Требование о предоставлении пояснений – расхождения в налоговой и бухгалтерской отчетности

Леонид Самсонов
Постоянная ссылка #
Налоговая инспекция выставила требование о предоставлении пояснений: - в форме 2 (прибыль до налогообложения) и в налоговой декларации (налогооблагаемая база) - выручка в налоговой декларации на прибыль и выручка в декларации по НДС - выручка от реализации основных средств в форме 4 бухгалтерской отчетности и в налоговой декларации по налогу на прибыль. Требование получено в рамках камеральной проверки декларации по налогу на прибыль по п. 3 ст. 88 НК РФ. Должна ли организация пояснять расхождения (налоговые базы в отчетностях разные)?
Знаючтоговорю
Постоянная ссылка #
В принципе - да. Должна. В вашем случае можно регистр налоговых разниц показать и дать пояснения. Ну, вот, глуповатые у вас инспектора... Не знают, что БУ с НУ часто расходится )) Особенно по налогу на прибыль.
Просто_бухгалтер
Постоянная ссылка #
Да, должна.
У налоговиков "забиты" контрольные соотношения, в том числе и доходов: выручка по НДС нарастающим итогам сравнивается с доходам от реализации в декларации по Налогу на Прибыль.
При этом сколько мы подавали НДС с разделом. касающимся экспорта - столько нам требования о пояснениях и приходили (наша ИФНС игнорировала раздел 7)
Ещё налоговики не учитывают момент определения налоговой базы по НДС и прибыли от реализации (если в условиях договора прописано, что право собственности переходит к покупателю на момент получения товара)
Практикант Юрий
Постоянная ссылка #
В п. 3 ст. 88 НК РФ установлено право налоговых органов потребовать пояснения, если камеральной налоговой проверкой выявлены:
- ошибки в налоговой декларации (расчете);
- противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
- несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.
НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
В силу различия порядка признания доходов и расходов, формирующих бухгалтерскую прибыль и налогооблагаемую прибыль, данные показатели могут различаться и не могут однозначно свидетельствовать о наличии ошибок или противоречий в декларации.
Для отражения расхождения между бухгалтерским финансовым результатом и налогооблагаемой прибылью, в бухгалтерском учете организации ПБУ 18/02 предусмотрено использование отложенных и постоянных налоговых активов и обязательств, временных и постоянных разниц и т.д.
В письме Минфина России от 10.04.2017 № 03-03-07/21190 разъяснено, что применение ПБУ 18/02 позволяет отражать в бухгалтерском учете и отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль. ПБУ 18/02 предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет, или суммы излишне уплаченного и (или) взысканного налога, причитающейся организации, либо суммы произведенного зачета по налогу, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством РФ.
При этом в силу п.п. 23-25 ПБУ 18/02 эти показатели раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Положения НК РФ не предусматривают представление аналогичных пояснений с декларацией по налогу на прибыль.
В НК РФ, а также в подзаконных актах, в том числе в порядке заполнения налоговых деклараций, отсутствуют указания на необходимость соответствия выручки, отраженной в декларациях по налогу на прибыль, данным о выручке, отраженным в бухгалтерской отчетности или в декларациях по НДС.
Поэтому расхождения налогооблагаемой прибыли в декларации по налогу на прибыль с показателем прибыли до налогообложения в отчете о финансовых результатах, а также расхождение выручки с данными деклараций по НДС, не являются свидетельством выявленных ошибок, несоответствий, дающих право на истребование налоговым органом пояснений в рамках п. 3 ст. 88 НК РФ.
Как известно, налогоплательщик вправе не выполнять незаконные требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ либо иным федеральным законам.
Вместе с тем необходимо учитывать, что одним из основных направлений проведения камеральной проверки является проведение должностным лицом налогового органа взаимоувязки показателей проверяемой налоговой декларации с показателями налоговых деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью. Поэтому при выявлении любых расхождений в отчетности, вызывающих сомнения в правильности исчисления налогов, налоговая инспекция вправе запросить пояснения.
Сравнение объемов реализации в налоговых декларациях по налогу на прибыль и по НДС проводится с целью исключения занижения налоговой базы по одному из налогов. Следовательно, в случае выявления противоречий (несоответствия) между данными декларации по налогу на прибыль и декларации по НДС налоговая инспекция вправе и обязана потребовать необходимые пояснения, подтверждающие причины расхождения показателей декларации, или внести соответствующие исправления.
Отмечается также, что расхождения между показателями возможны, но организация должна понимать и быть готова объяснить, чем они вызваны (какими именно особенностями налогового учета и др.). Получение пояснений от проверяемого лица в данном случае имеет целью выяснение причин противоречий, имеющихся в отчетности, и непосредственно соотносится с предметом камеральной проверки.
Попытки налогоплательщиков оспорить правомерность истребования пояснений о расхождении показателей выручки, отражаемых в разных декларациях и бухгалтерской отчетности, не увенчались успехом. Суды также указывают на правомерность направления налоговым органом запроса подобного рода пояснений, обосновывая вывод тем, что налоговый орган обязан воспользоваться предоставленным ему статьями 88 и 101 НК РФ правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию, что осуществляется в интересах самого налогоплательщика.
Практикант Юрий
Постоянная ссылка #
Постановление Десятого ААС от 10.02.2017 по делу № А41-53471/2016, постановления АС Северо-Западного округа от 06.04.2018 № Ф07-2316/18 по делу № А56-38230/2017.
Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение