Сегодня Госдума сделала очередные подвижки в отношении пакета законопроектов о электронных трудовых...

olkos2002
Постоянная ссылка #

Сегодня Госдума сделала очередные подвижки в отношении пакета законопроектов о электронных трудовых книжках. 

Все порталы пестрят заголовками об этом событии, но опять ни слова о том, как ведение книжек будет выглядеть на предприятиях. Но, штрафы за непередачу данных уже придумали. О чем пишут?

От каждого – по заявлению

Каждый работник должен будет до конца 2020 года подать заявление – либо о том, что он хочет сохранить трудовую книжку в традиционной версии, либо о согласии с ведением информации только в электронном формате (в этом случае работодатель выдает работнику "бумажную" трудовую, и больше ее не ведет ни он, ни следующие наниматели).

Желание работника продолжить ведение книжки или отказаться от нее попадет в базу ПФ, и каждый новый работодатель будет учитывать единожды поданное заявление. Те, кто не работал, но имел сохраненное рабочее место, а также безработные, смогут выразить свою волю при возвращении (найме) на работу в любой момент, в том числе, по окончании 2020 года.

После 2020 года можно будет в любой момент перейти на электронный формат (отказаться от "бумаги"). Те, кто впервые поступает на работу после 31 декабря 2020 года, "бумажных" трудовых будут лишены.

Работа над ошибками

Если работник выявил неверную или неполную информацию в электронных сведениях о своей трудовой деятельности, поданных в ПФ, работодатель по письменному заявлению работника обязан исправить их или дополнить. При этом не уточняется, что работодатель должен сначала проверить информацию.

Выбор без условий

Согласно новой редакции норм о выдаче трудовой книжки при увольнении можно будет выдать или "бумажную" трудовую, или "сведения" (условия для выбора не уточняются). Если нет возможности сделать это лично, работодатель должен будет направить работнику или уведомления насчет выдачи бумажной трудовой, или – распечатанные и заверенные сведения о трудовой деятельности. После этого работодатель освобождается от ответственности за невыдачу книжки или сведений.

Таким образом, исходя из имеющихся формулировок, получается, что если работник думал, что "бумажная" трудовая ведется, но кадровик ее где-то потерял, то при увольнении фирма сможет отделаться отправкой распечатанных сведений из "электронной трудовой".

ПФ будет знать все

В числе сведений о трудовой деятельности, которые работодателю придется сдавать в ПФ, будут данные о наименовании работодателя и о его переименованиях, а также о работе застрахованного. Второе будет включать сведения о:

  • приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения;
  • трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы);
  • переводах на другую постоянную работу;
  • увольнении и основаниях прекращения трудового договора. Здесь надо будет указывать еще и причину увольнения;
  • реквизитах приказов (распоряжений), иных решений или документов.

Кроме того, сведения о трудовой деятельности будут включать информацию о том, какой вариант "трудовой книжки" выбран работником – бумажный или электронный.

Отчетность не будет ежемесячной

Все перечисленные данные (включая – о выборе варианта) вместе с ФИО работника и СНИЛС надо будет подавать в случаях:

  • приема на работу,
  • переводов на другую постоянную работу и увольнения,
  • подачи заявлений о выборе бумажной или электронной "трудовой".

В следующем году это надо будет делать до 15 числа месяца, перед которым имели место такие случаи. В общем, отчет не будет ежемесячным, как это планировалось первоначально (и это немного радует), и сдавать его надо будет не по всем работникам каждый раз, а только по тем, с кем происходили перечисленные события.

При первой подаче такого отчета по какому-то конкретному работнику надо будет также указать сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя. При отсутствии событий (и отчета) сведения по состоянию на 1 января 2020 года надо подать до 15 февраля 2021 года.

С 2021 года до 15 числа надо будет отчитываться лишь в двух случаях: после перевода на другую работу или подачи заявления о выборе. Если же работника наняли или уволили, то отчитаться об этом (присовокупив все сведения о его трудовой деятельности) надо будет на следующий же день после издания приказа.

Если работников менее 25, то сдавать сведения из "электронной трудовой" можно будет на бумаге.

Кару могут смягчить

При выявлении ПФ нарушений в сфере представления упомянутых сведений он будет сообщать об этом в трудинспекцию. При этом поправками в закон о персучете предусмотрена отсылка на административную ответственность как за нарушения трудового законодательства (то есть – по статье 5.27 КоАП).

В этой связи радуют первые подвижки по законопроекту с поправками в КоАП – статью 5.27 КоАП дополнят, и  неоднократное нарушение при "сливе" новых сведений в ПФ будет грозить должностным лицам всего лишь предупреждением (в противовес "общим" наказаниям по этой статье, включающим штраф в размере 1-5 тысяч рублей).

Правда, не совсем понятно, почему смягчение наказания прописывается только для рецидивов, и ничего не оговаривается насчет однократного нарушения. Возможно, этот вопрос снимется после того, как в законопроект внесут поправки ко второму чтению.

Для юрлиц и ИП будет в любом случае актуален "общий" штраф – 30-50 тысяч рублей и 1-5 тысяч соответственно.

Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение