдущие годы индексации ставок на АССП темпами, опережающими инфляцию.
Ставки «алкогольных» акцизов на 2016–2017 годы вы можете увидеть на расположенной ниже схеме.
См. также «Пониженные ставки акцизов — только для российских вин».
С еще одним нормативным документом, связанным с «алкогольными» акцизами, ознакомьтесь в следующем разделе.
Как закон № 101 связан с «алкогольными» акцизами
Закон от 05.04.2016 № 101-ФЗ внес в главу 22 «Акцизы» существенные дополнения и поправки, способствующие совершенствованию процесса взимания акцизов. Не обошли эти изменения и «алкогольные» акцизы.
Среди основных посвященных «алкогольным» акцизам вопросов можно назвать:
- установление возможности представления налоговикам одной банковской гарантии, позволяющей освободиться экспортерам АССП одновременно от авансового акциза и процедуры перечисления акциза при продаже вывозимой за пределы РФ АССП (в соответствии с таможенной процедурой экспорта);
- определение особых требований к такой объединенной банковской гарантии (к ее сроку и др.);
- регламентация действий налоговиков в процессе контроля за исполнением обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией;
- расширение возможностей электронного документооборота при передаче налоговикам реестров документов (таможенных деклараций, товаросопроводительных и иных документов) вместо их копий;
- запрет на вычет по акцизам в ситуации возврата АССП.
С разнообразными законодательными нововведениями знакомьтесь с помощью размещенных на нашем сайте материалов:
- «Онлайн-кассы с 2017 года — закон принят»;
- «Закон о профстандартах с 2016 года — последние изменения»;
- «Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ».
Как рассчитать «алкогольный» акциз, зная его ставку
Если коммерсант производит только один вид подакцизной АССП, при расчете «алкогольного» акциза ему достаточно воспользоваться формулой следующего вида:
А = ОРП × СА – ВА,
где:
А — сумма акциза на АССП к уплате;
ОРП — объем реализованной АССП;
СА — ставка акциза по конкретному виду АССП;
ВА — вычет акциза.
Если производится несколько видов АССП и применяются разные ставки акцизов, вышеуказанная формула для расчета «алкогольного» акциза усложняется:
А = (ОРП1 × СА1 + ОРП2 × СА2 + ОРП3 × СА3 + …) – ВА,
где:
ОРП1, ОРП2, ОРП3… — объем реализованной АССП по ее видам, для которых установлены разные ставки акцизов;
СА1, СА2, СА3… — ставки акцизов по соответствующим видам АССП.
О применяемых формулах в экономических и финансовых расчетах расскажут материалы, подготовленные специалистами нашего сайта:
- «Порядок расчета дебиторской задолженности — формула»;
- «Как рассчитать собственный оборотный капитал (формула)?»;
- «По какой формуле и как рассчитать рентабельность?».
Как рассчитать акциз на алкогольную продукцию в 2016 году по указанным формулам, расскажем в следующем разделе.
Расчет акциза на алкоголь (пример)
Применим описанные в предыдущем разделе формулы на примерах.
Пример 1
В декабре 2016 года ООО «Спиртпром» изготовило и продало алкогольную продукцию (доля этилового спирта в конечном продукте — 40%) в объеме 640 л. Ставка акциза для данной продукции составляет 500 руб. за 1 л безводного этилового спирта. Сумма акциза по использованному при изготовлении продукции приобретенному ранее этиловому спирту — 2 240 руб.
Рассчитаем сумму «алкогольного» акциза к уплате по следующему алгоритму:
- расчет налогооблагаемой базы (в пересчете на безводный спирт): 640 л × 40% = 256 л;
- расчет акциза по реализованной алкогольной продукции: 256 л × 500 руб./л = 128 000 руб.;
- акциз к уплате: 128 000 руб. – 2 240 руб. = 125 760 руб.
Пример 2
ООО «Пиво+» производит несколько разновидностей пива. В январе 2017 года оно изготовило и реализовало 896 бутылок пива емкостью 0,5 л, из которых:
- 512 бутылок пива с объемной долей спирта 0,2% (цена за литр 96 руб., СА1 = 0 руб./л);
- 216 бутылок пива с объемной долей спирта 8% (цена за литр 114 руб., СА2 = 21 руб./л);
- 168 бутылок пива с объемной долей спирта 9% (цена за литр 121 руб. СА3 = 29 руб./л).
Начисленный акциз составил: 553 308 руб. (512 бут. × 0,5 л × 96 руб. × 0 + 216 бут. × 0,5 л × 114 руб. × 21 руб./л + 168 бут. × 0,5 л × 121 руб. × 29 руб./л).
Вычеты в данном примере не рассматриваются.
Итоги
Акцизы на алкогольную продукцию ежегодно повышаются. В 2016–2017 годах акцизы вновь проиндексированы по сравнению с предыдущим периодом в рамках проводимой государством акцизной политики, направленной на пополнение бюджета, и с учетом необходимости сохранения здоровья граждан от пагубного употребления алкоголя.