Правомерно ли проведение налоговой проверки оказанных контрагенту услуг по архивной обработке?

AlinaIglina
Постоянная ссылка #
Архивная компания на общем режиме налогообложения, руководствуясь Федеральным законом «Об архивном деле в российской Федерации» № 125-ФЗ от 22.10.2004 года в рамках Договора на оказание услуг по архивной обработке, оказала контрагенту на основании его заявки следующие комплексы услуг:
- услуги по архивной обработке и упорядочению документов по личному составу;
- услуги по отбору документов с истекшими сроками хранения на уничтожение;
- погрузка, разгрузка, вывоз и конфиденциальное уничтожение выделенных документов на шредере.

Все услуги были оказаны в текущем году в полном объеме, собственными силами и средствами архивной компании. По факту оказания услуг обеими сторонами был подписан полный комплект первичных учетных документов для отражения данного факта хозяйственной деятельности в финансовом учете контрагента и архивной компании. Помимо этого, контрагенту был предоставлен акт о выделении дел на уничтожение с истекшими сроками хранения, в который вошли организационно- распорядительные, кадровые и бухгалтерские документы, а также акт о физическом уничтожении документов на шредере с указанием общего веса уничтоженных документов и времени измельчения.
По прошествии трех месяцев с момента оказания услуг, в архивную компанию поступило поручение ИФНС РФ об истребовании документов (информации) по сделке при проведении камеральной проверки контрагента, а именно:
1. Развернутые оборотно-сальдовые ведомости по счетам: 01, 08, 10, 19, 41, 43, 60, 62, 68, 76
2. Штатное расписание
3. Должностные инструкции архивистов и документы, подтверждающие наличие у них квалификации достаточной для выполнения обозначенных в договоре работ.
4. Товарные накладные
5. Копия Договора с приложениями
6. Товарно-транспортные накладные;
7. Путевые листы грузового автомобиля
8. Приказ о распределении обязанностей между руководством
9. Акт о приемке оказанных услуг
10. Акт о приемке товаров
11. Счет – фактуру
12. Копия акта о выделении дел на уничтожение
13. Копия акта о физическом уничтожении документов на шредере
Помимо этого, ИФНС РФ запросило подробную пояснительную записку, описывающую весь технологический процесс организации данных услуг архивной компанией.
Исходя из изложенного выше, и проанализировав всю практику камеральных проверок, компания сделала следующие выводы:
- запрос инспекции не имеет своей целью снять налоговые вычеты у контрагента архивной компании, так как сумма контракта не соответствует объемам и масштабам проводимой камеральной налоговой проверки контрагента.
- инспекцию заинтересовал не сам факт уничтожения бухгалтерских документов как таковых (такая возможность предусмотрена законом и документы по личному составу были обработаны), а содержащийся в них объем информации.
- инспекция, согласно запрашиваемой информации, пытается определить конечного/реального исполнителя услуги, имеет ли он соответствующие лицензии и квалифицированный персонал для выполнения услуг (штатные архивисты), есть ли у архивной компании на балансе основные средства для оказания услуг по архивной обработки документов (грузовой автотранспорт, шредерная установка для измельчения документов, архивные короба и т.д.).
Основная цель инспекции по данному запросу – выявление фактов, которые позволят признать договор в части уничтожения документов фиктивным (через судебные инстанции) с вытекающими последствиями для контрагента в части восстановления всех уничтоженных документов.
В данном случае, архивная компания подтвердила наличие необходимых ресурсов и компетентного персонала. В противном случае, с учетом проводимой в последнее время ИФНС РФ практики по расширению периода налоговой проверки до пяти – шести лет в случае подачи уточненных налоговых деклараций данным контрагентом, последнему грозила бы процедура восстановления уничтоженных документов. Далее, если контрагент не сможет оперативно сделать дубликаты уничтоженных документов, то ИФНС РФ имеет все основания для доначисления всех налогов с оборота компании.

Комментарии экспертов:
Данилова Анна, заместитель начальника отдела по методической работе ООО «Делис Альянс» («Делис Архив»)
Начиная с 2017 г. у архивных компаний в несколько раз увеличилось количество обращений от клиентов, которые планируют заказать услугу по отбору и уничтожению бухгалтерских документов с соблюдением требований законодательства. Это вызвано тем, что организации хотят обезопасить себя от возможных рисков, а также сократить затраты на организацию процесса хранения и использования потерявших актуальность документов. Принимая во внимания возможные последствия, при выборе архивной компании, рекомендуем заранее удостовериться о наличия у архивной компании необходимых ресурсов (шредер, автотранспорт), а также штатных архивистов с высшим профильным образованием, помимо этого будет не лишним запросить информацию по общей численностью персонала и количеству реализованных проектов. Обращаю внимание на то, что в соответствии с требованиями законодательства, юридическое лицо имеет право уничтожать документы с истекшими сроками хранения только после проведения архивной обработки документов, а сам факт уничтожения должен быть подтвержден актом о выделении дел на уничтожение и актом о физическом уничтожении дел. Сам процесс измельчения документов должен осуществляться методом, не наносящим вреда окружающей среде.
Колозина Ольга Ведущий налоговый консультант Департамента налогового консалтинга Консалтинговая компания «Аудит Груп»
Исходя из своей практики, мы не сдали бы так однозначно утверждать, что запрос инспекции не имеет своей целью снять налоговые вычеты у контрагента архивной компании, т.к. независимо от масштабов и объёмов проверки, её цель в любом случае - проверить право компании на налоговые вычеты по расходам или НДС.
При этом по нашей статистике, большая часть налоговых доначислений, производимых налоговыми органами по результатам контрольных мероприятий, связаны с их претензиями в той или иной степени к контрагентам налогоплательщика.
Указанные претензии можно достаточно условно разделить на:
• Связанные с реальностью, совершенных с ними сделок;
• связанные с должной осмотрительностью, проявленную налогоплательщиком в отношении недобросовестного контрагента;
• с наличием деловой разумности цели сделки.

Что касается реальности сделок, наличия ресурсов у исполнителя – необходимое условие для опровержения налоговых претензий. На практике это означает, что, Инспекция, установив у исполнителя отсутствие трудовых ресурсов, собственного или арендованного имущества, в том числе оборудования, сделает вывод о том, что услуги, оказанные контрагентом, на самом деле не могли быть им оказаны. И, как следствие, признав сделку фиктивной, Инспекция откажет компании в вычетах, обвинив её в получении необоснованной налоговой выгоды.
Поэтому, принимая решение о выборе того или иного поставщика услуг или исполнителя работ, организация должна проявить разумную должную осмотрительность при его выборе


Вероника Аракелова, руководитель отдела бухгалтерской практики BDO Unicon Outsourcing


Здесь я вижу две возможные причины такой ситуации:

Сейчас налоговые органы ужесточают требования к работе с поставщиками и более пристально следят за прозрачностью сделок. Работа с недобросовестными поставщиками грозит бизнесу такими проблемами, как отказ в возмещении НДС, в признании расходов для налога на прибыль или даже обвинение в получении необоснованной налоговой выгоды.

Поэтому желание ИФНС РФ проверить реальность сотрудничества может быть связано с необходимостью убедиться, что контрагент не является фирмой однодневкой, а заказчик не пытался занизить налоговую базу. Чтобы обезопасить себя и клиента от дополнительных проверок, мы очень внимательно отслеживаем весь документооборот с заказчиком и соблюдаем все законодательные нормы хранения и ликвидации документов. Таким образом, проверяющие органы не смогут усомниться в реальности сделки.

С другой стороны, налоговая запросила документы в ходе камеральной проверки. Вполне вероятно, что у компании-заказчика были проблемы с какими-либо бумагами и проверяющий орган опасался сокрытия важной информации под предлогом уничтожения документов. В этом случае аутсорсинговая компания вряд ли сможет повлиять на ситуацию.
olkos2002
Постоянная ссылка #
Очень интересная информация. Но, в связи с прочитанным, хочу задать вопрос: Имеет ли право налоговый орган запрашивать документы, срок хранения которых истек? Допустим, даже они не уничтожены, а валяются где-нибудь в гараже у собственника предприятия, что он должен будет рыться и искать нужные документы?
Valentina
Постоянная ссылка #
Меня тоже заинтересовал вопрос о сроках хранения и возможности требования документов для проверки. И вот что я нашла:

Уполномоченные органы указывают на то, что ст. 93.1 НК РФ не установлено ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (смотрите письмо Минфина России от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519.
Также разъясняется, что ст. 93.1 НК РФ не установлено, что период, к которому относится истребуемый документ, должен быть равен периоду налоговой проверки проверяемого налогоплательщика (письмо Минфина России от 27.09.2013 N 03-02-07/1/40175). Причем, по мнению судов, контрагент проверяемого налогоплательщика не вправе оценивать относимость истребуемых документов к проверяемому периоду налогоплательщика, поскольку такая оценка находится в компетенции налогового органа, осуществляющего проверку (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.07.2014 N Ф02-2740/14 по делу N А19-15362/2013, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 N 04АП-5699/13, от 14.10.2013 N 04АП-4483/13, от 14.10.2013 N 04АП-4461/13, от 23.09.2013 N 04АП-4284/13).
Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации) (письмо Минфина России от 18.03.2013 N 03-02-08/20).
Что касается сроков хранения первичных документов, то они по-разному регулируются в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Так, пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ возлагает на налогоплательщика обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов (смотрите также письмо Минфина России от 02.08.2011 N 03-02-07/1-272). Частью 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) установлено, что организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую (финансовую) отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Стоит отметить, что для большинства документов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности установлен срок хранения - 5 лет. Однако для некоторых документов установлены и меньшие сроки хранения, для других - большие сроки хранения. Кроме того, существуют документы, подлежащие постоянному хранению, например:
- бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о целевом использовании средств, приложения к ним и др.) хранится (п. 351 Перечня):
а) сводная годовая (консолидированная) - постоянно;
б) годовая - постоянно;
в) квартальная - 5 лет (при отсутствии годовых - постоянно);
г) месячная - 1 год (при отсутствии квартальных - постоянно);
- налоговые декларации (расчеты) юридических лиц по всем видам налогов, декларации и расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование хранятся 5 лет (п. 392 Перечня);
- декларации и расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование хранятся 5 лет, а при отсутствии лицевых счетов или ведомостей начисления заработной платы - 75 лет (п. 395 Перечня);
- налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма N 1-НДФЛ), сведения о доходах физических лиц хранятся 5 лет, а при отсутствии лицевых счетов или ведомостей начисления заработной платы - 75 лет (п. 394, п. 396 Перечня);
- первичные учетные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые документы и книги, банковские документы, корешки банковских чековых книжек, ордера, табели, извещения банков и переводные требования, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, накладные и авансовые отчеты, переписка и др.), хранятся 5 лет при условии проведения проверки (ревизии) (ст. 362 Перечня);
- переписка о приобретении хозяйственного имущества, канцелярских принадлежностей, железнодорожных и авиабилетов, оплате услуг средств связи и других административно-хозяйственных расходах, о предоставлении мест в гостиницах хранится 1 год (п. 367 Перечня);
- реестры сведений о доходах физических лиц хранятся 75 лет, как и лицевые карточки, счета работников (п. 397, п. 413 Перечня);
- документы (протоколы, акты, расчеты, ведомости, заключения) о переоценке основных фондов, определении амортизации основных средств, оценке стоимости имущества организации хранятся постоянно (ст. 429 Перечня);
- документы (заявки, акты оценки, переписка и др.) по продаже движимого имущества хранятся 10 лет (п. 430 Перечня);
- расчеты, заключения, справки, переписка к договорам, соглашениям хранятся не менее 5 лет после истечения срока действия договора, соглашения (ст. 455 Перечня);
- акты о передаче прав на недвижимое имущество и сделок с ним от прежнего к новому правообладателю (с баланса на баланс) хранятся постоянно (ст. 432 Перечня);
- регистры бухгалтерского (бюджетного) учета (главная книга, журналы - ордера, мемориальные ордера, журналы операций по счетам, оборотные ведомости, накопительные ведомости, разработочные таблицы, реестры, книги (карточки), ведомости, инвентарные списки и др.) - 5 лет (ст. 361 Перечня);
- документы (акты, сведения, справки, переписка) о взаимных расчетах и перерасчетах между организациями - 5 лет (ст. 366 Перечня);
- счета-фактуры - 4 года (ст. 368 Перечня);
- ценовые соглашения между производителями и поставщиками материально-технических ресурсов - 5 лет (ст. 300 Перечня);
- договоры, соглашения - 5 лет (ст. 436 Перечня);
- сроки хранения документов, связанных с транспортным обслуживанием, указаны в разделе 10.3 "Транспортное обслуживание, внутренняя связь" Перечня;
- таможенные декларации (экземпляр участника внешнеэкономической деятельности) - 5 лет (ст. 757 Перечня); спецификации на отгрузку и отправку продукции, материалов (сырья), оборудования - 5 лет (ст. 756 Перечня);
- документы (заключения, справки, технико-экономические обоснования) о целесообразности закупок импортной продукции и материалов - 10 лет (ст. 506 Перечня);
- переписка по вопросам импорта - 10-15 лет (ст. 507 Перечня).

Думаю, это будет интересно еще кому-то.
AlinaIglina
Постоянная ссылка #
Сейчас инспекция активно вводит в практику новый вид проверок, так называемые точечные или выборочные выездные проверки. Это позволяет налоговикам не тратить лишнее время на работу в компаниях. Всю подготовку они проводят в инспекции, а к налогоплательщику приходят с вопросами по конкретным контрагентам, которых сочли подозрительными.
Формально такая проверка считается выездной, но длится обычно до месяца и охватывает небольшие периоды. Так как инспекторы сужают выборку до пары контрагентов и приходят внезапно, у компании не остается времени, чтобы привести документы в порядок.
В примере описывается именно данная ситуация, когда ИФНС РФ запрашивает документы по конкретному контрагенту, первичная отчетность которого была скорректирована / сторнирована текущей датой в интервале периода налоговой проверки, но подана уточненная налоговая декларация по НДС за периоды, предшествующие периоду данной проверки. В данной ситуации налоговики имеют все основания запросить первую редакцию учетных документов до их корректировки / сторнировки.
Denis
Постоянная ссылка #

Общался с коллегами и пришли к однозначному выводу -  в последенее время, налоговая очень серьезно относится ко всем вопросам, которые связаны с уничтожением документов, в том числе по окончанию их сроков хранения. Несомненно, с учетом текущих тенденций, докумнеты нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО по окончанию их сроков уничтожать, не хранить лишнее, но с соблюдением всех требований и процедур.

Для солидности, лучше создать в организации экспертную комиссию по архивным работы с архивом (каждый участник должен учесть свои риски, принимая во внимание возможные претензии по супсидиарной ответственности), соблюсти требования 125 фз по архивному делу и составить опись на кадровые документы (без этого ни одну бумагу с составлением акта уничтожить нельзя :( ), далее вывезти документы и уничтожить ЭКОЛОГИЧНЫМ методом (вступил закон о раздельном сборе мусора и бумага должна собираться отдельно) и подложить акт о измельчении.... в общем целый процесс.  

Все должно быть выполнено солидно и основательно.

Если кто боиться уничтожить докумнеты, т.к. что-то может потребоваться потом- отсканируйте то, что считаете ценным и храните на флешке.

На прошлом месте работы, мы все делали сами, был мрак...

Сейчас привлекаем архивную контору, но каждому свое. 

 

Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение