Предприятие, находящееся на общей системе налогообложения, провело конкурс в социальных сетях по...

Костя Н.
Постоянная ссылка #
Предприятие, находящееся на общей системе налогообложения, провело конкурс в социальных сетях по размещению рекламы своей продукции.
Конкурс заключался в максимальном распространении рекламного материала о продукции организации в социальных сетях. По результатам конкурса физическим лицам выданы призы в виде готовой продукции предприятия (бытовая техника). Победителями были признаны физические лица, больше всех осуществившие репост рекламного материала. Стоимость готовой продукции превышает 4000 руб. Каков порядок бухгалтерского учёта (бухгалтерские проводки) данной хозяйственной операции? Каков порядок налогового учёта (что будет являться базой для начисления НДС, НДФЛ, налога на прибыль)?
Юрист-консультант
Постоянная ссылка #
Налог на прибыль
К расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через информационно-телекоммуникационные сети, к которым относится сеть Интернет.
В рассматриваемой ситуации рекламная информация о готовой продукции организации распространялась участниками конкурса среди неопределенного круга лиц в сети Интернет. Поэтому расходы, например, на создание и размещение рекламной информации в сети Интернет могут быть учтены в размере фактически понесенных затрат на основании абзаца 2 п. 4 ст. 264 НК РФ.
При этом абзацем 5 п. 4 ст. 264 НК РФ определено, что расходы налогоплательщика, в частности, на изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации вручаемыми призами в рамках рекламной кампании является готовая продукция, изготовленная организацией, поэтому расходы на ее изготовление (т.е. прямые расходы, приходящиеся на призовую продукцию) могут учитываться организацией в том отчетном периоде, в котором эти призы вручались, в размере, не превышающем 1% выручки от реализации за этот период, определяемой в соответствии со ст. 249 НК.
Если расходы на изготовление вручаемых призов превышают установленный предел, то сверхнормативные расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются.
Рассчитывать предельный размер нормируемых рекламных расходов следует исходя из выручки от реализации без учета НДС и акцизов, поскольку выручка признается доходом от реализации за исключением суммы налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю).
Выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года). Следовательно, норматив рекламных расходов в течение года меняется. Таким образом, сверхнормативные рекламные расходы, которые не были учтены налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль в одном отчетном периоде, могут быть учтены им соответствующим образом в последующих отчетных периодах календарного года.

НДС
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров на территории РФ признаются объектом налогообложения НДС. При этом реализацией товаров в целях главы 21 НК РФ признается также передача права собственности на товары на безвозмездной основе.
Таким образом, безвозмездная передача товаров (в том числе готовой продукции) в рекламных целях подлежит налогообложению НДС.
При этом пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения НДС в отношении передачи в рекламных целях товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей.
В п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 разъясняется, что не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения, распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.
Данный вывод касается таких материалов как рекламные брошюры, каталоги и т.п.
В рассматриваемой ситуации победителям конкурса передается право собственности на готовую продукцию организации, расходы на изготовление единицы которой превышают 100 руб., и которая обычно реализуется покупателям, поэтому такая передача является безвозмездной реализацией товаров для целей главы 21 НК РФ.
Таким образом, в данном случае на момент передачи победителям конкурса предметов бытовой техники организация должна определить налоговую базу по указанным товарам исходя из их рыночной цены (не уменьшается на 100 руб.), с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения НДС и начислить НДС по ставке 18%.
Поскольку операции по передаче призов победителям конкурса признаются объектом налогообложения НДС, то "входной" НДС по товарам (работам, услугам), использованным на изготовление безвозмездно переданной продукции, принимается к вычету в общеустановленном порядке. Оснований для восстановления ранее принятых сумм налога к вычету не имеется.

НДФЛ
На основании п. 1 ст. 211 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций в натуральной форме в виде товаров налоговая база определяется как стоимость этих товаров, определяемая исходя из рыночных цен этих товаров. При этом в стоимость таких товаров включается соответствующая сумма НДС, акцизов и исключается частичная оплата налогоплательщиком стоимости полученных им товаров.
Таким образом, базой для исчисления НДФЛ в рассматриваемой ситуации будет являться рыночная стоимость приза с учетом НДС.
В то же время п. 28 ст. 217 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения НДФЛ доходов, не превышающих 4000 руб., полученных налогоплательщиком за налоговый период в виде стоимости любых выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).
Следовательно, в рассматриваемой ситуации НДФЛ облагается сумма превышения рыночной стоимости приза с учетом НДС над суммой равной 4 000 руб. Например, рыночная стоимость приза с НДС составляет 15 000 руб. В этом случае НДФЛ облагается доход в размере 11 000 руб. (15 000 руб. - 4 000 руб.).
Тогда сумма налога, с учетом абзаца 3 п. 2 ст. 224 НК РФ, будет равна 3 850 руб. (11 000 руб. х 35%).
Поскольку доходы в виде призов, полученных в рамках рекламной кампании, не поименованы в НК РФ, то организация, вручающая эти призы, признается налоговым агентом в отношении доходов в натуральной форме, полученных физическими лицами.
Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 35%, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.
Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения физическим лицом дохода.
В данном случае датой получения дохода в натуральной форме признается день вручения приза. На эту дату организация должна исчислить сумму НДФЛ по ставке 35%.
Удержать исчисленную сумму налога необходимо при выплате любых доходов, выплачиваемых организацией налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.
Перечислить исчисленную и удержанную сумму налога организация обязана не позднее дня (рабочего дня, то есть дня, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем - п. 7 ст. 6.1 НК РФ), следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Бухгалтерский учет
Операции по вручению призов могут быть оформлены следующими записями:
Дебет 44 Кредит 43
- себестоимость призовой продукции учтена в расходах на продажу;
Дебет 44 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- начислен НДС;
Дебет 90 Кредит 44
- расходы на продажу учтены в себестоимости продаж.
YUliyaS
Постоянная ссылка #
Хорошая статья. спасибо!
Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение