Подскажите,пожалуйста(ООО на УСНО), можно ли утвердить форму путевого листа без отметок медика и...
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 во исполнение ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 259-ФЗ. Нем указано, что его нормы действуют в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих легковые или грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
В целях применения Федерального закона N 259-ФЗ используются среди прочего следующие понятия:
- груз - материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;
- пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.
Одновременно с этим в Правилах дорожного движения под пассажиром понимается лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в ТС (садится на него) или выходит из ТС (сходит с него).
В п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26 указано, что на юридические лица и ИП, которые осуществляют перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в ТС (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ). То есть путевой, выписанный по всем правилам вам нужен однозначно.
Среди обязательных реквизитов путевого листа согласно Приказу Минтранса РФ N 152 числятся сведения о водителе, которые включают в себя:
- фамилию, имя, отчество водителя;
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медосмотров водителя.
Следовательно, утверждение формы путевого без указанных вами реквизитов – нарушение требований Минтранса.
С техосмотром, аналогичная ситуация, это обязательный реквизит.
Насколько важные и определяющие указанные отметки для налоговиков сказать сложно, так как в целях признания налоговых расходов они играют второстепенную роль, кроме того, списание ГСМ на производственные нужды может быть подтверждено и иными документами: приказ на командировку, накладные на перевозку и т.д. Тем не менее безопаснее все же иметь указанные отметки в форме путевого листа, поскольку в случае споров с налоговиками факт их отсутствия будет играть не в пользу налогоплательщика.
1. "Путевой лист" не нужен, т.к. ПЛ требует приказ минтранса 152 во исполнение ФЗ 259, который только для транспортных компаний.
2. Для налоговой достаточно собственноручно разработанного документа учета использования ТС с литражом, км и маршрутом без техника и медика (N 402-ФЗ и ст. 252 НК РФ)
3. Из всех журналов обязательный только журнал ДТП с ежемесячной сверкой в ГИБДД (ПП РФ от 29 июня 1995 г. N 647)
Медик, механик, инструктаж, ответственный за БДД, план по снижению и пр. вытекают из ст. 20 ФЗ 196 "О БДД".
Внизу статьи разъясняющий пункт:
Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Т.е. Минтрансом с его приказом №7 от 15.01.2014г. И в нем все четко расписано что и как для транспортных компаний!!!
Таким образом, ст. 20 в части «перечня мероприятий» относятся к транспортным предприятиям, а остальное – ко всем. Из остального там только соблюдение ПДД (ссылка на ст.22), журнал ДТП и ОСАГО.
Проверять могут действительно раз год согласно ст. 30. "О БДД"
Пусть проверяют. Согласно ПП РФ от 19.08.2013 N 716 проверить смогут только соблюдение требований:
в) к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования
е) правил дорожного движения
А также проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства.
На наших автомашинах ездят только директор, главбух и снабженец, который в основном заключает договора на поставку. Ну, он может три банки краски привезти, что грузоперевозками не считается….
И поверьте, они тоже все железобетонно аргументируют ссылками на законодательные акты. И мы вроде как "правильная" организация, ан нет, находят нарушения.
В указанных вами законах нигде четко не сказано, что путевые применяются только транспортными организациями и все. Если ссылаетесь на закон, а не на умозрительное заключение, приводите пож абзац, пункт и статью на основании которой делаете утверждение. Или процитируйте соответствующий абзац.
При этом транспортная это компания или нет не играет роли.
Но если вы правовые базы посмотрите, то такой подход приводил компании, после штрафов ГИБДД за отсутствие путевого в суд. Если вы считаете практику судебных разбирательств (практически на ровном месте) для компании приемлемой, тогда можете делать, как сказал директор.
Но еще раз уточню, именно факт отнесения компании к транспортной или нет не играет роли, первична эксплуатация авто для перевозки пассажиров, багажа, грузов в интересах компании независимо от направления бизнеса и организационно правового статуса.
Еще процитирую приводимую вами ст. 20 ФЗ 196 "О БДД". если читать ее полностью, то: в п. ст. 20:
"1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны: и далее идет перечень мероприятий, но опускаемся ниже,
к п. 2:
"Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:
организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;"
Это касается медосмотров.
Если уж мы цитируем с вами законы, то процитируем и п.2 ст.6 Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ:
"Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство."
Опять н ислова про транспортные компании и ще по моему мнению, под понятие "автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" подпадают в том чилсе и легковые автомобили.
Вопрос по легковушкам дискуссионный, но пока что железобетонных рагументов не писать для них путевые, даже если они используются для собственных нужд компании, не грозящих перспективой судебного разбирательства я не нашел.
А так, на практике, можно оценить риски и при желании пойти на них, все в ваших руках.
Тут, Roman, в свое время ерничал по поводу той же трудовой инспекции, мол все ею пугают, но она не такая страшная. На это можно сказать: раз на раз не приходится, на практике имели место и миллионные штрафы по казалось бы, неоднозначным нарушениям. Все зависит от того, наколько собственник компании готов идти на риск.
"на юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, лежит обязанность организовывать проведение обязательных медицинских осмотров, тогда как на их работников, выполняющих трудовую функцию водителя, возложена обязанность прохождения обязательного предрейсового медицинского осмотра, которая также признается их обязанностью в области охраны труда.
Соответственно, из действующего правового регулирования следует, что требования, касающиеся предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, обязательны как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями и в связи с этим обязанных организовать проведение указанных осмотров водителей и транспортных средств, так и для водителей, которые не вправе осуществлять перевозку пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом без прохождения предрейсового медицинского осмотра и положительных результатов предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, и, следовательно, все указанные субъекты подлежат привлечению к административной ответственности на основании частей 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП Российской Федерации."
Я не утверждаю; что это 100% снятие расходов. Но риск есть. И об этом надо знать и предупредить директора.
Мы с нашим директором уже замучились дискутировать на эту тему. Я специально свое мнение не высказывала сразу, хотела узнать ваше. И кое-кого даже понесло...
Полностью согласна с вами Сергей.
У нас это начиналось примерно также. Сначала был путевой лист, в котором не хотелось делать отметки врачей и техников. Кому охота лишние деньги платить за штампик? Особенно, если ваш директор такой же жмот, как и наш...
Тогда я спрашиваю, а нафига нам путевой лист вообще, если им только подтереться можно? Как документ его никуда не пришьешь и не приложишь. Ни налоговой, ни ГИБДДшникам, ни транспортной инспекции его в лицо не сунешь, он как бы есть, но по факту его нет, а есть штрафные санкции.
По поводу списания расходов они нам не нужны, мы на УСН доходы сейчас. Вот директор наш и вырабатывал стратегию тихо сам с собою, а может с кем посоветовался, в стране советов же воспитывался...
В результате, он пришел с бумажкой, на которой все написано ровно так, как я написала выше, и сказал повесьте себе на видное место, и чтобы вопрос этот больше не поднимали.
Ну я ему и сказала, чтобы ниже на этой самой бумажке он собственноручно написал, что это его единоличное решение, и все риски и штрафы по данному вопросу он берет на себя. Он так и сделал. Храню эту бумажку в сейфе под личным замком и рот не открываю...
Много их у Вас? Меня интересует цена вопроса. А то, призная путевой лист недействительным, ещё вменят доход Вашему же директору за использование служебного транспорта в личных целях - вот Вам и доначисление НДФЛ, фантазия у них богатая, знаете ли...
Пару штрафов заплатит при случае, пересмотрит свое решение, но главное, чтоб вас olkos2002, даже при наличии бумажки, не сделали, как это у нас практикуется "козлом отпущения".