Слив персональных данных

Mariska
Постоянная ссылка #

Одна моя знакомая зарегистрировалась на днях, как ИП. При этом завела себе новый номер телефона, чтобы разграничивать личные звонки и деловые. Что вы думаете? На следующее утро после регистрации ей позвонило 6 банков с предложением открыть у них расчетный счет и Контур с предложением о сотрудничестве! Видимо, налоговая сливает персональные данные всем заинтересованным лицам. На сотового оператора не думаю, потому как, там не знали о ИП.

Екатерина78
Постоянная ссылка #

Да неприятная ситуация. Хоть не отвечай на звонки с незнакомых номеров. Я уже штук 100 номеров заблокировала - соц.опросы, интернет, косметические салоны.

maxli28
Постоянная ссылка #

Знакомо. Номером рабочим пользуюсь лет 15. Да, звонят. Но почему-то лечится простым ответом на любой незнакомый номер: "Горячая линия". Извиняются и отваливают. Обычно уже навсегда.

olkos2002
Постоянная ссылка #

О, Маришка, это известный факт! Еще в конце прошлого года была публикация на эту тему в интернете, но там обещали разобраться с ситуацией. Видимо, еще не разобрались.

Глава организации под названием «Ассоциация профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров» Владимир Зыков заявил о массовой утечке персональных данных граждан, регистрирующих ИП. Сразу после подачи заявлений в налоговую «новых» бизнесменов начинают осаждать банки с предложениями услуг. Предприниматели эту информацию подтверждают. Зыков направил письмо главе Роскомнадзора Александру Жарову с просьбой проверить собранные им примеры таких случаев. News.ru разбирался в ситуации.

«Вы, наверное, читали много историй о том, как после регистрации в ФНС в качестве ИП гражданину начинает сыпаться вал звонков от разных банков, — написал Владимир Зыков в Facebook. — Это и „Точка“, и „Тинькофф“, и многие другие. Звонят агенты банков. Тётечки, которые звонят, понятия не имеют, откуда у их руководства эти данные».

В посте, оставленном 16 ноября, глава Ассоциации замечает, что звонки начинаются ещё до того, как гражданин получил документы о регистрации в ФНС. То есть, по его мнению, утечка проходит в режиме реального времени ,и менеджеры банков видят появление нового ИП в ту же секунду, как он вбивается в базу налоговой службы.

По сведениям Зыкова, ФНС и ряд других ведомств как минимум с марта 2018 года проверяли причину утечки. Со ссылкой на одного из сотрудников отдела налоговой службы в Московской области, он утверждает, что ФНС поручила опрашивать граждан, регистрирующихся в качестве индивидуальных предпринимателей, звонили ли им банки и сообщали ли они кому-либо ещё свои личные данные. 

«Я думал, что расследование завершилось и все краны перекрыты. Но нет, один из френдов в ФБ сейчас написал, что ему сегодня сразу после подачи документов стали названивать банки. Какой минимальный набор данных они получили: ФИО, номер телефона, территориальное размещение ИП», — пишет Владимир Зыков. 

Он также предположил, что, возможно, утекали и паспортные данные, и выразил удивление, что за год проблема так и не решили. 

«Трёх человек знаю, кто открыл ИП в этом году — у всех (звонили) на следующее утро. Могу утверждать, что паспортные данные тоже как минимум, место прописки. И больше всего раздражает "Сбер", а не "Тинькофф" с "Точкой", эти хоть с одного раза понимают, когда, упоминая закон о персональных данных, отправляешь их в пешую прогулку. А вот орлов из "Сбера" ничем не пронять — начинают звонить пачками», — отреагировал на пост один из пользователей Ярослав Поляков.

О выявленных им нарушениях Владимир Зыков написал письмо в Роскомнадзор, назвав конкретных жертв утечки информации.

В комментарии News.ru индивидуальный предприниматель Кристина Задорожная подтвердила, что звонки с предложением открыть расчётный счет поступали и от Сбербанка, и от банка «Точка» сразу после регистрации ИП.

«Причём банковские организации о присвоении мне статуса ИП узнали даже раньше, чем налоговый орган уведомил меня», — рассказала Задорожная.

Позднее глава «Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров» сообщил об итогах своего небольшого расследования о распространении персональных данных уже по линии самих банков. Он, в частности, утверждает, что нашёл в пользовательском соглашении Сбербанка, услуги которого используют 80% россиян, пункт, позволяющий делиться их персональными данными. Так, в нём «Сберу» разрешается передавать все персональные данные клиентов в Сетелем Банк, а также позволяет этой кредитной организации рассылать рекламные сообщения. Передавать персональные данные приложениям «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет», а также собирать и обрабатывать любые персональные данные, размещённые в следующих соцсетях: «Одноклассники», «ВКонтакте», Facebook, «МойМир», Twitter, LiveJournal, YouTube, Instagram, а также данные с интернет-порталов «Авито», «Авто.ру», ЦИАН, «Домофонд», SuperJob. Официальным обоснованием для этого называется определение интересов клиента для формирования и направления ему персональных предложений.

«Это значит, что данные о вас они могут собирать в соцсетях. И если администрация соцсетей начнёт возмущаться, на каком основании, мы разрешения не давали, Сбербанк скажет, что пользователи сами разрешили собирать о них данные, и это не ваше дело, а их», — написал Владимир Зыков.

По данным компании DeviceLock, которая занимается информационной безопасностью, на теневом рынке стоимость «слива» персональных данных, включающих Ф.И.О., пол, телефон, полные паспортные данные, СНИЛС, адрес регистрации и проживания за 2017-2018 годы составляют около 20-25 копеек за одну запись. А база со сканами документов, включая паспорта и отдельные фотографии владельцев, сканом водительских прав и ИНН стоят от 300 рублей за одну персону.

 

olkos2002
Постоянная ссылка #

А вот самая актуальная информация. И хотя речь идет об обезличенных данных… мне как-то с трудом в это верится. Утечки будут всего, что понадобится.

 

 

Информацию о клиентах российских банков, платежных систем и операторов связи начнут обрабатывать на единой платформе. Реальные, хотя и обезличенные данные будут использоваться для тестирования связанных с Big Data сервисов. Это предусматривает проект ассоциации, в которую входят Сбербанк, «Мегафон», Qiwi и другие крупные игроки. Оборот обезличенных данных никак не регулируется и находится в «серой» зоне, отмечают эксперты. Беспокоят их и возможные утечки персональной информации.

Ассоциация больших данных, в которую входят Сбербанк, Тинькофф Банк, «Ростелеком», «Мегафон», Qiwi, до конца года планирует создать тестовую площадку-«песочницу» для обработки данных своих участников. Об этом «Известиям» рассказал исполнительный директор организации Алексей Нейман.

По его словам, члены ассоциации готовы делиться обезличенными данными своих клиентов — при условии минимизации рисков утечки.

По словам Алексея Неймана, площадка, на которой будут агрегированы данные о миллионах пользователей, будет некоммерческой — но технологии и сервисы, апробированные в «песочнице», участники ассоциации, их партнеры и внешние стартапы впоследствии смогут монетизировать, надеется он.

По планам организаторов проекта в экспериментальную площадку будут попадать анонимизированные данные о продажах товаров и оказании услуг, а также о других событиях.

Это может быть информация о платежах сотовых абонентов, покупках по картам банков, перемещениях пользователей смартфонов.

Анализ данных, возможно, позволит разработать такие сервисы, о которых сейчас даже не задумываются коммерсанты, полагает Алексей Нейман.

Сервисы на основе собранных в «песочнице» данных также будут востребованы государством и муниципальными властями, уверен он.

Анализ информации о перемещениях людей поможет в планировании дорожного строительства, оптимальном размещении школ, поликлиник, МФЦ, рассуждает он. По его мнению, помогут эти данные и бизнесу — например, для поиска мест для новых магазинов и формирования их ассортимента (здесь можно использовать информацию о среднем чеке в том или ином районе).

Опрошенные «Известиями» крупные компании отнеслись к инициативе скорее положительно. Группа «Тинькофф» заинтересована в тесте новых технологий, связанных с Big Data, отметил ее представитель.

Идеи, опробованные в «песочнице», сработают на улучшение сервисов «Мегафона» и клиентского опыта, рассчитывает представитель оператора. По его словам, аналогичный проект действует внутри «Мегафона»: менее чем за год было рассмотрено 800 идей, рассказывает он. В их числе роботизированная платформа голосового синтеза для call-центров и система рекомендаций контента пользователям, рассказывает собеседник «Известий».

— Мы получили приглашение и планируем принять участие в этом пилотном проекте, — рассказали «Известиям» и в пресс-службе Сбербанка.

«Песочница» поможет апробировать модели, построенные на принципах взаимного обогащения данных, отмечает директор по данным Qiwi Юлия Богачева. Qiwi готова делиться данными, связанными с анализом предпочтений ее клиентов, говорит Юлия Богачева. Компании интересно всё, что связано с персонализацией, — например, рекомендации или бонусные программы, поясняет она.

В «Ростелекоме» знают о проекте, но дополнительных комментариев не дают.

И Алексей Нейман, и опрошенные «Известиями» эксперты отмечают: риск подобных проектов связан с тем, что оборот обезличенных данных до сих пор находится в «серой» зоне, то есть никак не регулируется, хотя уже есть законодательные инициативы по этой теме. Именно поэтому Ассоциация больших данных пригласила к участию в своем проекте Минэкономразвития и Минкомсвязь (с письмами организации в эти ведомства ознакомились «Известия»), а также собирается вовлечь представителей Роскомнадзора.

Участие представителей государства нужно, чтобы принимать оптимальные решения в спорных ситуациях, возникающих при использовании обезличенных и технических данных, объясняет Алексей Нейман.

Представители Минкомсвязи и Минэкономразвития на момент публикации не ответили на запросы «Известий».

Существование «песочницы», в которой будут сливаться данные, создает угрозу болезненных утечек персональной информации, предупреждает руководитель проекта Content Review Сергей Половников.

Процедура обезличивания непрозрачна, делящийся данными гражданин совершенно не представляет, что с ними происходит потом, рассуждает эксперт.

Кроме того, анонимизация — понятие относительное: сейчас информации о людях уже очень много, и восстановить личность, сложив данные о человеке, содержащиеся в различных источниках, не составляет труда, уверен он. Сергей Половников согласен, что законодательство в сфере Big Data нуждается в серьезной проработке.

Действующее регулирование таково, что на обезличивание данных и их использование нужно согласие гражданина, отмечает представитель «Тинькофф». Это затруднительно и совершенно избыточно в случае с анонимизированными данными, считает он. Приглашение к участию в «песочнице» ведомств он считает логичным.

В июле стало известно, что вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак направил в правительство проект поправок в закон «О персональных данных», разрешающий использовать обезличенную информацию о гражданах без их согласия. При этом данные надо обезличить так, чтобы раскрыть человека не помогла никакая дополнительная информация.

Инициатива не дает операторам права продавать личные данные своих клиентов, а создает возможность передавать анонимизированную информацию для улучшения работы сервисов, например, для городского благоустройства, анализа трафика дорожного движения или спроса на услуги, поясняли «Известиям» в аппарате Совфеда.

Любые эксперименты с данными о конкретных людях вызывают настороженность, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

От утечек из госструктур и компаний в России не застрахован никто, сетует он.

Насколько качественно будут обезличены данные пользователей, сказать сложно — поэтому проведение опытов в сфере Big Data под контролем государства оправданно, заключает эксперт.

Сергей экономист
Постоянная ссылка #

Носятся с этими персональными данными, как курица с яйцом. Реальный эффект какой от этого? Никакого. Видимость одна. Если у кого -то есть умысел вас нагреть, он найдет способ это сделать.

Банки получают обезличенные номера телефонов, как и провайдеры, мне часто интернет предлагают подключить от компании с которой у меня уже договор на обслуживание есть.

Roman
Постоянная ссылка #

Налоговики продают персональные данные чаще других. Это обусловлено доступностью к информации и маленькими зарплатами. 

Создайте новый комментарий в теме
Прикрепить файл
?
Получить e-mail уведомление об ответе
Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение