Объекты валютного контроля при переводе денег за границу
Основными участниками валютных операций, связанных с переводом денежных средств за рубеж, можно назвать:
- Валютных резидентов — физлиц (граждан РФ; иностранные граждане и лица без гражданства с видом на жительство ).
Данные лица могут осуществлять денежные переводы за границу, представленные следующими основными законными способами:
- через платежные системы (Юнистрим, Золотая корона, Contact, QIWI), через российские банки. Впрочем, в связи с введением санкций некоторые платежные системы стали недостпуны (PayPal, WesternUnion), другие действуют в ограниченном режиме. В какие страны можно перевести деньги, надо узнавать в каждом конкретном случае.
- перечислением средств в пользу юрлиц через банки и платежные системы (например, при оплате товаров в интернет-магазине).
- Валютных резидентов-юрлиц (всех юрлиц, зарегистрированных в РФ).
Основные операции, отражающие факт перевода денежных средств за границу:
- перечисление денежных средств контрагентам (поставщикам, кредиторам, заемщикам);
- различные выплаты физлицам (например, наемным работникам за рубежом);
- перечисление различных пошлин, сборов в зарубежные государственные структуры.
Практически во всех случаях данные операции можно провести законно только через банки либо через имеющие лицензию ЦБ небанковские кредитные организации.
- Валютных нерезидентов:
- физлиц, не являющихся валютными резидентами;
- всех юрлиц, зарегистрированных не в РФ, но фактически ведущих хозяйственную деятельность в нашей стране либо взаимодействующих с валютными резидентами РФ.
Данные лица, в принципе, могут осуществлять все те же основные операции, связанные с переводом денег за границу, что и резиденты.
В практике трансграничных денежных переводов также могут задействоваться механизмы, не регламентированные или крайне поверхностно регламентированные российским законодательством. В числе таковых — использование анонимных платежных систем, криптовалют, платежных систем игровых порталов.
По очевидным причинам их задействования в бизнесе нужно избегать. Что касается законных механизмов перевода денежных средств за границу — их применение достаточно детально регламентируется российскими правовыми актами в рамках отраслей права, связанных с валютным контролем.
ВАЖНО! Согласно федеральному закону от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах…» крупные операции с использованием криптовалюты должны быть задекларированы. Нарушения этой правовой нормы влекут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.
В любом случае те или иные валютные транзакции должны быть разрешены или прямо не запрещены законодательством, прежде всего — положениями закона «О валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ.
Узнать о том, какие валютные транзакции разрешены в РФ, а какие — запрещены, вы можете в статье «Валютные операции между резидентами и нерезидентами».
Рассмотрим специфику валютного регулирования самых распространенных операций по переводу денег за границу:
- физлицами-резидентами при переводе денежных средств другим физлицам — резидентам (знакомым, родственникам) или на собственные счета за рубежом;
- юрлицами при взаимодействии с иностранными поставщиками товаров.
Валютное регулирование переводов физлиц-резидентов
Итак, в числе самых распространенных сценариев перевода денег за границу физлицом — отправка гражданином РФ (или иным валютным резидентом — физлицом) денежных средств со своего счета в российском банке на счет получателя-резидента в иностранном банке.
Данная операция может быть осуществлена:
- без ограничений по сумме — если отправитель и получатель являются близкими родственниками: супруги, родители и дети, бабушки-дедушки и внуки, братья и сестры (подп. 12, 17 п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ);
- с ограничением в 5 000 долларов США — в других случаях.
В первом случае банк может запросить у отправителя денежных средств документы, подтверждающие родство с получателем, например копию паспорта получателя, свидетельства о браке, рождении.
Перевод денежных средств от российских физлиц-резидентов другим физлицам, которые проживают за рубежом, через специализированные системы, осуществляется в соответствии с теми же нормами права в сфере валютного регулирования, что регламентируют переводы через кредитно-финансовые организации.
Другая распространенная валютная операция с участием физлиц-резидентов — отправка ими денежных средств со счета в российском банке на собственный счет в зарубежном кредитном учреждении.
Ограничений на сумму таких переводов законодательство РФ не устанавливает. Однако обязывает физлиц, осуществляющих данные транзакции, предъявлять банку уведомление по установленной форме об информировании налоговой инспекции о наличии счета за рубежом (п. 4 ст. 12 закона № 173-ФЗ). Данное уведомление достаточно показать банку один раз — при последующих переводах он его запрашивать не будет.
Если физлицо-резидент отправляет перевод нерезиденту за границу — никаких ограничений на данную операцию не устанавливается (ст. 6 закона № 173-ФЗ). Аналогично если денежные средства направляются за рубеж нерезидентом для резидента или другого нерезидента (ст. 10 закона № 173-ФЗ).
Валютные сделки при импорте: нормативное регулирование
В случае с юридическими лицами к наиболее распространенным операциям, отражающим перевод денежных средств за границу, можно отнести оплату фирмами поставок импортируемых товаров.
Валютные сделки между резидентами, предмет которых — импорт товаров в РФ, не входит в список разрешенных по закону № 173-ФЗ. Поэтому единственным законным типом контрагентов российской фирмы, осуществляющей импорт товаров, может быть иностранное лицо-нерезидент.
По объемам капитала, выводимого в рамках соответствующих сделок, российским законодательством ограничений не установлено. В этом смысле полноценно действует норма ст. 6 закона № 173-ФЗ, по которой операции между валютными резидентами и нерезидентами РФ в общем случае осуществляются свободно.
Вместе с тем экспортно-импортные отношения с участием российских фирм находятся в юрисдикции иных источников права — в частности, инструкции ЦБ РФ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций…» от 16.08.2017 № 181-И. Данный нормативный акт устанавливает достаточно большой объем обязательств российских организаций по оформлению импортных сделок с зарубежными партнерами.
Расчеты с зарубежными партнерами: вместо паспорта сделки
Паспорт сделки не оформляется с 1 марта 2018 г.
Вместо оформления паспорта сделки необходимо поставить на учет в банке (п. п. 4.1, 4.2 Инструкции № 181-И от 16.08.2017):
- импортный контракт, кредитный договор, сумма обязательств по которым эквивалентна 3 млн руб. и более;
- экспортный контракт, сумма обязательств по которому эквивалентна 10 млн руб. и более.
Суммы обязательств определяются по официальному курсу иностранных валют на дату заключения контракта (кредитного договора) или последнего соглашения об изменении суммы обязательств по нему (п. 4.2 Инструкции № 181-И).
В какой срок контракт (кредитный договор) необходимо поставить на учет в банке, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к правовой системе и бесплатно переходите в Готовое решение.
Банк УК принимает контракт (кредитный договор) на учет не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов для учета, присваивает ему уникальный номер. Порядок присвоения уникального номера установлен в Приложениях № 4 и № 5 к Инструкции № 181-И (п. п. 5.5 и 5.8 указанной Инструкции).
Переводы юрлиц за рубеж: структура расчетного документа
Для того чтобы перевести деньги за рубеж, оплатить поставки по импорту, российский резидент передает в банк расчетный документ. Существует ряд требований к его заполнению — также установленных инструкцией № 181-И.
Прежде всего в реквизите «Назначение платежа» расчетного документа необходимо отразить корректный код валютной операции — в соответствии с перечнем кодов, зафиксированных инструкции № 181-И.
Подробнее о кодах валютных операций мы писали в статье.
Код должен быть указан особым способом — с использованием фигурных скобок и аббревиатуры VO. Например, код {VO11100} обозначает, что резидент переводит нерезиденту за рубеж деньги в виде предоплаты за поставку товаров.
Расчетный документ должен отражать назначение платежа, а также соответствовать тем сведениям, что содержатся в других документах, которые представлены в банк резидентом.
Как отобразить комиссию банка за валютный контроль в бухгалтерском и налоговом учете, узнайте в готовом решении от «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к правовой системе бесплатно.
Зарубежный опыт валютного контроля
Какие примечательные факты можно рассмотреть, изучая регулирование валютного контроля в зарубежных странах?
Если говорить, к примеру, о ближайшем соседе России и партнере нашей страны по ЕАЭС — Казахстане, то главный нормативный акт РК в данной сфере — закон Республики Казахстан от 13.06.2005 № 57-III «О валютном регулировании» использует терминологию и правовые конструкции, очень близкие российскому закону № 173-ФЗ. Термины «резидент», «нерезидент», запреты и ограничения на валютные операции с их участием интерпретируются в законе РК № 57-III очень схоже с тем, как это осуществлено в российских источниках права.
Стоит отметить, что в одной из старых редакций указанного правового акта РК употреблялся и термин «паспорт сделки». Но сейчас он не применяется, равно как и соответствующий документ. Что касается сделок по импорту между резидентами и нерезидентами РК, то по смыслу п. 3-1 ст. 20 закона РК № 57-III мониторинг платежей, осуществляемых в рамках данных правоотношений, осуществляется на основе уведомлений, формируемых банками, которые производят расчеты. Таким образом, в данных областях валютного контроля те нормы, что определены законодательством Казахстана, можно назвать менее формализованными в сравнении с российскими.
Что же с опытом дальнего зарубежья?
Выше мы отметили, что российские резиденты, отправляющие денежные средства на свои счета за рубежом, обязаны уведомлять о наличии данных счетов ФНС РФ. Примечательно, что, к примеру, в США реализован похожий правовой механизм.
Любой американец, имеющий финансовый интерес или право подписи при использовании какого-либо финансового аккаунта за рубежом, обязан уведомлять о наличии данного аккаунта Министерство финансов США — но, правда, при условии, что сумма операций на зарубежном счете в течение года превышает 10 000 долларов.
Похожее правило действует в Бельгии. Граждане данного государства, подавая декларацию о возврате налогов, обязаны сообщать в Национальный банк Бельгии о наличии у них, у их супругов или детей банковского счета за рубежом.
Таким образом, законодательство РФ в части валютного контроля можно охарактеризовать как в значительной степени приближенное к стандартам, принятым в мире.
Итоги
Валютный контроль при переводе денежных средств за рубеж осуществляется по законодательству РФ в отношении как физических, так и юридических лиц. Схожие нормы права действуют в странах ближнего и дальнего зарубежья.