Минфин России включил в проект поправок в Налоговый кодекс новый налог на туристов под незамысловатым названием «гостиничный сбор». Принимать решение о введении подобного сбора смогут местные власти. При этом ставка сбора не сможет превышать 100 рублей с человека, и придёт он на смену пресловутому «курортному сбору». Эксперты рынка идею раскритиковали – российский отельный бизнес и так находится в условиях сложной конкуренции с «серым» частным сегментом, зарубежными онлайн-системами бронирования, а также с зарубежными предложениями, поэтому постоянно возникающие новые версии новых налогов и сборов с туристов с идеей развития внутреннего туризма совсем не сочетаются.
Гостиничный сбор входит в число новых пяти глав, которые Минфин предлагает включить в Налоговый кодекс. Плательщиками сбора признаются организации и физические лица, которые осуществляют деятельность по предоставлению гостиничных услуг – т.е. отели, мини-отели, хостелы и экофермы т.п. Как отмечается в пояснительной записке чиновников Минфина, данная инициатива направлена на создание дополнительных доходных источников в местные бюджеты. Соответственно, и ставку сбора будут определять муниципальные или федеральные органы. Предварительно, она не сможет превышать 100 рублей с человека.
«Гостиничный сбор будет прописан в главе 33.1 НК. Он заменит действующий сейчас в качестве эксперимента на территориях четырех субъектов РФ неналоговый платеж — курортный сбор. Плательщиками гостиничного сбора будут уже не физические лица, а организации и ИП, владеющие средствами временного размещения», - пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Георгий Мохов, глава правовой комиссии РСТ, основатель юридического агентства «Персона Грата». Эксперт также отметил, что таким образом Минфин хочет пополнить местные бюджеты. «Однако принимать решение о введении гостиничного сбора будут именно местные власти. Введение этого сбора планируется с 1 января 2023 года», - добавил Георгий Мохов.
Эксперты туррынка в свою очередь ожидаемо высказались против введения подобного сбора-налога. Довод прост: любой дополнительный сбор или налог будет понижать конкурентоспособность российских отелей и направлений, особенно по сравнению с наиболее привлекательными зарубежными странами. «Отели конкурируют как с незаконопослушными частниками, так и с конкурентами за рубежом. У нас и так есть громадная проблема для отелей, которая приводит зачастую к их неконкурентоспособности – это короткий сезон по сравнению с курортами Средиземноморья, например. Если там сезон длится с середины апреля до октября включительно, а то и до середины ноября, как в прошлом году, т.е. 6.5 месяцев, то у нас сезон у курортных отелей Крыма или Сочи – это месяца три в лучшем случае. И зимы у нас суровее, значит выше затраты как на строительство, так и на отопление, пусть даже и не работающего отеля. В итоге окупить все годовые затраты отеля надо за 3 месяца, а не за 6.5, как у зарубежных конкурентов. Поэтому российские отели и так балансируют на грани окупаемости и конкурентоспособности», - прокомментировал Александр Казин, глава турфирмы «Ингостур», совладелец отеля в Крыму и член правления Альянса Туристических Агентств (АТА).
Отсюда и складывается парадоксальная ситуация, когда зачастую цены в отелях той же Турции существенно ниже цен аналогичных по классу и набору услуг отелей в России, причем негативная разница возникает даже если добавить к цене тура стоимость перелёта. «Кстати, и ставки по кредитам у нас существенно выше, чем у конкурентов», - добавил Александр Казин. При этом, по словам эксперта, само обеспечение сбора налогов со всех объектов размещения для властей так и остается нерешённым вопросом. Да и предлагаемая инициатива косвенно свидетельствует и о том, что проект по курортным сборам буксует, иначе зачем придумывать что-то ещё? «Уверен, что тут кроются гораздо большие суммы, чем пытаются собрать путем подобных сборов. В настоящий момент физические лица, сдающие жилье туристам, очень часто не платят вообще никаких налогов. В том числе и за счёт этого они могут предложить цены ниже, чем отели. Предлагаемая инициатива ещё сильнее мотивирует их оставаться в тени, одновременно увеличивая ценовой разрыв с гостиницами», - подчеркнул Александр Казин.
«Но вместо какой-то поддержки снова предлагается ввести сборы с отелей, которые им придется напрямую закладывать в стоимость, ухудшая и так непростую ситуацию с конкурентоспособностью. Как всё это коррелирует с декларируемыми планами развития внутреннего и въездного туризма, совершенно непонятно», - резюмировал эксперт.