Помощник руководителя, коммерческий директор, главный механик, отделочник используют служебные...

MAPKAHAT
Постоянная ссылка #

Помощник руководителя, коммерческий директор, главный механик, отделочник используют служебные легковые автомобили. При этом указанные выше работники не оформлены на работу как водители. Соответственно, не проходят предрейсовые медосмотры и предрейсовый контроль технического состояния ТС.

Топливо списывается по путевым листам, как служебные поездки.

Но зачастую работники выполняют на служебном автомобиле поручения собственника, не связанные с деятельностью организации. В том числе по вечерам, по выходным. Кого-то встретить, отвезти, забрать материалы, купить продукты в магазине, отвезти членов семьи куда-нибудь и т.п.

Собственник же зато позволяет им использовать эти автомобили как свои. Утром приезжают на них в офис, вечером едут домой.

С указанными выше работниками также заключен договор безвозмездного пользования автомобилем. По условиям этого договора они вправе использовать автомобиль только в личных целях и только в нерабочее время.

Им трудовым договором установлен разъездной характер работы и режим гибкого рабочего времени продолжительностью 8 часов в день с разделением рабочего дня на части, продолжительность и частоту которых работники определяют самостоятельно по согласованию с руководителем исходя из производственной возможности.

Получается, что в любой момент в зависимости от необходимости они могут сказать, что у них рабочее время или время отдыха (такое время Шрёдингера получается). Удобно.

Эта схема устраивает и собственника и работников.

Есть ли серьезные недостатки у этой схемы работы? Какие-то уязвимые места с т.з. НнП, НДФЛ, ГИТ, охраны труда, и т.п.?

Сергей экономист
Постоянная ссылка #

MAPKAHAT позиция по предресовым  мед и техосмотрам  довольно шатка, формально законодательств оразрешает им не проходить только послерейсовый медосмотр.

Профиты:

В соответствии с п. 6 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н, обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.

И ДАЛЕЕ

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов - ВСЕ ЭТО ЕДИНСТВЕННОЕ ПОСЛАБЛЕНИЕ.

Ну и для уверенности ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дублирующее эти положения.

Поэтому "Соответственно, не проходят предрейсовые медосмотры и предрейсовый контроль технического состояния ТС." - по моему неверно.

Техосмотр вообще никак не связан с личностью управляющего отранспортным средством, а должен обеспечить исправность автомобиля согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

MAPKAHAT
Постоянная ссылка #

Эти лица не работают водителями. У них другая работа. Но при ее выполнении они вправе использовать служебный транспорт, для повышения своей эффективности.

Вот несколько примеров решений судов, также считающих, что управление транспортным средством это еще не работа в качестве водителя:

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2015 № Ф10-863/2015 по делу № А35-7124/2014 (и Определение Верховного Суда РФ от 06.10.2015 № 310-КГ15-8439)

Апелляционное определение Мосгорсуда от 18.09.2018 по делу № 33а-6141,

Апелляционное определение Мосгорсуда от 24.05.2019 по делу № 33а-2857/2019

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 № 33-9894

 

Кроме того, сложно будет установить, использовал ли работник автомобиль в рабочее время или нерабочее и по каким делам он ехал: по личным или служебным.

Это похоже на ситуацию с индивидуальными предпринимателями:

Приказ 835н предписывает индивидуальным предпринимателям проходить предрейсовые МО.

Но, очевидно же, что если я на личном автомобиле везу тёщу и рассаду на дачу, то заставлять меня проходить предрейсовый медосмотр лишь на том основании, что я зарегистрирован в налоговой, как ИП, несправедливо.

Поэтому пункт из Приказа: "Требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами" явно относится не ко всем ИП, а лишь к тем, для кого управление транспортными средствами является их основной функцией (например, перевозка грузов и пассажиров) при осуществлении предпринимательской деятельности.

Но опять же возникает вопрос. Если я занимаюсь доставкой, как ИП, то в выходной без медосмора уже не смогу отвезти тёщу и рассаду на дачу?

 

Что касается контроля предрейсового состояния ТС, то он в данном случае не обязателен, поскольку они не управляют автобусом или грузовым автомобилем. 

Сергей экономист
Постоянная ссылка #

MAPKAHAT в приведенных нормах нет указание на именно работу в должности водителя говорится именно о том что сотрудник работает в качестве водителя, по моему, это не тождественно работе в должности водителя. Я видел указанные Вами постановления, и очень многие обрадовались найдя их, и "забив" на предрейсовые осмотры "офисников", но по факту, они плохо соотносятся с приведенными мной нормами, более того, формально им противоречат.

Далее, закон 196-ФЗ, ст.2:

"водитель транспортного средства - лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя"

Про должность ни слова.

Далее, если уж мы начали ссылаться, на судебные прецеденты Постановление ВС РФ от 19.12.2016 N 18-АД16-173 (это не городской и не районный суд, согалситесь, позиция повесомей):

"Следует учесть, что в рассматриваемом случае Т. значится водителем в путевых листах легкового автомобиля общества, копии которых содержатся в материалах дела (л.д. 130 - 133). При таких обстоятельствах доводы общества о том, что Т. не осуществлял трудовые функции в качестве водителя противоречат совокупности собранных по делу доказательств."

Компания дело проиграла.

На мой взгляд, риск остается и довольно существенный, все будет зависеть от подходов конкретного проверяющего, судьи и иных обстоятельств, возможно Вы создадите новый положительный судебный прецедент. Но ссылаться при споре на мнение обычного суда - у нас не прецедентное право.

По сути по этим же причинам и медосмотр обязателен, просто на основании ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, там вообще ни слова про грузовики или автобусы. Почему все все время упирают на то что транспорт не используется для перевозки пассажиров и грузов, хотя законодательство формально не ограничивет техосмотры именно таким использованием автомобиля. Достаточно перевозить любое лицо кроме водителя или пакет с письмами в багажнике. Хотите сказать, Ваши сторудники никого не возят и не перевозят любые хотя бы малогабаритыне грузы для компании?

Аргумент в части в каких целях используется авто также несостотятелен, Вы в путевых листах фикисруете поездки для нужд компании и подтверждаете производственный характер списания ГСМ.

MAPKAHAT
Постоянная ссылка #

Постановление ВС РФ от 19.12.2016 N 18-АД16-173 (это не городской и не районный суд, согалситесь, позиция повесомей)

Да, но и я тоже приводил определение Верховного Суда РФ от 06.10.2015 № 310-КГ15-8439.

Кроме того, в Постановлении, которое Вы привели, перед приведенной Вами фразой, есть еще фраза: "Признавая несостоятельными указанные доводы, судебные инстанции исходили из того, что в силу должностной инструкции, с положениями которой Т. был ознакомлен, обязанностью старшего торгового представителя общества, в числе прочего, является посещение клиентов на вверенном маршруте в соответствии с маршрутным листом; на данную должность может быть назначено лицо, имеющее водительское удостоверение категории "B" и стаж вождения не менее одного года".

Я при таких обстоятельствах тоже не стал бы на месте суда сомневаться, что здесь по факту работа водителя очевидно просматривается, раз работник ежедневно едет по определенному маршруту и обязательно на служебном транспорте, а его трудовая функция неразрывно связана с работой в качестве водителя и к лицу, выполняющему эту трудовую функцию предъявляется требование о наличии ВУ и стажа вождения.

И суд очевидно принимал решение с учетом этого немаловажного обстоятельства, а не только лишь потому что Т. значится водителем в путевых листах. По другому в путевых листах его и невозможно было указать, потому что приказ Минтранса требует указывать в них "Сведения о водителе", как обязательный реквизит (Кстати, будет ли нарушением, если мы тогда вместо слова "водитель" в путевых листах станем использовать "лицо, управляющее транспортным средством", чтобы не давать возможности ссылаться на слово "водитель" в путевом листе ГИТ и судам?).

Поэтому в Постановлении ВС содержится формулировка: "противоречат совокупности собранных по делу доказательств".

 

В нашей же ситуации обстоятельства явно другие: к работнику не предъявляются требования об обязательном наличии водительского удостоверения, его трудовая функция не завязана на регулярные самостоятельные поездки на служебном транспорте. Это скорее дополнительная опция, которой он вправе воспользоваться, если ему так удобнее / быстрее / дешевле выполнить какую-то задачу в рамках своей трудовой функции.

 

По сути по этим же причинам и медосмотр обязателен, просто на основании ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, там вообще ни слова про грузовики или автобусы.

Я верно понимаю, что здесь описка и Вы имели в виду не медосмотр, а предрейсовый контроль технического состояния?

Там отсылка на необходимость проводить его в соответствии с порядком. А в порядке сказано, что он  "обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями)".

Хотите сказать, Ваши сторудники никого не возят и не перевозят любые хотя бы малогабаритыне грузы для компании?

Возят, и не только для нужд компании. Но для нужд компании поездки с другими пассажирами - эпизодические и только на легковых автомобилях. А для других нужд всегда можно при необходимости сослаться на то, что у работника был перерыв в течение рабочего дня и он использовал автомобиль в личных целях в нерабочее время на основании договора безвозмездного пользования.

Сергей экономист
Постоянная ссылка #

MAPKAHAT да, последний абзац про техосмотр. Предлагаю на этом каждому остаться при своем мнении. Если Вы считаете, что на все можно придумать, что сказать, смысл в полемике? Проверок у Вас еще не было по этому поводу, как я понимаю. Как пройдут, поделитесь опытом, если все "проканает" возьму на вооружение. Пока на мой взгляд все неоднозначно.

MAPKAHAT
Постоянная ссылка #

Спасибо огромное за ответы, Сергей. Мы ещё пока не внедрили такую схему. Пока прорабатываю. И сюда задал вопрос, чтобы мне опытные люди накидали риски и я мог максимально устранить возможные уязвимости. Ибо страшновато, но очень уж привлекательно выглядит. С т.з. НнП нет ли серьезных угроз? Как налоговая нынче проверяет обоснованность использования транспорта?

Сергей экономист
Постоянная ссылка #

При наличии путевых листов, с указанием маршрутов и целей поездки проблем не вижу. Но лучше еще мнений бухов послушать, может у кого были проверки в схожей ситуации.

Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение