Ст. 101.4 НК РФ предусматривает составление акта должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления налогового правонарушения. Нигде не могу найти ответ на вопрос: ЧТО СЧИТАТЬ ДНЕМ или МОМЕНТОМ выявления налогового правонарушения в ходе иных мероприятий налогового контроля? Может быть, кто-нибудь подскажет?
Ст. 101.4 НК РФ предусматривает составление акта должностным лицом налогового органа в течение 10...
Приведу неплохой комментарий знакомого юриста:
"Учитывая, что НК РФ не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).
Таким образом, можно предположить, что для налоговых правонарушений, по ст. 122 и ст. 123 НК РФ, которые, как правило, и выявляются по результатам выездных налоговых проверок, моментом, с которого начнет течение срок давности взыскания налоговой санкции, будет являться дата составления акта выездной налоговой проверки.
Что же касается иных налоговых правонарушений, то дата их обнаружения должна определяться исходя из конкретных обстоятельств дела. Причем даже если, например, налогоплательщик не представит в процессе выездной налоговой проверки какие-либо документы, т.е. совершит налоговое правонарушение по п. 1 ст. 126 НК РФ, срок давности взыскания санкции должен начать исчисляться не с момента составления акта по результатам этой выездной проверки, а по истечению срока, в течение которого эти документы должны быть предоставлены (постановление ФАС СЗО от 25.09.2001 N А26-2532/01-02-04/95; постановление ФАС УО от 05.03.2003 N Ф09-419/03-АК; постановление ФАС ВСО от 20.05.2003 N А-33-14621/02-С3с-Ф02-1370/03-С1).
При проведении иных, помимо выездной налоговой проверки, мероприятий налогового контроля днем обнаружения правонарушения можно назвать день, когда полномочное должностное лицо налогового органа выявило деяние лица, содержащее состав данного налогового правонарушения. При этом не имеет значение, оформляется ли факт обнаружения налогового правонарушения каким - либо актом или в составлении такого акта не было надобности, т.е. важен сам факт обнаружения налогового правонарушения. В литературе по этому поводу правильно указывается, "если налоговые органы и составляют акты при камеральных налоговых проверках и иных мероприятиях налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок подлежит исчислению со дня обнаружения налоговой инспекцией факта налогового правонарушения безотносительно даты составления акта. Этот день в каждом конкретном случае устанавливается по-разному"
Если у вас камералка НДС, то в случае выявления нарушений в ходе ее проведения должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки, срок которой 3 месяца со дня подачи декларации.
Извините, опечаталась, декларация по НДС за 2 квартал 2017 г. В ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 2 квартал 2017 г. налоговая инспекция выставила требование о представлении пояснений. Срок ответа на требование (5 дней) истек 08.12.17. Вместо представления пояснений, организация подала уточненную декларацию по НДС за 2 квартал 2017 г. 11.12.17., т.е. с пропуском срока представления пояснений по требованию на 3 дня. Сумма НДС к уплате в декларации не изменилась. 13.06.2018. налоговая прислала Акт об обнаружении фактов....налогового правонарушения (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ.) Акт ставлен на основании п. 1 ст. 101. 4 НК РФ. и к камеральной налоговой проверки декларации по НДС он отношения не имеет. Основание составления Акта - иные мероприятия налогового контроля. Повторюсь: п.1 ст. 101.4 НК РФ предусматривает составление акта в течение 10 дней СО ДНЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Вопрос: можно ли считать днем ВЫЯВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ должностным лицом налогового органа - дату подачи корректирующей декларации по НДС за 2 квартал 2017 г., а именно - 11.12.17. а, следовательно, составление Акта за пределами срока, установленного в п.1 ст. 101.4 НК РФ? Уважаемые эксперты, выскажите, пжл, свое компетентное мнение по этому вопросу. Спасибо.
Срок составления акта - в течение 10 дней со дня выявления нарушения законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ. Указанный срок исчисляется с соблюдением правил, установленных ст. 6.1 НК РФ:
- срок определяется в рабочих днях;
- течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. То есть, со дня, следующего за днем выявления правонарушения.
Моментом выявления нарушения является момент истечения срока, предусмотренного для исполнения обязанности, установленной законодательством о налогах и сборах (постановления Шестого ААС от 29.01.2014 № 06АП-6946/13 и от 10.04.2013 № 06АП-1281/13, Семнадцатого ААС от 19.10.2012 № 17АП-11009/12).
В то же время из п. 1 ст. 101.4 НК РФ не следует, что десятидневный срок составления акта является пресекательным и что за пределами этого срока налоговый орган не вправе составлять акты о выявленном правонарушении.
В силу п. 12 ст. 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для признания решения налогового органа недействительным.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
При этом арбитражные суды исходят из того, что нарушение сроков составления акта не является существенным нарушением процедуры проведения проверки (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 23.03.2016 № Ф02-1247/16, ФАС Северо-Западного округа от 24.05.2013 № Ф07-2011/13, Шестого ААС от 29.01.2014 № 06АП-6946/13).
Вместе с тем, несвоевременное составление акта может привести к пропуску налоговым органом совокупного срока взыскания налоговой санкции в судебном порядке (постановления Шестнадцатого ААС от 24.06.2014 № 16АП-1930/14, Шестого ААС от 15.12.2014 № 06АП-6721/14)