Нефтяной конфликт России и Белоруссией: договорятся ли Путин и Лукашенко??

Leader
Постоянная ссылка #

Решил сегодня поднять такую актуальную тему, как конфликт между Россией и Белоруссией. В конце 2019 года Владимир Путин и Александр Лукашенко сильно поссорились из-за того, что со следующего года начнет повышаться цена российской нефти для белорусских нефтеперерабатывающих заводов.

C 2019 года Россия постепенно обнуляет экспортные пошлины на нефть и одновременно повышает налог на добычу нефти. Удорожание сырья собственным нефтеперерабатывающим предприятиям государство собирается компенсировать.

Эти меры получили название налоговый маневр, и он серьезно ухудшает условия торговли нефтью для Минска. Повышение налога на добычу сырья доведет цену нефти для Белоруссии до мировой, что бьет по ключевой статье белорусского экспорта — нефтепродуктам.

Раньше Белоруссия покупала нефть беспошлинно (пошлина 30%, т.е. по цене ниже рыночной), далее перерабатывала ее, облагала пошлиной, аналогичной российской, и продавала. А пошлину забирала себе. После отмены экспортной пошлины в РФ Белоруссия вынуждена будет поступать также, иначе ее продукция станет просто неконкурентоспособной. А это значит, что белорусский бюджет лишится важной доходной части. Теперь благодаря экспортному маневру экспортная пошлина постепенно снижается. В 2024 году она станет нулевой. Это значит, что цена российской нефти для белорусских НПЗ с каждым годом будет увеличиваться до тех пор, пока в 2024 году, она не станет полностью рыночной.

Есть и другие разногласия. Цену на газ, поставляемый в Белоруссию из России, в Минске считают завышенной, а в Москве, наоборот, льготной. У белорусских товаров есть проблемы с доступом на российский рынок, а у компаний — к госзакупкам в РФ. Но эти споры пока несравнимы по значимости с нефтяным конфликтом.

Белоруссия считает, что вступала в Евразийский экономический союз под гарантии того, что условия торговли энергоресурсами не ухудшатся. В России будет произведена компенсация убытков от этого налогового маневра своим нефтеперерабатывающим заводам, а белорусские НПЗ оказываются без таких льгот. Минск считает это нарушением равных условий в экономическом союзе и хочет какой-то компенсации. Александр Лукашенко заявил, что Россия ей обещала, затем сменила позицию, и теперь хочет поглотить Белоруссию.

Если Белоруссия останется без нефтяной ренты или какой-то компенсации за нее, стране придется урезать расходы бюджета и повысить цены на топливо внутри страны. Конкретные цифры зависят от мировых цен на нефть и многих других факторов. Минск оценивает общую сумму убытков до 2025 года в 10–11 миллиардов долларов. Это много, учитывая, что весь белорусский ВВП за 2018 год — около 55 миллиардов долларов. 

Дальше встает вопрос социальных и политических издержек. Почти наверняка при негативном сценарии вырастет трудовая эмиграция и протестные настроения, особенно в регионах. Кроме того, замечу, как раз в 2020 году должны состояться выборы президента Белоруссии, а рейтинг Лукашенко терять совсем не хочет.

Москва заявила, что компенсацию не обещала, а налоговый маневр считает своим внутренним делом. Минску она предъявила список встречных претензий — по ввозу в Россию «санкционки» и подакцизного табака, а также серым схемам реэкспорта российских нефтепродуктов.

Судя по жесткости позиции Москвы, у нее накопилось недовольство тем, что многолетняя поддержка белорусской экономики не привела к той интеграции, о которой стороны договаривались больше двадцати лет назад. К тому же в последние годы Минск стал вести более нейтральную внешнюю политику и разморозил контакты с Западом, пока Россия обменивается с ним санкциями.

Сейчас Белоруссия вынуждена искать альтернативное «черное золото», и первую партию нероссийской нефти белорусы уже приобрели у Норвегии (80 тысяч тонн). План А. Лукашенко состоит в том, чтобы в разы сократить закупку российской нефти.  Вчера была встреча Путина с Лукашенко, по поводу результатов пока не нашел информации. Что думаете, будем мы «дружить» с Белоруссией или нет?

Самый_умный
Постоянная ссылка #

Лукашенко давно периодически заявляет о своих планах найти альтернативу российской нефти. То он собирается закупать ее в Саудовской Аравии, то в США через Польшу по нефтепроводу «Дружба», то у Азербайджана, Казахстана и Балтийских стран. Продавать нефть Белоруссии в принципе никто не против, вот только экономическая целесообразность для Белоруссии в этом сомнительна. Минск не хочет покупать российскую нефть по общемировым ценам. Ведь тогда себестоимость белорусских нефтепродуктов на МПЗ вырастет, и их экспорт в Европу и на Украину может оказаться не таким выгодным, как сейчас, и стать даже убыточным. Конечно, всем понятно, что Белоруссии такой сценарий не нравится, поэтому она стала выбивать снижение цены для себя уже сейчас с 2020 года.

У Минска свое видение ситуации. Белоруссия считает, что Россия должна компенсировать из своего бюджета белорусским МПЗ расходы на нефть, как Россия это делает для российских МПЗ. У меня только один вопрос: С ЧЕГО БЫ ЭТО? И этот вопрос и у Москвы. Москва посчитала, что это уже слишком. Почему одно государство из своего бюджета должно дотировать МПЗ другого государства?

Читал, что политической элитой российского государства был проведен аудит по поводу того, что Россия имеет от того, что существенно дотирует белорусскую экономику. Мы продаем белорусам нефть по низкой цене, они ее перерабатывают и продают в Европу по высоким ценам. Выходит, аудит показал, что дотирование Белоруссии нам особо ничего не дает. Они не признали ни Абхазию, ни Крым. Поэтому надо либо увеличивать профит наших отношений, теснее интегрироваться, либо будем торговать как со всеми по рыночным ценам. Но Минск считает дальнейшую интеграцию ударом по белорусскому суверенитету.

Из того что я читал по этому конфликту, я сделал вывод, что многие эксперты считают, что Россия, как государство, не только не потеряет ничего, а даже сможет заработать на остановке поставки нефти в Белоруссию. Лукашенко грозит тем, что Россия потеряет рынок сбыта, но российскому государству это выгодно. Если вместо Белоруссии Россия будет продавать 18 тонн нефти  в Дальнее зарубежье (т.е. страны, которые не входят в ЕАЭС), то российский бюджет сможет получить доход от экспортных пошлин.

А вот с российскими нефтяными компаниями ситуация двоякая. Когда российская компания экспортирует нефть в Европу, ее маржа иногда бывает меньше, чем когда она продает нефть белорусам. Но это не постоянно. Все меняется в зависимости от экспортной пошлины. Когда экспортная пошлина снижается, то становится выгоднее продавать в Европу, а не в Белоруссию. А с нового года скидка для белорусов на российскую нефть будет не менее 13-15 долларов, как раньше, а  8 долларов за баррель. То есть российская нефть будет обходиться Минску все равно дешевле, чем на рынке. Поэтому, несмотря на российский налоговый маневр, белорусам все равно выгоднее покупать российскую нефть, чем любую другую.

По поводу шантажа……. Россия на него никак не реагирует. Становится понятным, что для того, чтобы доказать, что Минск не блефует, ему надо было купить хотя бы один танкер нероссийской нефти. Уверен, что Норвегия продала нефть белорусам  по мировой цене, никаких скидок норвежцы не давали. Норвежская нефть стоит на 10 долларов дороже, также белорусы заплатят за разгрузку танкера в Клайпеду, потом за поставку нефти по железной дороге, что значительно дороже, чем доставка нефти по нефтепроводу. Только за транспорт Минск отдаст по 15-20 долларов с каждого барреля. Получается, что Белоруссия переплатит 25-30 долларов с каждого барреля норвежской нефти, тогда как российскую нефть она покупала по 50-55 долларов. Впрочем, Белоруссия еще долго может заниматься таким экономическим мазахизмом, ведь 10 лет назад она уже закупала венесуэльскую нефть полтора  года, хотя она стоила в 2 раза дороже российской.

Также кроме экономической целесообразности могут возникнуть и технические проблемы. Белорусские МПЗ настроены под переработку российской нефти. Когда Белоруссия совершала поставки нефти из Венесуэлы российские поставки продолжались, поэтому Минск мог смешивать оба сорта нефти, и технических проблем не было. Сейчас же поставки российской нефти приостановлены, а значит, смешивать норвежскую нефть будет не с чем.

Еще одна проблема – это поставка нефти в государство, у которого нет выхода к морю. Поэтому логистика поставок будет непростой и дорогой. В итоге Минск может насобирать даже 18 миллионов тонн, но это будет сверхдорого и бессмысленно. Потому что продажа нефтепродуктов на экспорт по рыночным ценам может не окупить затраты на закупку нефти и ее переработку. Маржа может уйти в минус.

Попытки Белоруссии шантажировать Россию закрытием на ремонт трубопровода «Дружба», по которому транзитом в Европу идет 48 млн. тонн российской нефти в год в дополнение к  18 млн. тонн нефти для нужд самой Белоруссии невыгодно и для самих белорусов. Тогда Белоруссия лишится транзитных доходов, а Россия сможет пристроить всю эту нефть на рынках. В прошлом году, когда был перекрыт транзит российской нефти по «Дружбе» из-за загрязнения поставки российской нефти в Европу взяли на себя три порта: Усть-Луга, Новороссийск и Приморск. Так что мы часть нефти можем переправлять через свои порты, которые от этого только выиграют. Все, что не поместится в порты, уйдет на российские МПЗ. Россия может больше экспортировать нефтепродуктов, ведь без дешевой российской нефти, Белоруссия не сможет поставлять европейцам 12 млн. тонн нефтепродуктов, а это значит, что место на рынке освободиться под российские нефтепродукты. К тому же в последние годы все больше нефти уходит в Азию. Получается, Россия особо не проиграет от прекращения отношений с Белоруссией по поставке нефти, а потому пусть Батько не выделывается, а принимает наши условия.

Roman
Постоянная ссылка #

А почему Батько не может выделываться, если его действительно прижимают. Я не говорю, что он святой и хороший, но считаю, что не нужно говорить, что в сложившейся ситуации виновата белорусская сторона. У российского руководства есть свои политические цели, которые оно добивается шантажом. А кроме как нефте и газо продуктами шантажировать больше нечем. По сути все то, что сейчас происходит это своего рода санкции белорусской стороне по причине не желания интеграции и создания союзного государства. Белоруссию заставляют пожертвовать своим суверенитетом и заставляют через экономическое давление. Исход из всего этого может проходить по 2 сценариям. 1. Разрыв отношений между странами. 2. Смена батьки и лояльность по всем фронтам.

И кстати, насколько мне известно за последний год в Белоруссию стало очень модно говорить на местном языке. А такое мы уже наблюдали в 2013 на Украине...

Создайте новый комментарий в теме
Прикрепить файл
?
Получить e-mail уведомление об ответе
Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение