Минтруд России опубликовал для публичного обсуждения ряд законопроектов об электронных трудовых...
Согласно законопроекту, сведения о трудовой деятельности работника – о выполняемой работе и должности, переводах на другую работу, об увольнении – будут формироваться путем передачи работодателем таких сведений в информационную систему Пенсионного фонда в электронном виде по утверждаемой ПФР форме. «В эту форму включаются сведения, содержащиеся в действующей трудовой книжке, за исключением сведений об образовании и награждениях», – пояснили в министерстве.
Начиная с 1 января 2020 года сведения о трудовой деятельности передаются в информационную систему ПФР ежемесячно, а с 1 января 2021 года – при наступлении кадрового события и не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего документа. Передача данных будет происходить в режиме онлайн – это быстрее и удобнее как для самих работодателей, так и для работников, особенно при трудоустройстве на новое место.
С 1 января 2027 года трудовые книжки на бумажном носителе не ведутся.
При заключении трудового договора работник сможет предъявлять работодателю сведения о трудовой деятельности, полученные у работодателя по последнему месту работы или в МФЦ – на бумажном носителе; в ПФР – на бумаге или в электронном виде. Помимо этого, в Трудовом кодексе закрепляется обязанность работодателя по возмещению не полученного работником заработка – если это произошло из-за задержки в выдаче работнику сведений о трудовой деятельности. Кроме того, работник сможет предъявлять такие сведения в суде в качестве доказательства при разрешении трудового спора.
А мне кажется единственным достоинством принятия этого закона будет то, что не потребуется перед пенсией бегать работнику по предприятиям, где печати плохо читаются, и справки заказывать.
А то, что данные будут где-то храниться (а не у самого работника или в ближайшем доступе у нынешнего работодателя), мне лично не нравится, доверия нашему государству и его структурам все меньше. Как бы не пришлось вообще весь свой стаж доказывать!
А представьте, хакер какой-нибудь взломает! Вон, взламывают же они банковские системы, влезают в выборы президентов других государств, что им стоит влезть в базу данных какого-то Пенсионного фонда, просто так из вредности, хотя бы!
Нет, считаю, что совсем от трудовых книжек отказываться нельзя. Пусть эта система дублирует записи, но не является единственной.
Работать новая схема будет через Пенсионный фонд — как во многих других странах. Сейчас работодатели и так сдают в электронном виде сведения в ПФР о трудовой деятельности сотрудников. В будущем появятся небольшие дополнения к пенсионной отчетности — добавят новые поля по каждому сотруднику: о приеме на работу, о переводах, увольнениях, об образовании и т. д, то есть все те данные, которые уже сейчас есть в бумажной трудовой книжке.
Электронные трудовые книжки будут интегрировать с порталом госуслуг. Это позволит кадровой службе быстро получить необходимую информацию о стаже и трудовой деятельности соискателя при приеме на работу. Это удобно, например, при трудоустройстве удаленных работников. Кроме того, доступ к базе данных с электронными трудовыми книжками получат и другие государственные и муниципальные органы, которые работают с этой информацией.
Немного истории
Впервые трудовые книжки появились в Кодексе законов о труде (КЗоТ) в 1918 году. Этот документ должны были получать все граждане начиная с 16 лет.
В 1922 году трудовые книжки упразднили. Вместо них сначала ввели расчетные книжки, а в 1926 году — трудовые списки.
Эксперименты закончились в 1939 году, когда трудовая книжка появилась вновь. С 15 января 1939 года в СССР появилась трудовая книжка единого образца в фиолетовой обложке, которая использовалась до 1974 года. Эти книжки не имели ни серий, ни номеров, ни водяных знаков.
С 1975 по 1982 год трудовые книжки выпускали в темно-зеленой обложке, потом документ стал светло-голубым. Документ мог быть как русскоязычным, так и двуязычным — на русском языке и на языке союзной или автономной республики, автономной области или автономного округа. В бланке появились серия и номер. Все страницы защитили водяными знаками в виде «змеек», видимых на просвет.
После развала СССР советская трудовая книжка долгое время не менялась. Только с 2004 года появилась трудовая книжка нового образца.
У нового бланка есть защита от подделок и специальный шов. Он исключает возможность замены листов. Герб СССР на обложке заменили на герб России. Обложка теперь темно-серая. Формат документа уменьшен до размера паспорта. Взамен прежних 40 страниц в новой трудовой книжке 44 страницы. В ней по 10 разворотов «Сведения о работе» и «Сведения о награждении».
Трудовые книжки имеют давнюю историю, но, кроме России, остались они только в странах бывшего СССР.
Трудовые книжки (Arbeitsbuch) были в гитлеровской Германии (с 1935 года по 1945-й). Их применяли также и в послевоенной ГДР, во Франции, Италии, Дании. Сейчас в этих государствах подобного документа нет. Вместо трудовых книжек работодатели требуют от соискателей резюме, диплом об образовании, характеристики с предыдущего места работы и т. д.
Трудовую биографию в других странах сейчас отслеживают по данным налоговой инспекции об отчислениях с зарплаты. Для расчета размера пенсий используют личные счета граждан, в которых также содержится информация о работодателях, зарплате и отчислениях с нее. Работник каждый год получает от своего пенсионного фонда отчеты о размерах его пенсионных накоплений.
В некоторых европейских странах, таких как Германия, Италия, Австрия, Франция, есть аналог нашей трудовой книжки — трудовая карточка. От нашей книжки она отличается тем, что владелец может предъявлять ее работодателю только по своему усмотрению, чтобы внести данные о приеме на работу и увольнении. В Германии у работников есть также книжка социального страхования. При этом во всех этих странах ведется электронный учет страхового стажа.
В Испании действует электронная система Vida Laboral (трудовая жизнь). В этой системе отражаются все факты приема на работу и увольнения сотрудника с работы, а также состояние налоговых отчислений. Вся информация автоматически поступает в Министерство труда и Фонд социального страхования.
Дело в том, что вместо обычной трудовой книжки введут электронные сведения, которые будут передаваться в ПФР.
По сути, это еще один отчет, который будут формировать работодатели. Что он в себя включает, и как часто его надо будет сдавать — расскажем.
Проект о внесении изменений в Федеральный закон № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» размещен для публичного обсуждения.
Раздел «Сведения о трудовой деятельности застрахованного лица» станет составной частью индивидуального лицевого счета. В этом разделе будут отражаться сведения о приеме на работу, переводе на другую работу с указанием должности, специальности, профессии, квалификации, об увольнении с указанием оснований прекращения трудового договора.
В новом разделе ИЛС будут отражаться следующие сведения:
1) место работы:
• наименование страхователя, сведения о его переименовании, основание переименования и данные соответствующего документа о переименовании;
• регистрационный номер страхователя;
2) выполняемая работа и периоды работы:
• сведения о приеме на работу или назначении в структурное подразделение страхователя (при наличии);
• наименование должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации (разряда, класса, категории, уровня квалификации) (при наличии);
• сведения о переводах на другую работу;
• сведения об увольнении и основаниях прекращения трудового договора;
• данные соответствующего приказа (распоряжения) иного решения или документа страхователя, являющегося основанием для оформления указанных в настоящем подпункте трудовых отношений.
Предоставлять все эти данные в ПФР работодатели будут с 1 января 2020 ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем. Такой график сдачи новой отчетности будет действовать 1 год, до конца 2020-го.
С 1 января 2021 года представлять такие сведения надо будет не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа(распоряжения) или иного документа, являющегося основанием для представления указанных сведений.
Формировать вышеназванные сведения необходимо в форме электронного документа. Для этого страхователи могут пользоваться своей бухгалтерской программой или применять электронные сервисы, предоставляемые на безвозмездной основе Пенсионным фондом.
Таким образом, даже для мелких компаний и индивидуальных предпринимателей бумажного варианта сдачи этого отчета не предусмотрено. Все будут сдавать сведения исключительно в электронном виде.
Никаких расходов бизнес не понесет, уверены в Минтруде.
В пояснительной записке отмечается, что законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности.
По мнению Минтруда, считается, что работодатели не понесут расходов, связанных с внедрением трудовой книжки в электронном виде, по следующим основаниям:
1) кадровые документы в организациях так и так уже формируются в какой-то программе (например, 1С), а значит сформировать там необходимые данные не составит труда;
2) никаких принципиально новых сведений формировать не надо будет. Все то же самое сейчас указывается при заполнении трудовой книжки. Из нового — уточняется только перечень данных об образовании и квалификации работников;
3) работодатели имеют опыт предоставления данных в электронном виде в ПФР начиная с 2002 года.
А вот со стороны федерального бюджета предлагаемые поправки потребуют определенных вложений. На внедрение этой системы в 2019 году потребуется 76,5 млн. рублей, в 2020 году — 83,2 млн. рублей, а с 2021 года ежегодно не менее 122,7 млн. рублей.
Общий объем затрат на необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия составит 159,7 млн. рублей в 2019-2020 годах и 122,7 млн. рублей в последующий период ежегодно.
За ненадлежащее исполнение обязанности по передаче сведений о трудовой деятельности страхователь (его должностное лицо) несет административную ответственность за нарушение трудового законодательства.
Накладывать наказания за такие нарушения уполномочен Роструд. Но как трудинспекторы узнают о нарушении? Им об этом сообщит ПФР в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Добавим, Статья 5.27 КоАП будет дополнена частью 8, согласно которой с 2021 года нарушение работодателем сроков предоставления сведений о трудовой деятельности работника в информационную систему ПФР, либо предоставление данных сведений в неполном объеме или в искаженном виде, — влечет предупреждение должностных лиц.
Для этой цели разработан проект о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Напомним, ранее Минтруд подготовил законопроект, согласно которому с 1 января 2021 года сведения о трудовой деятельности работников будут вестись только в электронном виде, за исключением работников, подавших заявление о ведении трудовых книжек на бумажном носителе. С 2027 года Минтруд планировал полностью отказаться от применения бумажных трудовых книжек.
Теперь Минтруд подкорректировал законопроект и исключил норму о переходном периоде до 2027 года.
«Если работник хочет, чтобы параллельно работодатель продолжал вести бумажную трудовую книжку, то необходимо подать соответствующее письменное заявление работодателю. В этом случае бумажная трудовая книжка будет вестись до окончания трудовой деятельности работника», - приводит сообщение министерства ТАСС.
Электронные трудовые книжки без возможности ведения бумажного варианта будут оформляться для лиц, впервые вступающих в трудовые отношения.