Давайте чисто теоретически рассмотрим такой вопрос. Компания, АО, ООО, ИП неважно, заключило...

Астахов Павел
Постоянная ссылка #
Давайте чисто теоретически рассмотрим такой вопрос.
Компания, АО, ООО, ИП неважно, заключило договор на оказание транспортных услуг с физлицом (не ИП). Оно оказывает транспортные услуги, на арендованном у другого физлица (опять не ИП) автомобиле.
Вопросы:
1 Нужен ли в такой ситуации путевой лист?
2. Если все таки нужен, то как быть с медосмотром и техосмотром?
Сергей экономист
Постоянная ссылка #

Вопрос достаточно спорный. Документооборот при аренде автомобиля фактически не урегулирован действующим законодательством. Как указано в Приказе Минтранса России N 152, обязанность выписки путевых листов распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

По договору аренды транспорта без экипажа имущество эксплуатирует арендатор, следовательно, на период аренды он является владельцем ТС, сведения о котором указываются в путевом листе. Но здесь ситуация нетипичная, физлицо не является предпринимателем, арендует транспорт у другого физлица, а потому (как гражданин) управляет автомобилями без путевых листов. В данном случае некоторые специалисты рекомендовали бы ООО ограничиваться актом оказания транспортных услуг без выписки путевых листов. Одновременно с этим суды часто не признают необходимости оформления путевых листов в целях подтверждения правомерности включения в состав налоговых расходов в целях произведенных арендатором затрат по аренде автотранспорта хотя и с экипажем (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 N А56-15033/2007, ФАС Северо-Кавказского округа от 04.09.2008 N Ф08-4964/2008). Более того, в рассматриваемом случае ООО заключило договор на оказание транспортных услуг, а не арендный договор, что запутывает ситуацию еще больше.

Нужно обратить внимание на такой момент, что если договор оформлен, как договор оказания транспортных услуг, то маршрут движения и объемы работ должны быть известны заранее, и содержаться в выписанной перед выездом товарно-транспортной накладной. Если маршруты и объемы работ заранее неизвестно, то велика вероятность переквалификации договора на аренду (субаренду) с экипажем.

Тем не менее и в этой ситуации не исключено, что налоговики потребуют наличия путевых листов. Например, если у ООО помимо оплаты услуг по транспортировке, возникают иные затраты связанные с эксплуатацией техники, например, компенсация ГСМ физлицу или возмещение страховки, наличие путевых листов было бы крайне желательно. Так, согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" путевой лист — это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. В связи этим в нем указывается дата и цель поездки, показания спидометра, остатки горючего при выезде и возврате и другие реквизиты. Таким образом, дополнительно подтверждается производственный характер произведенных расходов.

Одновременно с этим рассмотрим необходимость наличия путевого листа с другой позиции. Согласно пункта 2.1.1 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090:

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

То есть в данном случае, водитель перевозит груз или пассажиров в интересах коммерческой организации, а не ездит сам по себе, на дачу, не везет картошку. Коммерческая направленность перевозки налицо. В связи с этим, с этой точки зрения наличие путевого листа все же необходимо. Вопрос в другом, кто же его должен выписывать? В этой запутанной ситуации, я считаю, что это должно делать ООО, по поручению которого осуществляется перевозка.

В подтверждение своей позиции, об обязательности путевого листа, хотелось бы еще раз обратиться Федеральному закону от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". В нем в ст.6 есть вот такая фраза:

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

В данном случае речь идет именно о коммерческих перевозках. Поэтому допускаю, что при отсутствии путевого листа вопросы могут возникнуть не только у ИФНС, но и у ГИБДД, транспортной инспекции. Поэтому я считаю, что путевой нужен и в данной ситуации.

Но, я допускаю, что у других форумчан может быть диаметрально противоположная точка зрения. Возможно, у кого-то есть контраргументы, иной взгляд на этот вопрос, под напором которых я изменю свое мнение. Есть мнения отдельных юристов в сети, которые считают что в такой ситуации он не нужен, но  они настроены судиться если что, а в обычной хозпрактике, компании, я думаю, это ни к чему.

Астахов Павел
Постоянная ссылка #
Я понял вашу точку зрения, хотя честно говоря сам думал, что путевые не нужны в этой ситуации. А как быть с техосмотром и медосмотром. Гонять физлицо в платную клинику и к механику компании с утра-пораньше?
Сергей экономист
Постоянная ссылка #
Склоняюсь к такому варианту, но может кто-то считает что этого делать не нужно. Каких-то исключений для порядка оформления путевых нет. Поэтому, если начал выписывать, то нужно соблюдать и требование по медосмотру и по техосмотру все строго по Приказу Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152.
Астахов Павел
Постоянная ссылка #
Хорошо, предположим решили писать путевой лист.
Но компания рассмотрим допустим случай,оказывает услуги такси на машинах физлиц, при этом физлицо пишет доверенность на это авто на организацию.
Вопрос, что указывать в обязательном реквизите бланка путевого листа "Наименование собственника транспортного средства" физлицо или компанию?
Сергей экономист
Постоянная ссылка #
Если обратиться к Приказу Минтранса России от 18.09.2008 N 152, то там написано так :
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают:
По моему мнению, это доверенность по факту передает организации право владения, без которого невозможно пользование объектом. Поэтому думаю нужно указывать организацию в этой ситуации.
Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение