Российская организация (сельскохозяйственный товаропроизводитель) арендует технику (тракторы и экскаваторы, которые непосредственно участвуют в сельхозработах) у иностранной организации, срок аренды - 5-6 месяцев. Организация-арендодатель представительства на территории РФ не имеет, по окончании договора аренды техника возвращается за пределы РФ.
На всю технику в Ростехнадзоре получены свидетельства о регистрации на срок аренды.
Тракторы, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не являются объектом налогообложения транспортным налогом.
Должна ли организация уплачивать транспортный налог для юридических лиц за экскаваторы за период аренды? Должна ли вся эта техника отражаться в декларации по транспортному налогу?
или
Задать вопрос
Российская организация (сельскохозяйственный товаропроизводитель) арендует технику (тракторы и...
Вопрос по теме транспортный налог для юридических лиц
Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ по общему правилу плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства (далее - ТС), признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения ТС (п. 1 ст. 363 НК РФ).
На основании пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения ТС, не указанных в пп.пп. 1 и 1.1 п. 5 ст. 83 НК РФ, признается в том числе место нахождения организации, по которому в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано ТС.
Следовательно, уплата транспортного налога осуществляется по месту государственной регистрации ТС.
Поскольку государственная регистрация ТС в анализируемом случае за арендодателем не осуществлена, а временная регистрация осуществлена за арендатором, то, по нашему мнению, плательщиком транспортного налога является организация-арендатор.
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда), а также другие водные и воздушные ТС, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
При этом из числа объектов налогообложения исключаются тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ).
Как видим, экскаваторы прямо в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не поименованы. Этот факт дает основание для исчисления налога в отношении подобных ТС.
В ряде случае аналогичное мнение высказывают и судьи. Например, в определении ВАС РФ от 16.03.2010 № ВАС-2570/10 указывается, что экскаватор JCB не относится ни к тракторам, ни к комбайнам и не подлежит освобождению об уплаты транспортного налога по основаниям, предусмотренным пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.
Вместе с тем встречаются судебные решения и с противоположными выводами.
Например, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2007 № А74-165/2007-Ф02-5120/2007 посчитали, что в отношении экскаваторов, используемых при сельскохозяйственных работах сельскохозяйственным товаропроизводителем, правомерно применение пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.
Таким образом, в настоящее время единого мнения по вопросу применения нормы пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ к экскаваторам, используемым при производстве сельскохозяйственных работ, судьями не выработано.
Исключение данных ТС из объектов налогообложения транспортным налогом для юридических лиц может привести к налоговым спорам. Разъяснений уполномоченных органов применительно к рассматриваемой ситуации не обнаружено.
В отношении заполнения налоговой декларации:
Начиная с представления налоговой декларации по транспортному налогу за 2017 год, применяется форма налоговой декларации (далее - Декларация) по транспортному налогу, утвержденная приказом ФНС России от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@. Этим же приказом утвержден и Порядок заполнения Деклараци.
Пункт 5.1 Порядка определяет, что раздел 2 Декларации заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, зарегистрированному в соответствии с законодательством РФ. При этом никаких исключений для ТС, не являющихся объектом налогообложения, Порядок не содержит.
В этой связи можно сделать вывод, что в декларации следует отразить в том числе и тракторы, исключенные из объектов налогообложения. В пользу такого способа заполнения декларации свидетельствует Приложение N 5 к Порядку "Коды видов транспортных средств", которое содержит код для тракторов сельскохозяйственных (530 01).
Писем финансового и налогового ведомств, где разъяснялся бы порядок заполнения Декларации в отношении ТС, не являющихся объектом налогообложения не нашлось. Финансовое ведомство лишь указывает на то, что не предусмотрена обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации по транспортному налогу организациями, на которых в установленном порядке зарегистрированы ТС, не являющиеся объектом налогообложения.
Судьи высказывали противоположные позиции по данному вопросу.
Так, в постановлениях ФАС Поволжского округа от 06.06.2014 № Ф06-6620/13 судьи не посчитали неправомерным отражение в декларациях по транспортному налогу ТС, не являющихся объектом налогообложения.
Однако из постановления АС Восточно-Сибирского округа от 01.09.2016 № Ф02-4659/16 косвенно следует, что неотражение в налоговой декларации ТС, не являющихся объектом налогообложения, не является ошибкой.
В такой ситуации ваша организация может воспользоваться своим правом и обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту учета или в Минфин России.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения ТС (п. 1 ст. 363 НК РФ).
На основании пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения ТС, не указанных в пп.пп. 1 и 1.1 п. 5 ст. 83 НК РФ, признается в том числе место нахождения организации, по которому в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано ТС.
Следовательно, уплата транспортного налога осуществляется по месту государственной регистрации ТС.
Поскольку государственная регистрация ТС в анализируемом случае за арендодателем не осуществлена, а временная регистрация осуществлена за арендатором, то, по нашему мнению, плательщиком транспортного налога является организация-арендатор.
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда), а также другие водные и воздушные ТС, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
При этом из числа объектов налогообложения исключаются тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ).
Как видим, экскаваторы прямо в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не поименованы. Этот факт дает основание для исчисления налога в отношении подобных ТС.
В ряде случае аналогичное мнение высказывают и судьи. Например, в определении ВАС РФ от 16.03.2010 № ВАС-2570/10 указывается, что экскаватор JCB не относится ни к тракторам, ни к комбайнам и не подлежит освобождению об уплаты транспортного налога по основаниям, предусмотренным пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.
Вместе с тем встречаются судебные решения и с противоположными выводами.
Например, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2007 № А74-165/2007-Ф02-5120/2007 посчитали, что в отношении экскаваторов, используемых при сельскохозяйственных работах сельскохозяйственным товаропроизводителем, правомерно применение пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.
Таким образом, в настоящее время единого мнения по вопросу применения нормы пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ к экскаваторам, используемым при производстве сельскохозяйственных работ, судьями не выработано.
Исключение данных ТС из объектов налогообложения транспортным налогом для юридических лиц может привести к налоговым спорам. Разъяснений уполномоченных органов применительно к рассматриваемой ситуации не обнаружено.
В отношении заполнения налоговой декларации:
Начиная с представления налоговой декларации по транспортному налогу за 2017 год, применяется форма налоговой декларации (далее - Декларация) по транспортному налогу, утвержденная приказом ФНС России от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@. Этим же приказом утвержден и Порядок заполнения Деклараци.
Пункт 5.1 Порядка определяет, что раздел 2 Декларации заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, зарегистрированному в соответствии с законодательством РФ. При этом никаких исключений для ТС, не являющихся объектом налогообложения, Порядок не содержит.
В этой связи можно сделать вывод, что в декларации следует отразить в том числе и тракторы, исключенные из объектов налогообложения. В пользу такого способа заполнения декларации свидетельствует Приложение N 5 к Порядку "Коды видов транспортных средств", которое содержит код для тракторов сельскохозяйственных (530 01).
Писем финансового и налогового ведомств, где разъяснялся бы порядок заполнения Декларации в отношении ТС, не являющихся объектом налогообложения не нашлось. Финансовое ведомство лишь указывает на то, что не предусмотрена обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации по транспортному налогу организациями, на которых в установленном порядке зарегистрированы ТС, не являющиеся объектом налогообложения.
Судьи высказывали противоположные позиции по данному вопросу.
Так, в постановлениях ФАС Поволжского округа от 06.06.2014 № Ф06-6620/13 судьи не посчитали неправомерным отражение в декларациях по транспортному налогу ТС, не являющихся объектом налогообложения.
Однако из постановления АС Восточно-Сибирского округа от 01.09.2016 № Ф02-4659/16 косвенно следует, что неотражение в налоговой декларации ТС, не являющихся объектом налогообложения, не является ошибкой.
В такой ситуации ваша организация может воспользоваться своим правом и обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту учета или в Минфин России.
Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение