Наш телеграм-канал

Управленческий учет организационной деятельности (нюансы)

Управленческий учет организационной деятельности в фирме занимает одно из ключевых мест в вопросе достижения эффективного развития. При этом роль такого учета тем более возрастает, чем больше масштабы бизнеса. Тому, на что следует обратить внимание фирме, выстраивающей систему управленческого учета организационной деятельности, посвящена данная статья.

Базовые принципы учета организационной деятельности

Эффективное и сбалансированное взаимодействие подразделений и отделов управления фирмой, основанное на созданных и обработанных сведениях в соответствии с конкретными задачами при оптимальном показателе затрат на обслуживание и руководство производством, является главенствующим принципом ведения управленческого учета в фирме.

Эксперты «КонсультантПлюс» сформулировали содержательное определение понятия управленческого учета. Ознакомьтесь с ним в специальном материале, к которому можно получить бесплатный пробный доступ.

А здесь — подробный материал о том, что представляют собой объекты управленческого учета.

Организационная структура в любом промышленном хозяйствующем субъекте обеспечивает эффективное взаимодействие отдельных видов производственной деятельности, а также служб общего назначения в фирме.

Производственная структура на промышленном предприятии раскрывает содержание и структуру отделов, участков, цехов, действующих в фирме. А также описывает их взаимоотношения на каждом из этапов управления производством.

ВАЖНО! Равно как и внутренняя хозяйственная форма компании, организационная и производственная структуры выступают основой для формирования системы управленческого учета бизнеса фирмы.

Указанный вид учета на практике осуществляется при помощи разных способов в зависимости от отрасли функционирования компании.

Вместе с тем для всех отраслей производства общими принципами учета считаются следующие:

  1. Предоставление менеджерам различных уровней требуемой информации, которая влияет на принятие необходимых для фирмы решений.
  2. Ко всем производственным отделам фирмы, в которых образуются затраты, следует применять обоснованный принцип, согласно которому из затрат следует объем переработки сырья, что, в свою очередь, приводит к возникновению прибыли для фирмы.
  3. Консолидация сведений осуществляется в учете по центрам: затрат, ответственности и рентабельности.
  4. Выполнение производственных планов и смет является главным показателем, по которому оценивают и контролируют объемы производства, а также расходы и прибыль каждого подразделения.

Кроме того, перед фирмами на практике нередко встает выбор: вести управленческий учет по российским стандартам или в соответствии с МСФО.

О преимуществах учета по МСФО читайте в статье «Управленческий учет по МСФО — основные преимущества».

На основании каких данных осуществляется управленческий учет организационной деятельности

На способ формирования системы накопления информации, служащей базой для управленческого учета, оказывают влияние различные факторы. К ним можно отнести:

Перечисленные выше факторы свидетельствуют о том, что при создании системы рассматриваемого вида учета имеют место такие первоочередные трудности:

Общая масса информационных сведений включает в себя большое количество подсистем.

Особое внимание следует акцентировать на внутренних сведениях. Такая информация отражает различные аспекты производственной деятельности отделов/департаментов фирмы, носит оперативный характер и раскрывает развитие производства и реализации продукции, в том числе и финансовые итоги деятельности как самого предприятия, так и его отдельных подразделений.

Один из аспектов внедрения МСФО на предприятии — подготовка учетной политики. Эксперты «КонсультантПлюс» предлагают вам ознакомиться с практическим решением данной задачи в специальном материале. Получите бесплатный пробный доступ к нему прямо сейчас.

А здесь вы можете узнать больше о назначении учетной политики для целей управленческого учета.

Какие существуют возможные подходы к организации управленческого учета

В качестве отдельных составляющих разделов управленческого учета на практике рассматриваются определенные виды бизнес-активности, в частности:

Все перечисленные виды активности взаимосвязаны между собой, и их нельзя рассматривать отдельно в пределах одного предприятия.

Формирование учета затрат по аналогии с организационной структурой предоставляет возможность для определения степени зависимости деятельности отдельного подразделения от ответственности конкретных лиц (рабочих, бригадиров и т. д.). Также можно проанализировать итоги каждого подразделения, тем самым выяснить их взнос в общие итоги деятельности фирмы.

Вместе с тем, как было указано выше, фирма в управленческих целях, как правило, организует учет в разрезе центров:

Что важно помнить при организации управленческого учета по центрам ответственности

Центр ответственности — это сектор предприятия (отдел, департамент и т. д.), в разрезе которого в фирме осуществляется надзор как за производственными расходами, так и за доходами. При этом руководитель центра полностью отвечает за процесс формирования подобных сведений.

Градация конкретной фирмы на центры ответственности зависит от отраслевых особенностей, технологии производства, способов переработки сырья, ассортимента выпускаемой продукции и т. д.

Основное предназначение учета по центрам затрат заключается в консолидации сведений о расходах и итогах активности по отдельным таким центрам. Это дает возможность рассмотреть зависимость ответственности конкретных лиц от деятельности определенного подразделения, проанализировать итоги определенного подразделения и расценить их вклад в общие итоги деятельности предприятия.

Управление в разрезе центров ответственности обязано отвечать следующим требованиям:

В чем специфика учета по центрам возникновения затрат

Центром затрат принято считать специализированный отдел фирмы, где происходит планирование издержек, учет конкретных расходов на производство, а также осуществляется оперативный контроль за расходами.

На производственном предприятии центрами затрат выступают, как правило, цеха, бригады, отделы и службы и т. д.

В организации выделяют следующие виды центров затрат:

Ключевое различие таких центров в том, что в отношении регулируемых затрат фирма самостоятельно определяет связь между объемом производимой продукции и величиной расходов на ее производство, управляемых определенным центром (цехом). К примеру, бригадир цеха в текущем режиме определяет, сколько материала ему необходимо для производства той или иной продукции, сопоставляет прогнозные величины с фактическими и т. д.

В центрах нерегулируемых затрат корреляция между расходами и показателем объема выпускаемой компанией продукции не исчисляется. В данном случае величина затрат определяется как заранее заданная, рассчитанная, к примеру, лабораторией, исследовательским центром.

Практический учет затрат осуществляется с применением бухгалтерских проводок. В экспертном материале от специалистов «КонсультантПлюс» приведены наиболее типичные для производственного направления. Получите пробный доступ к нему бесплатно.

Управленческий учет вместе с тем следует отличать от бухгалтерского. Об основных признаках разграничения данных видов учета читайте здесь.

Как осуществляется управленческий учет по центрам прибыли/рентабельности

Центром прибыли признается отдел, управленец которого считается ответственным не только за объем расходов, но и за величину прибыли.

ВАЖНО! Менеджер центра рентабельности ориентируется главным образом на итоговое значение прибыли.

О том, как на основе прибыли исчисляется рентабельность, см. в статье «Как провести анализ рентабельности?».

Узнайте также о расчете рентабельности активов и продаж в экспертной консультации, доступной в системе КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ.

Как правило, для управления прибылью в разрезе подразделения ведется специальный бюджет, формируются сметы об исполнении такого бюджета и производится сопоставление плановых итоговых значений по подразделению с фактически достигнутыми.

В качестве примера центра рентабельности на предприятии можно выделить какие-либо крупные производственные цеха. Если же бизнес структурирован в виде холдинга, то центром прибыли будет отдельная компания, являющаяся частью такого холдинга.

Управленческий учет расходов на организационную деятельность

Для корректного учета расходов на организационную деятельность следует помнить ряд моментов.

Во-первых, необходимо выделить затраты, направленные на организационную деятельность, из общей величины накладных расходов.

Во-вторых, в составе расходов на организационную деятельность фирмы в практике принято выделять следующие уровни детализации:

Кроме того, для эффективного управления расходами затраты на организационную деятельность группируют по признаку вида деятельности и целевых функций (управление производством, производственные издержки, налоги и т. д.)

Узнать больше об управленческом учете доходов и расходов вы можете здесь.

Итоги

При осуществлении управленческого учета организационной деятельности компании важно понимать, что первоначальной задачей в данном контексте выступает формирование системы полных и достоверных источников сведений, способных влиять на принимаемые руководством решения. Далее целесообразно корректно выстроить систему как в разрезе центров ответственности, так и отдельно по центрам затрат и рентабельности.